Бодрийяр. Основные проблема современного мира.

Классификация ценностей:

1. Начальная стадия, когда существовали повседневные, бытовые ценности; ей соответствовало естественное состояние мира, ценности развивались согласно существовавшим естественным обычаям.

2. Рыночная стадия, когда ценность выступает как средство обмена; этой стадии присуща эквивалентность ценностей, ценности эволюционируют согласно логике торговли.

3. Структурная стадия, когда появляется ценность-символ, некие своды соответствующих правил: ценности развиваются в соответствии с существующей совокупностью образов.

Тут уже важны не объективные а субъективные, виртуальный образ стоимости часы за 10 долларов и за 10 тыс. долларов – показывают одно и тоже время, но могут показать статус).

4. «Фрактальная» стадия- когда уже не существует соответствия чего либо чему бы то ни было, диффузия ценностей.

Фрактал- математический термин для характеристики дробных объектов, состоящих из хаотически сцепленных мельчайших частиц. (Пример: множество Мандельброта: все живое, неживое развивается по типу фрактала. Что из него вырастает- не известно).

На этой стадии не существует более равноценности и самого закона ценности. Есть лишь нечто, похожее на эпидемию ценности. Распространение которой зависит лишь от воли случая.

Добро не располагается более по ту сторону зла.

Вещи, знаки, действия освобождаются от своих идей и концепций, от сущности и ценности, от происхождения и предназначения, вступая на путь бесконечного самопроизводства.

Все сущее продолжает функционировать, тогда как смысл существования давно исчез.

Метафора «раковой опухоли», т.е. слепо и бессмысленно разрастающейся субстанции, повторяется во многих работах Бодрийяра 1980-1990-х годов.

Она характеризует современное состояние западной цивилизации, перешедшей от реализации некоторого устремленного в будущее общего проекта к бесконечному и «атемпоральному» клонированию своих «клеток».

Он критичен. Если философия не критична, то она теряет свой смысл.

Основа клонического общества – общая транссексуальность.

Бодрийяр: Прежде тело было метафорой души, потом – метафорой пола. Сегодня оно не сопоставляется ни с чем; оно – лишь вместилище метастазов и механического развития всех присущих им процессов, место, где реализуется программирование в бесконечность без какой-либо возвышенной цели.

Метафора исчезает во всех сферах. Таков один из аспектов общей транссексуальности, которая, помимо самого секса, распространяется и на другие области в той мере, в какой они утрачивают свой специфический характер и вовлекаются в процесс смешения или заражения – в тот вирусный процесс неразличимости, который играет первостепенную роль во всех событиях наших дней.

Все перемешивается, теряются границы. Если порно звезда – депутат, то политика становится трансполитикой, эстетика – трансэстетикой, все размыто. Происходит взаимное заражение всех категорий. Даже спорт – это смешение: и сам спорт и политика, реклама, бизнес, фармакология и т.д.

Эта метафора показывает трансформацию ценностей в нашей культуре:

  • Экономика становится трансэкономикой.
  • Политика становится трансполитикой.
  • Этика становится трансэстетикой.
  • Сексуальность становится транссексуальностью.
  • И все это сливается в универсальном процессе.
  • Происходит взаимное заражение всех категорий, замена одной сферы другой, смешение жанров.
  • Транссексуальность связана с искусственностью, будь то уловки, направленные на изменение пола, или присущая трансвеститу игра знаков, относящихся к одежде, морфологии, жестам.
  • После оргии наступает время маскарада, после желания появляется симуляция эротического, хаос и транссексуальный беспредел (кич).
  • Не только сексуальная, но и политическая культура перешла на сторону маскарада. Образ жизни трансвестита стал самой основой наших действий.

Использует как маскарад, гиперреальность. Более женщина, чем женщина. После оргии наступает время маскарада.

  • Кибернетическая революция подводит человека, оказавшегося перед лицом равновесия между мозгом и компьютером, к решающему вопросу: человек я или машина?
  • Происходящая в наши дни генетическая революция подводит человека к вопросу: человек я или виртуальный клон?
  • Сексуальная революция, освобождая все виртуальные аспекты желания, ведет к основному вопросу: мужчина я или женщина?
  • Люди разочаровались в своем уме; они загоняют его в машины
  • Доверить свой интеллект машине – значит, по Бодрийяру, освободиться от всякой претензии на знание.

«Как очки и контактные линзы стали нашими родовыми протезами, ибо мы теряем зрение, так и компьютер становится искусственным протезом теряющих способность людей».

Технологии влияют на человека (био, транспортные, кибер и т.д.)

Бодрийяр: «сегодня мы более не существуем ни политически, ни исторически… мы умерли между 1940 и 1945 годами, в Освенциме или Хиросиме. Поскольку философия сегодня изчезла (в этом и состоит ее проблема: как существовать в исчезнувшем состоянии?), она должна доказать, что была окончательно скомпрометирована, как, например, в случае с Хайдеггером, или же была лишена голоса, как это произошло в Освенциме».

Согласно Бодрийяру, вся наша реальность, в том числе и трагические события прошлого, была пропущена через средства массовой информации.

Это означает, что сейчас уже слишком поздно все проверять и исторически осмысливать, так как для нашей эпохи характерно исчезновение всех средств для выяснения исторической правды.

По окончании оргии освобождение поставило весь мир перед проблемой поиска своей родовой и половой ИДЕНТИЧНОСТИ, оставляя все меньше и меньше возможных ответов, если учесть циркуляцию знаков и множественность желаний. Именно таким образом люди стали транссексуалами.

Суть идеи транспарентности( прозрачности, все на поверхности, видимое):

  • В теории симулякров Бодрийяра «среда прозрачности» формируется как базовая характеристика гиперреальности, где эффект прозрачности достигается за счет того, что все становится сверхвидимым, приобретает избыток реальности в избыточной микродетализации и серийной репродукции.
  • Прозрачность совращает, создавая ощущение непристойной близости.
  • Интересная оценка Бодрийяром первой Иракской кампании в качестве «войны, которой не было», «мертвой войны».

По его мнению, логика тех событий не является ни логикой войны, ни логикой мира, это некая «виртуальная невероятность» военных действий.

Сегодня война стала восприниматься не как реальное событие, а как игра в войну, происходящая на компьютерных и телевизионных экранах.

  • Бодрийяр пессимистичен (но какая критика может быть оптимистична).
  • По ту сторону горизонта, по прогнозу Бодрийяра «есть виртуальная реальность, … в который все наши физиологические и социальные функции (память, аффект, интеллект, сексуальность, работа) постепенно становятся бесполезными…»

 

Вопросы и выводы:

Бодрийяр сумел четко сформулировать едва ли не основную философскую проблему XXl века:

· Каким образом и до каких пределов мир «виртуальной реальности» способен трансформировать привычное нам бытие?

· Где границы нашей идентичности, где пределы расширения посредством технологических медиумов?

Вопросы и попытки ответа: