МОТИВАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

§ 9.1. Сущность мотивации как функции управления в организации

Природа мотивации.Для достижения целей организации руководству необходимо обеспечить эффективные действия персонала. Для этого нужно не только обеспечить функциональную загрузку работников и создать им необходимые условия, но и вызвать у них желание энергич­но совершать именно те действия, которые приближают организации к достижению поставленных целей. В связи с этим руководство органи­зации должно выполнять весьма важную функцию — создание условий для мотивации работников и осуществление ее на практике.

Мотивация как функция управления — это процесс, с помощью которого руководство организации побуждает работников действовать так, как было ранее запланировано и организовано, поскольку успех организации в определенной мере зависит от того, насколько эффек­тивно действуют участники производственного процесса. Таким обра­зом, мотивацию в организации можно трактовать как побуждение чле­нов организации к действию. При этом мотивация представляет собой, с одной стороны, побуждение, навязанное индивидам извне, а с дру­гой — это самопобуждение.

Чтобы разобраться в этой двойственной природе мотивации, важно понять, что поведение человека в трудовом процессе определяется взаимодействием различных внешних и внутренних побудительных сил, среди которых следует прежде всего выделить стимулы и мотивы. Сти­мул понимается как внешняя причина, побуждающая людей к деятель­ности, а мотив выступает как внутренняя побудительная сила. Если стимул заметен, его можно заранее спланировать или отменить, то мотив скрыт, его действие часто бывает неожиданным для наблюдате­лей, так как он зависит от инстинктивных импульсов, влечений, по­требностей.

Вместе с тем стимулы и мотивы самым тесным образом связаны между собой. Процесс стимулирования деятельности члена организа­ции — это такое воздействие на его поведение, которое включает в свою сферу все потребности, интересы, цели, стремления, мотивы. Следова­тельно, основу стимулирования составляет взаимодействие внешних условий и внутренней структуры личности члена организации. Стиму­лирование реализуется через создание условий, изменяющих трудовую ситуацию, чтобы у работника возникало желание, стремление к эффек­тивной деятельности. Однако для успешного стимулирования необхо­димо знать внутренние мотивы, которые можно приобрести, только изучая социологию и психологию личности.

Обращение к изучению поведения людей в организации обуслов­лено тем, что не всякое целевое, направленное воздействие на пове­дение человека активизирует его деятельность, а лишь то, которое становится личностно значимым для данного конкретного человека, соответствует его внутренним устремлениям. Только в этом случае возникает заинтересованность работника в своей деятельности, пси­хологическая предрасположенность по отношению к выполнению ро­левых требований и, как следствие этого, побуждение к качественно­му выполнению работы. Стимулирование включает в себя не только создание внешней ситуации выбора определенной (наиболее привле­кательной) формы поведения, но и ее соответствие структуре лич­ности работника. Вместе с внешней стимуляцией эта внутренняя структура (в случае ее активизации) формирует непосредственный мотив действий.

Особенность стимулирования в организации заключается в том, что выбранная работником форма поведения соответствует целям субъекта стимулирования (руководства организации), целям тех, кто создавал эту ситуацию (см. рис. 57).

Для того чтобы понять механизм достижения соответствия между целями руководителей и поведением исполнителей, нужно определить сущность мотивации.

Мотивация в организации может рассматриваться в двух аспектах:

· как функция управления, когда мотивация представляет собой процесс побуждения к деятельности, что можно соотнести с понятием «стимулирование»;

· как сила, побуждающая к действию, когда понятие «мотивация» сходна с значительно более широким понятием «мотив», к которому относятся все компоненты внутреннего побуждения к деятельности: потребности, интересы, ценности, инстинкты, влечения, эмоции, идеалы.

