Особенности философии нового времени

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Современная философия - категория науки, которая возникла в Западной Европе в 17 веке, и постепенно распространилась по всему миру. Это не конкретное учение или школа, это общее название для направлений целой эпохи. С 17-го и примерно по начало 20-го века начало и конец современной философии. Если любые взгляды эпохи Ренессанса является предметами для споров, так взгляды этого периода постоянно поддавались критике. Философия нового временисменилась на философию постмодерна.

Современники этого направления обращались к философии эпохи Возрождения и к Рене Декарту как к основателю "ранней современной философии". Может быть поэтому, так много общего таят в себе предыдущие философские положения. Декарт был во многом прав, пытаясь найти в них что-то общее. Основными фигурами в философии сознания, гносеологии и метафизики в течение семнадцатого и восемнадцатого веков были представители двух основных групп: «рационалисты», в основном философы Франции и Германии, которые утверждали, что все знания должны начинаться с определенной «врожденной идеи» порождённой разумом, в этом и была философия нового времени. Декарт, Спиноза, Лейбниц, и Николя Мальбранш были основными рационалистами. «Эмпирики», напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Основными приверженцами этой мысли были Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм.
В конце восемнадцатого века Эммануил Кант изложил идеи новаторской философской системы, в которой утверждал, что должно существовать единство рационализма и эмпиризма. Так или иначе, он был прав.

Идеи Канта вызвали бурю эмоций среди философов в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма. Характерные идеи идеализма состоят в том, что мир и разум в равной степени должны быть рассмотрены как похожие категории, идеи нашли своё завершение в работе Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который среди многих других вещей сказал, что «действительное разумно, разумное действительно». В этом также были особенности философии нового времени. Философские идеи Гегеля имели во многих своих направлениях последователей, но при этом поддавались критике.
Шло время, наука развивалась. Серен Кьеркегор отклонил все идеи и положения систематической философии, рассматривая её как недостаточное руководство для жизни, которое теряет смысл. Для Кьеркегора, жизнь должна быть прожита, и тайна жизни должна быть решена. Артур Шопенгауэр теорию идеализма и сделал вывод, что в мире нет ничего не нужного, но бесполезно бесконечное взаимодействие образов и желаний. Он выступал в роли атеиста и пессимизма. Идеи Шопенгауэра были приняты и преобразованы Ницше, который ухватился за их различия и провозгласил на весь мир, что "Бог умер" и начал отвергать все идеи систематической философии. Ницше нашел в новых идеях не повод для пессимизма, а возможность нового вида свободы.

Философия нового временитрадиционно начинается с Рене Декарта и его изречения " Я думаю, следовательно, я существую ". В начале семнадцатого века в основной части философии доминировала схоластика, написанная богословами, а также рисунки Платона, Аристотеля. Опираясь на догмы, которые прописала философия нового времени, Декарт утверждал, что многие преобладающие в схоластике метафизической доктрины были бессмысленны или ложны. Иначе говоря, он предложил начать философию с нуля. В своей наиболее важной работе, «Размышления о первой философии», он пытается объяснить это, в шести кратких эссе. В них скрыта философия нового времени, Декарт тем не менее считал, что он не может сомневаться, так как почти все объяснимо: реальность физических объектов, Бог, воспоминания, истории, наука, даже математика, но он не может сомневаться в том, что он, по сути, сомневается. Декарт считает, что он думает, даже если это не так, и он знает, что он постоянно думает об этом. На этой основе он строит свои знания резервного копирования действительности.

Многие считают, что основоположником и учредителем идей, которым подчинялась философия нового времени был Бэкон. Философа считают основоположником философской методологии экспериментального естествознания. Бэкон же указал на значимость жизненного опыта в постижении истины. Он считал, что философия должна носить преимущественно практический характер, и высшей целью науки является господство всесильного человека над матушкой-природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам».

Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник.

Основной темой философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм ирационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.
Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона. Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.

Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную.

Наряду с позитивной оценкой возможностей познания, в 17 веке возрождается и философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Он проявил себя в творчестве Беркли и Юма, полагавших, что человек познает всего лищь мир явлений, но не способен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы.

