Базовые концепции финансового менеджмента

1. Концепция денежного потока предполагает идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид, оценку факторов, определяющих величину его элементов, выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы, генерируемые в различные моменты времени, оценку риска, связанную с данным потоком и способ его учета. Основное направление работы финансового менеджера – выбор вариантов целесообразного вложения средств. Это реализуется в рамках анализа инвестиционных проектов, в основе которого лежит количественная оценка денежных потоков в разное время.

2. Концепция временной стоимости денежных ресурсов. Смысл концепции в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны. Эта неравноценность определяется действием 3 основных причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью. Происходящее в условиях инфляции обесценение денег связывает естественное желание их куда-либо вложить, т.е. в известной мере стимулирует инвестиционный процесс, а с другой стороны объясняет, почему различаются деньги имеющиеся в наличии и ожидаемые к получению. Вторая причина различия – риск неполучения ожидаемой суммы – также достаточно очевидна. Любой договор, согласно которому в будущем ожидается поступление денежных средств имеет ненулевую вероятность быть неисполненным вовсе или исполненным частично. Третья причина – оборачиваемость – заключается в том, что денежные средства как и любой актив должны с течением времени генерировать доход по ставке, который представляется приемлемой вкладчику данных средств. В этом смысле сумма, ожидаемая к получению, должна превышать аналогичную сумму, которой располагает инвестор в момент принятия решения на величину примерного дохода.

3. Концепция компромисса между риском и доходностью. Смысл: получение любого дохода всегда сопряжено с риском и зависимость между ними прямо пропорциональна. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с оптимизацией риска.

4. Концепция цены капитала. Деятельность фирмы возможна при наличии разных источников финансирования, которые отличаются по экономической природе, способам возникновения, срокам, привлекательности (выгодно, невыгодно) и т.д. Наиболее важной характеристикой является стоимость капитала, т.к. обслуживание разных источников финансирования неодинаково (цена капитала, проценты по кредиту).

5. Концепция эффективности рынка капитала. Фирмы связаны с рынком капитала: крупные выступают кредиторами, мелкие решают свои краткосрочные задачи инвестиционного характера. Объем сделок по купле/продаже ценных бумаг зависит от того, насколько точно текущие цены соответствуют внутренним стоимостям. Цена зависит от ряда факторов, в том числе и от информации. От того, насколько быстро информация отражается на ценах характеризуется уровень «эффективности рынка». Термин «эффективность» понимается не в экономическом, а в информационном плане.

6. Концепция асимметричности информации. Отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный или отрицательный эффект.

7. Концепция агентских отношений. Для того чтобы нивелировать противоречия между менеджером и владельцем, ограничить возможность нежелательных действий менеджера, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли)

8. Концепция альтернативных затрат. Любое вложение всегда имеет альтернативу.