Номинализм и реализм в социальном познании

Номинализм: существуют лишь только единичные понятия. Есть деревья, но леса нет.

Реализм: первичны общие понятия, только благодаря им существуют единичные. Деревья существуют только потому, что есть лес.

В окружающей нас эмпирической нет действительности никакого «общества вообще». Но существует множество отдельных образований, именующих себя обществами и имеющими совершенно определенные пространственные и временные координаты в реальной действительности. В действительности между различными самобытными обществами обнаруживается подобие. В любом обществе люди заняты одними и теми же делами:

  • хозяйствуют
  • борются за власть
  • издают законы
  • воспитывают детей
  • развлекаются
  • молятся Богу (или богам)
  • занимаются наукой, искусством
  • охраняют общественный порядок
  • ведут дипломатические переговоры и т.д. и т.п.

Даже первобытное общество мало чем отличается по деятельностным векторам от информационного общества. Также раскрашивали наскальные рисунки. Также ходили с дубинками.

Опасна номиналистическая точка зрения, которая полагает, что представления о законах строения, функционирования и развития «общества вообще» не имеют реальной познавательной ценности.

Не менее опасна и другая крайность – стремление ограничить социальную теорию родовыми определениями общества, вечными и неизменными законами, игнорируя реальное многообразие ее форм.

Социальная философия призвана изучать как общество в целом, так и социальные организмы внутри, существующие в пространстве и времени.

Вывод:

  1. Изучение общества как целостной системы не сводится к изучению законов строения функционирования и развития общества «вообще».
  2. Предполагает анализ специфических особенностей системной организации – как исторически конкретных типов социальной организации, так и реальных человеческих обществ – конкретных социальных организмов. Напр, Россия времени Путина.

Общество современное – много вопросов для изучения социальной философии. Например, Ильин – социальный философ сказал, что после распада СССР у России будет первый конфликт с Украиной.

Еще одно ключевое понятие социальной философии- ИСТОРИЯ. Такое же многозначное понятие.

  • Термин «история» в общенаучном смысле означает последовательную смену состояний любого объекта, способного развиваться во времени.
  • Историю понимают как минувшую социальную действительность, события и свершения прошлой общественной жизни людей.
  • Историей именуют также не только прошлую жизнь людей во времени, но и знание об этой жизни.
  • История как синоним социума. Иногда говорят – «мир человеческой истории», «законы истории».

 

История – это реальная жизнь людей, их совместная деятельность, которая проявляется во множестве конкретных взаимосвязанных событий, происшедших в определенное время и в определенном месте.

Ключевым в этом определении является слово «конкретность», позволяющее нам отличить собственно историю от «общественного процесса», творимого типологически взятыми субъектами. Общество не может быть без истории.

 

Историков будет интересовать конкретные факты. Что делал Наполеон там то. Историк должен реконструировать события которые были. Это биографическая деятельность конкретных людей, каких-то объединений (любых организаций). Все это предмет истории.

Иными словами, история – это деятельность «биографически конкретных» людей, которые представляют столь же конкретные группы и организации (партии, предприятия, творческие союзы и пр.), образующие в совокупности конкретные общества и международные объединения (будь то монашеские ордена средневековой Европы, Орден Тамплиеров или современная ООН).

 

Таким образом, понятие «история» является дальнейшей конкретизацией ключевых понятий «социум» и «общество», “культура”. Категория «общество» конкретизирует понятие «социум», указывает на реальный способ существования социального в мире. Понятие «история» конкретизирует уже само понятие «общество”, указывая на те действительные формы, которые приняло в реальном времени и в реальном пространстве.

Конкретизация деятельности человека