Пантеистическую направленность имели взгляды Спинозы, утверждавшего, что природа - есть причина самой себя и всех протекающих в ней процессов. Бог не стоит над природой, а является ее внутренней причиной. Знание достигаются разумом и оно является первейшим условием свободной деятельности человека. Немецкий философ Лейбниц подчеркивал духовный характер мира. Основой мироздания являются монады, как единицы бытия, придающие миру разнообразие и гармонию.

В 17 веке широкое распространение получило "юридическое" мировоззрение. В его рамках развивалась теория "общественного договора" (Гоббс, Локк). Она объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности. Это мировоззрения исповедовало идею естественных прав человека на свободу и собственность. Юридическое мировоззрение выражало настроения молодой буржуазии, как класса, сформировавшегося в Новое время.

В развитие социальных учений Нового времени в 18 веке особый вклад внесло французское Просвещение (Монтескье, Вольтер, Руссо), которые идейно подготовили французскую революцию 1789 - 1794 гг. Они воспринимали церковь, как символ невежества и мракобесия, тормоз развития общества, поэтому девиз Вольтера: "Раздавите гадину!", стал лозунгом эпохи, предопределив требования отделения церкви от государства. По убеждению Просветителей общественный прогресс возможен только при помощи разума, права, науки и образования. Человек - природно-социальное существо и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Но частная собственность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними, следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика, как форма народовластия.

Значительный вклад в учение о природе и сущности человека, путях его воспитания, внесли французские Материалисты 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они считали, что человек - продукт окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо изменить обстоятельства их жизни. Эта идея Просветителей явилась источником возникновения марксистской философии.

 

 

12. западноевропейская философия 19-20 века (неотомизма, неопозитивизма, экзистенциализма,герменевтика)

Философия второй половины 19 и начала 20 века представляет из себя совокупность разнообразных школ, направлений, которые по разному ставят и рассматривают философскую проблематику, однако проблема человека, его духовно-интеллектуальное содержание остается в центре философский изысканий. Такими основными направлениями были:

1. Философия диалектического материализма, которая представляет из себя развитие, приминение к особенностям общественной жизни 20 столетия. Здесь проблема человека рассматривается через единство разумного и деятельного начала.

2. Философия позитивизма и неопозитивизма. Одно из весьма широких философских направлений 20 века, берущее свое начало со 2-й половины 19 века. Родоначальником позитивизма был французский философ Огюст Конт. Перерабатывая философию Гегеля, он выдвигает в качестве предмета философии позитивистское знание, т.е знание, которое дается положительными науками, особенно естественными. Позитивистские идеи были развиты в работах Спенсера. В 19-20 веке позитивистская философия переходит в философию критического опыта. В рамках этого направления исследуется опыт, прежде всего физический. Это было вызвано глубоким кризисом в естествознании. В это время, в частности в физике, вплотную подошли к изучению микромира. Физические объекты утратили наглядность и самоочевидность.

Начиная с 20-х годов возникает неопозитивизм, который ставит перед собой задачи исследование языка науки, характера соотнесенности понятия и слова, а так же ряд других задач, обусловленных особенностями научного знания. В франкопозитивистской философии проблема человека по существу сводится к его научно-теоретическому содержанию, иначе человек это разум + научное знание.

Философия экзистенциализма - также одно из весьма широких направлений 20-го века. Эта философия берет начало с середины 19 века в философии жизни Ницше и А. Шопенгауэра. В отличие от немецкой классической философии они обратили внимание на внутренний мир человека, считая, что он и должен быть предметом философии. В частности Шопенгауэр подчеркивал определяющую роль воли, а Ницше – стремление к власти. В становлении этой философии большую роль сыграло творчество русских писателей Достоевского и Толстого. Философия экзистенциализма сформировалась в 20-х годах. Наиболее яркие ее представители – Сартр, Ясперс. Они уделяли большое внимание экстремальным условиям, "пограничной ситуации”, в рамках которой наиболее полно раскрывается экзистенция индивида. Философия экзистенциализма оказала большое влияние на искусство.

Т.о в экзистенционисской теории человек рассматривается в единстве разума и чувства.

Философия неотомизма стремилась соединить научное и религиозное знание. Она возникает в 1879 году, когда по указанию Римского Папы Льва 13 изучение трудов Фомы Аквинского становится обязательным во всех католических университетах. С точки зрения этой философии подлинное величие бога раскрывается только перед человеком, который овладел научным знанием и размышлениями о мире способен придти к богу. Наука – это низшая ступень знания, далее идет философия, а затем религия. Человек обретает знания через единство разума и веры.