Функции мотивов поведения индивида.Поскольку мотив являет­ся состоянием предрасположенности, готовности, склонности действовать определенным образом, задача деятельности, связанной с внеш­ним стимулированием, заключается в формировании или активизации такого состояния. Мотив можно рассматривать как средство, с помо­щью которого личность, находясь в той или иной ситуации, объясняет или обосновывает свое поведение, т.е. отражает свое отношение к си­туации, различным объектам внешней среды. Мотивы достаточно по­движны, поскольку в их формировании участвуют эмоции человека, его темперамент и влечения. Более стабильным элементом поведения человека, определяющим степень его готовности к совершению опре­деленных действий, является социальная установка. Можно сказать, что понятия «мотив» и «установка» близки по смыслу, хотя их нельзя считать синонимами. Мотив представляет собой побуждение к дейст­вию, связанному с удовлетворением потребностей, поэтому формиро­вание мотивации членов организации осуществляют на основе изуче­ния установок, пытаясь выявить осознаваемые причины, лежащие в основе выбора определенных типов поведения.

 

 

Рис. 57. Мотивация и соотношение внешнего и внутреннего побуждения

.

Основные функции мотивов поведения человека можно опреде­лить следующим образом [33]:

ориентирующая — мотив направлен на выбор членом коллек­тива организации поведения, наиболее приемлемого для него в данной ситуации;

смыслообразующая — мотив определяет субъективную зна­чимость принятого вида поведения для члена организации;

опосредующая — мотив возникает на стыке внешних и внут­ренних побудителей к действию, опосредуя их в отношении личности и влияя на ее поведение;

мобилизующая — мотив мобилизует внутренние резервы члена организации, если это необходимо для реализации значимых для него видов деятельности;

оправдательная — в мотиве заложено отношение члена орга­низации к должному, нормативному, привнесенному извне образцу, эталону поведения, социальной норме.

Таким образом, построение системы мотивации в организации представляет собой как экономическую проблему, потому что эффек­тивная система мотивации позволяет повысить экономические показа­тели деятельности организации, удовлетворять экономические потреб­ности ее членов, так и психологическую проблему, поскольку при ее построении должны учитываться идеалы, стремления, потребности в достижении и самовыражении ее участников.

Мотивация и управление.Стимулирование работников в организации связано с многими трудностями:

· неспособность руководителей эффективно и последовательно применять методы мотивации;

· изменение потребностей работников со временем, что обусловли­вает необходимость изменения мотивации работников;

· ограничения в отношении типа и возможностей стимулирования работников;

· теоретическая неразработанность основных стратегических направлений мотивации работников в организации.

Практика управления мотивацией членов организации складыва­лась в эпоху зарождения крупного машинного производства, когда в задачу руководителя входило объяснение работнику того, что и как он должен делать, когда завершать работу, после чего осуществлялся контроль за выполнением задания. Другими словами, данная система была рассчитана на слепое подчинение работников указаниям руко­водителей. Реализация таких управленческих задач исключала необ­ходимость во внедрении сложной системы мотивации работников. Стимулы, применяемые для управления поведением работников, были предельно простыми — если работник не выполнял заданий руководителя, его увольняли.

Приблизительно с середины 1950-х гг. экономическая ситуация в ряде стран изменилась, в частности повсеместно наблюдалось зато­варивание рынка продуктами производства. Это вызвало резкие из­менения в отношении членов организаций к выполняемой работе: дисциплина труда падала, работники стали более требовательны к управляющим в организациях. В связи с этим возникла необходи­мость пересмотра принципов стимулирования трудовой активности, что привело к появлению новых подходов к проблеме стимулирования работников, основанных прежде всего на теории подкрепления и теории ожидания.

В конце 1960-х гг. результативность деятельности организаций вновь начала падать, поскольку изменившимся установкам работников не отвечали стили управления производительностью, выработанные еще в 1930—1940-х гг.

В настоящее время философия и стиль управления быстро меняют­ся, что требует новых комбинированных подходов к проблеме мотива­ции работников в организации, основанных на последних достижениях в области поведенческих наук и наук об управлении и сочетающих экономические и социально-психологические способы воздействия на поведение работников.

§ 9.2. Основные исследования мотивов деятельности человека