Реализм и номинализм в Средневековой философии
Два направления в схоластике - вели теоретический спор о соотношении категорий и «общее» и «единичное», т.е. о соотношении понятий (т.н. универсалий) и единичных вещей.
Понятие – мысленное выделение и обобщение общих, характерных признаков предметов одного класса (стул, человек, дерево и т.д.).
Категория «общее» - сходные черты и признаки, принадлежащие многим вещам.
Категория «единичное» - отдельный объект, предмет любого класса вещей.
Например: яблоня (единичное) – дерево (общее); Иванов (индивид) – человек.
Реализм(сторонники объективного идеализма, последователи Платона), Ансельм Кентерберийский,1033-1109 и др.) - понятия созданы Богом, поэтому они существуют реально(т.е. сами по себе), и не зависят от единичных вещей (в духе объективного мира идей Платона)
Номинализм (Иоганн Росцелин, 1050-1125, французский философ-схоласт, теолог)– реально существуют лишь единичные вещи. Понятия же существуют лишь номинально как имена (ноумены), которыми человек называет отдельные вещи.
Реализм Номинализм
.
Фома Аквинский (1225-1274):Пытался примирить реализм с номинализмом, говоря о существовании двух разных видах понятий (божественных и человеческих):
1. Понятия, созданные Богом, существуют до реального бытия единичных вещей, и не зависят от них (точка зрения реализма).
2. Понятия, созданные человеком (его разумом). Эти понятия человека, в отличие от божественных, не могут существовать до вещей и не могут их порождать (точка зрения номинализма).
Фактически Ф. Аквинский был сторонником умеренного реализма.