Постмодернизм - это фаза старения и умирания культуры, это переход от живой "культуры" к мертвой "цивилизации". Для того, чтобы понять сущность постмодерна, нужно просто четко осознать, что постмодерн - целиком западное явление, что это фаза развития именно западной культуры, начало процесса ее саморазрушения. Философы постмодерна (Бодрийар, Делез, Деррида, Лиотар, Фуко, Хайдеггер) доказывают искусственный "насильственный" характер основных категорий западной рациональности.

Т.о. философия 20-го столетия показывает поливариантный характер личностного начала человека. Каждый из указанных содержательных аспектов определяет сущность человека в тех или иных социальных условиях.

Неопозитивисты были среди ученых нового типа, которые продвинули вперед развитие формальной логики. Они сыграли важную роль в области математизации, формализации гуманитарных знаний. Философы неотомисты придают огромное значение формированию и развитию всечеловеческих начал и принципов в современном мире, вопросам культуры и эстетики, тесно связывая развитие человеческой личности с развитием современной культуры.

Герменевтика разрабатывает очень важную для современной ситуации проблему понимания, предметом философского знания с точки зрения герменевтики является человеческий культурный мир, понимаемый как область человеческого общения. Современная западная философия перешагнула границы традиционной классической философии и вышла на широкое поле современной культуры, и прежде всего, такой важной сферы человеческой деятельности, какой является сфера ценностей. Перу многих западных философов принадлежат исследования в области этики, эстетики, религии и науки, антропологии, психологии, литературы и искусства. Многие философы, особенно экзистенциалисты, вырабатывают свой стиль изложения, по которому легко отличить любого из них: Хайдеггера от Гуссерля, Ясперса от Сартра, Сартра от Камю. Многие из них являются блестящими писателями, драматургами. Каждый из них имеет свой стиль философствования и мышления, свой тон, свой художественный "аромат".

Новую западную философию нельзя классифицировать по шкале и мерками классической философии, т.е. с точки зрения основного вопроса философии.

Герменевтикавозникла в середине ХХ в.

В современной западной философии она связана с именами немецкого философа В. Дильтея (1833 – 1911), Х. Гадамера (1900). Основные понятия герменевтики – текст, понимание, диалог. Любая культурная и человеческая реальность рассматривается как текст, который должен быть прочитан и понят.Понимание - постижение смысла культурных явлений и событий. Для того, чтобы понимание состоялось, вводится ситуация диалога. Между автором текста – создателем знаковой системы и читателем, ее интерпретатором.

 

У нее нет отчетливого материализма, идеализма, агностицизма и т.п. Если и есть материализм и идеализм, то они не определяют содержание школ. Одна и та же школа содержит в себе то и другое, и часто ее представители спорят между собой по этому поводу.

Рассмотрим основные направления западной философии: неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм.

Неопозитивизм - это третий этап позитивистской философии. Неопозитивизм никогда не был однородным явлением. К числу его разновидностей относят "логический позитивизм", воззрение которого выразил "Венский кружок", во главе с Шликом, а затем Карнапом (20-30 гг). В 40-50 гг возникла следующая разновидность неопозитивизма - "лингвистическая философия", во главе с Л. Витгенштейном.

Неотомизм - единственная значительная философская система современного объективного идеализма, модернизированный томизм средневекового религиозного учения Фомы (лат. - Томас) АКВИНСКОГО (1225-1274), которое давно объявлялось теологами "вековечной" философией. Представители: Ж.Маритэн, Э.Жильсон, Г. Мансер, И.Бохенский и др. Из всех видов религиозной философии неотомизм пользуется большим влиянием, являясь официальной философией Ватикана. Может показаться невероятным, что учение средневекового схоласта XIII века пользуется авторитетом в век атомной энергии, кибернетики, космических полетов. Что же симпатично и своеобразно в учении неотомистов? Дело в том, что некоторые положения неотомистов звучат действительно притягательно для тех, кто стремится к философскому осмыслению действительности. Во-первых, неотомизм формально провозглашает права разума и науки, объявив ошибочной позицию прежней религиозной философии по отношению к естествознанию, к осуждению творцов науки, еретиков и безбожников; во-вторых, выступает не только против модного иррационализма, принижающего роль разума, но и против откровенного фидеизма, провозглашающего диктат религии по отношению к философии и науке; в-третьих, неотомистская гносеология заявляет, что действительность познаваема и ее суть раскрывается разумом; в-четвертых, неотомисты признают существование окружающего мира независимым от человека. Признавая существование природы вне и независимо от человеческого сознания, неотомисты считают, что сама независимость вещей и явлений природы от человеческих представлений свидетельствует об их сотворенности богом ("достаточно существования вещей, чтобы был необходим бог"). Мир, по мнению неотомистов, есть "иерархия" духовных сущностей: превыше всего бог, за ним - ангелы, ниже - человеческие души, еще ниже -животные. Таким образом, независимость природы от человеческого сознания у неотомистов означает производность ее от духовного начала - бога.

Своеобразным является также неотомистское положение о "гармонии" между верой и разумом. Они утверждают, что вера и знание не исключают, а дополняют друг друга как два данных нам богом источника истины, Хотя неотомисты считают, что вера должна, опираться на разумное, логическое основание, однако источником веры они провозглашают божественное откровение, выраженное, например, в Священном писании. Неотомисты выдвинули принцип "двойственности истин". По их мнению, одна - научная, ее постигают, изучают "обычные" науки, а другая - "высшая", ее постигнуть можно только с помощью религиозной веры. Признание же существования бога это не только вера, но и знание. Доказательство же существования бога - дело философии, ее логического аппарата. Очевидно, что в рисуемой неотомистами картине гармонии веры и разума, главенствующая роль принадлежит все-таки вере.

Процесс познания неотомисты понимают дуалистически, сводя его к вере в бога (неотомисты различают три ступени познания: 1 - чувственная, 2 -рациональная, 3 - ступень божественного откровения). Основная ступень познания - откровение, вера, которая дает истинное знание о духовной сущности мира, боге. Именно эта ступень познания помогает людям проникнуть в тайны, недоступные разуму, в тайны, которые превосходят все, на что человек может надеяться и что он способен постичь.

Неотомизм активно использует достижения естествознания, стремясь подтвердить ими истинность религиозного мировоззрения.

Доказательством сотворения мира неотомисты считают и теорию "расширяющейся Вселенной". Если Вселенная расширяется, рассуждают неотомисты, то, значит, она не только конечна, но и берет начало в "праатоме", из чего следует вывод, что она была сотворена. Папа Пий УП в речи "Доказательства бытия бога в свете современной науки" писал, что "вопреки неразумным предположениям прошлого, чем дальше идет истинная наука вперед, тем больше она открывает Бога, как если бы он ожидал ее за каждой дверью, раскрываемой ею".

Сильный удар по влиянию неотомизма был нанесен тейярдизмом -новым религиозно-философским течением, которое стало быстро распространяться во Франции, а затем и в других странах со второй половины 50-х гг., после того, как были посмертно опубликованы философские труды известного антрополога П.Тейяра де Шардена /1881-1955/.

Тейяр стремился примирить науку и религию иным путем, чем неотомисты. Тейяр разъяснял верующим реальность развития Вселенной, указывая на диалектические черты этого процесса, но вместе с тем жизнь и сознание трактовались Тейяром как первичные духовные сущности, пронизывающие материю и обуславливающие ее эволюцию. В конечном же счете жизнь и сознание трактовались как проявление "психической энергии", первоначально разлитой по всей природе, а в ходе космогенеза, т.е. развития всего бытия, они приняли форму божественной личности, "бога-Омега", который может быть отождествлен, по мнению Тейяра, с Иисусом Христом. Объективно Тейяр не смог своим учением добиться примирения науки и религии, их гармонии, но он сильно способствовал распространению иллюзии, что на намеченном им пути это возможно. В 70-х гг. тейярцизм перестал быть предметом широкого общественного интереса, и в известном смысле лишь углубил кризис религиозной философии отказавшись от важных для христианства догматов.

Одной из распространенных школ субъективного идеализма является и философия экзистенциализма ("философия существования"). Ее представителями являются М.Хайдеггер, К.Ясперс, Г.Марсель, Ж.-П.Сартр, А.Камю. Выразителем этой философии является главным образом творческая интеллигенция. Возникнув послепервой мировой воины, она особенно распространилась после второй мировой войны прежде всего в странах Западной Европы. В философии экзистенциализма отразился стихийный протест интеллигенции и мелкой буржуазии против господства монополий, стандартизации жизни под влиянием технического прогресса, превращающего людей в пассивных потребителей чепухи. Сложность и противоречивость экзистенциализма отразилась и на политических взглядах его представителей: они очень непоследовательны, неуверенны, а порой и противоречивы. М. Хайдеггер занимал пост ректора университета фашистской Германии, а к концу жизни предает анафеме всякую политику, исповедует отшельничество. В годы фашизма К. Ясперс - убежденный “неприсоединившийся”, в 50-е годы - реакционер, сторонник "холодной войны", Ж.-П. Сартр участник сопротивления, враг фашизма, симпатизирующий марксизму и через него пришедший к идее о месте в этом мире живого человека.

Главное назначение философии - это обращение к человеку, к миру человеческого существования. В отличие от науки, которая занята исследованием отдельных предметов, вещей, философия экзистенциалистов толкует о том, что касается каждого человека, его бытия.

Бытие, мир, считают экзистенциалисты, есть поток переживаний, чувств, мыслей индивида, все интересы которого сосредоточены на нем самом. В основу своего миропонимания они и кладут категорию "существования" - "экзистенции", давая ей самые разные толкования. Причем основой этого существования является страх человека перед конечностью и беспомощностью своего бытия, страх перед смертью. Человек имеет дело только со своими переживаниями, со своим личным миром. Иного мира у экзистенциалистов нет. Переживания, страдания субъекта, одиночество, безысходность - вот истинный мир и единственная реальность экзистенциалистов.

В философию экзистенциалистов входит идея "бытие - для - смерти" - истинное назначение и цель человеческого существования (М. Хайдеггер). Хайдеггеровская концепция подлинной жизни есть "с самого рождения движение к смерти". Человеческому существованию, считает М. Хайдеггер, всегда должен сопутствовать страх перед смертью и превращением в ничто. Смерть венчает жизнь индивида, делает ее осмысленной. Осознание сущности смерти, сознательное принятие страха и возможности выбора конца определяет нашу свободу. Именно такая свобода, по мнению Хайдеггера, может дать человеку компенсацию за непрерывную горечь жизни, снять с него непрерывное чувство опасности и тревоги.

Превращая смерть в смысл и цель человеческого существования, экзистенциализм приходит к выводу о бессмысленности, абсурдности жизни.

Одним из важнейших положений философии экзистенциализма и является тезис об абсурдности мира. Согласно этому тезису в мире нет никакого разумного, организованного начала, действительность лишена какой бы то ни было закономерности и чужда человеку. Согласно принципу абсурдности "нелепость", "алогичность" тех или иных сторон действительности объявляется всеобщим законом бытия. Взаимоотношения людей носят только конфликтный характер, и люди в целом "некоммуникабельны", т.е. неспособны понять один другого, установить прочные духовные связи.

Большое внимание экзистенциалисты уделяют этическим проблемам и особенно вопросам нравственности и свободы индивида.

Свобода, в понимании экзистенциализма, - это деятельность человека, продиктованная ему его собственным желанием, волей. Человек, как говорит Сартр, "обречен на свободу". Это внутреннее состояние, личные переживания самого субъекта.

Говоря о познаваемости мира, экзистенциалисты считают, что он недоступен разуму и чувствам, не подчинен логике. Единственное оружие постижения истины -интуиция. Под истиной экзистенциализм понимает свободное творчество субъекта для самого себя, а не знания, верно отражающие действительность. По мнению экзистенциалистов истина существует только для данного субъекта: каждый человек стремится к своему самосохранению, поэтому у какого человека есть своя истина.

Для другого представителя экзистенциализм смысл философии, по К. Ясперсу (1883 – 1963) состоит в создании путей общечеловеческой коммуникации» между странами и веками поверх всех границ культурных кругов.

Возможность этой связи времен обеспечена достижениями «осевого времени» (8 – 3 вв до н.э.), когда одновременно действовали первые греческие философы и основатели важнейших религиозных философских традиций Азии. «Осевое время» создало, считает Ясперс, для всех времен общечеловеческий завет личной ответственности, послужив общим истоком для культур Востока и Запада. Вот почему необходимо обновлять свою связь с этим заветом, подыскивая для старой истины, которая утрачивается, новые «шифры».