КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

§ 7.1. Научные подходы в теории организаций

и проблема коммуникаций

Ролькоммуникации в управлении организацией. Формирование коммуникационных сетей и создание условий для успешного функционирования коммуникаций в организации составляют одну из важнейших задач управления. Не случайно немецкие ученые В. Зигерт и Л. Ланг отмечают: «Хлеб людей организации — информация и коммуникации. Если нарушаются информационные потоки внутри предприятия и связи с внешним миром, само существование этого предприятия под угрозой. Одной информации недостаточно. Только когда она соответ­ствующим образом преобразуется и обрабатывается, т.е. когда возни­кают коммуникативные связи, обеспечиваются существование и эф­фективная деятельность организации» [41. С. 106].

Согласно ряду опросов, проведенных американскими исследовате­лями организаций, около 250 тыс. рядовых работников 2000 различных компаний, а также 73% руководителей американских, 63% английских и 85% японских компаний считают, что недостаточная разработанность коммуникаций является главным препятствием на пути достижения эффективности деятельности их организаций [59. С. 166].

Действительно, обмен информацией включен как важнейшее звено во все основные виды деятельности организации, следовательно, если коммуникационные связи (как внутренние, так и внешние) не сущест­вуют или не действуют, это отрицательно сказывается на функциони­ровании всей организации. Это объясняется рядом причин:

· руководителям подразделений организации приходится тратить много времени на поиск нужной информации и ее обработку;

· происходит дублирование информации, поскольку одна и та же информация поступает в подразделения организации и к ее руководст­ву из разных источников;

· в одних подразделениях и у одних руководителей ощущается недостаток информации, тогда как в других подразделениях может произойти информационная перегрузка;

· работники организации мало осведомлены о ее деятельности, пла­нах, ориентации и положении во внешней среде, что отрицательно ска­зывается на процессах интеграции, точном выполнении распоряжений руководства и т.д.

В связи с этим одной из главных целей управления в организации является создание системы коммуникации, ее запуск и контроль за нормальным функционированием.

Сам термин «коммуникация» (от лат. — communicatio — делать общим, сообщать, беседовать, связывать) появился в научной литера­туре в начале XX в. (хотя, вероятно, первая модель коммуникации была предложена Аристотелем, выделившим такие компоненты процесса коммуникации, как оратор, речь и аудитория).

Термин «коммуникация» быстро стал общепринятым, однако его распространение вовсе не означало, что коммуникации превратились в одну из важных составляющих социальных исследований. Только раз­витие различных концепций организаций придало актуальность про­блемам, связанным с построением и функционированием коммуника­ционных сетей.

Школа научного управления. Фактически первыми исследовали коммуникационные процессы в организации представители школы научного управления. В частности, Ф. Тейлор разработал жесткую организационную структуру (позднее ее усовершенствовал А. Файоль), предполагающую четкую взаимосвязь между должностями и ролями. В этой структуре имеют место только вертикальные власт­ные связи (от руководителей к подчиненным), т.е. такая организация базируется на формальных, предельно жестких, вертикальных, иерар­хических коммуникационных связях. Информация, передаваемая по вертикали, делится на два типа: задание и необходимые пояснения к нему (то, что Ф. Тейлор называл «урок»), а также контроль за ис­полнением задания. При этом Тейлор полагал, что «дневной урок» — некоторое задание, содержащее сведения о том, что, когда и как надо делать, задается администрацией организации и доводится до подчиненных каждым руководителем (в том, что касается его части полномочий). По словам Тейлора, «каждый работник, хороший и посредственный, должен ежедневно получать вполне определенный урок; ни в каком случае не должен быть неточным или неопределенным, урок должен быть тщательно и ясно описан и не должен быть легким» [103. С. 56]. При этом обратная связь при контроле сводится лишь к докладу о выполнении задания.

Очевидно, что в теории научного управления коммуникационные проблемы заключались в том, как избежать отхода от ее основных принципов; например, как избежать неясного изложения информации в предписании или необоснованного увеличения численности подчи­ненных, что может снизить возможности руководства в плане эффек­тивного общения и контроля за выполнением задания. Процессы ком­муникации в рамках школы научного управления схематично пред­ставлены в виде схемы на рис. 47. В целом можно сделать вывод о том, что данная научная школа не придавала большого значения коммуни­кациям в организации.

Школа человеческих отношений.Согласно основной концепции данной научной школы, человек представляет собой уникальное со­циальное животное, поэтому с его деятельностью несовместимы фор­мализация организационных процессов, жесткая иерархия подчинен­ности и отсутствие горизонтальных связей в организации. Наоборот, горизонтальные организационные связи неформального характера между членами организации имеют большое значение. Эти связи должны способствовать функционированию формальной организа­ции и обеспечивать сплоченность коллектива и защиту целостности личности.

 

 

Рис. 47. Процессы коммуникации в организации в теории научного управления:

ПР — предписание; Р — работники; 1—3 — меры управленческого воздействия на работника; 1 — стимулирование (материальное); 2 — дисциплинарные меры; 3 — нормы (правила) деятельности; цель — повышение производительности и эффективности

 

Наличие в организации одновременно вертикальных (властных) и горизонтальных (в основном неформальных) потоков информации должно способствовать: удовлетворению потребностей работников (прежде всего в общении и взаимном обмене текущей информацией); обеспечению вовлеченности работников в процесс принятия управлен­ческих решений.

Однако представители школы человеческих отношений уделяли внимание в основном неформальным коммуникациям между работни­ками организации с равным статусом, забывая о их взаимодействиях с администрацией, а также (что представляется самым главным) о пото­ках деловой информации, необходимой для выполнения работниками своих ролевых обязанностей.

Вклад представителей школы человеческих отношений в изучение организационных коммуникаций чрезвычайно велик, так как им уда­лось в значительной степени расширить область коммуникационных связей в организации. На рис. 48 представлена схема коммуникацион­ных потоков в организации, как ее представляли сторонники концеп­ции человеческих отношений.

Системный подход к коммуникациям в организациях.Во всех системных теориях утверждается, что связи между различными сис­темными единицами организации являются главным моментом в понимании

 

Рис. 48. Схема коммуникационных потоков в организации в теории

человеческих отношений:

Р — работники; 1 — мотивы, 2 — установки, 3 — потребности, 4 — ценностные ориентации

 

 

 

Рис. 49. Процесс коммуникации в организации, рассматриваемой как открытая система:

Р — работники; 1 — вертикальные и 2 — горизонтальные коммуникации

 

сущности ее функционирования. Для эффективного дейст­вия этих связей важнейшее значение имеют создание, получение и переработка информации. Можно сказать, что все организационные системы по своей сути коммуникационные. Рассматривая организа­цию как открытую систему, системные теории акцентируют внимание на ее взаимообмене с внешней средой, изучении потоков информации, поступающих от других организаций и от социальных институтов (властных, политических, общественных и т.д.). При этом организа­ционным коммуникациям придаются различный смысл и оттенки. Так, выделяются командные (управленческие) и информирующие (оповещающие) коммуникации, внутренние и внешние коммуника­ции и т.д. В рамках системных теорий анализируются информаци­онные потоки, оценивается качество информации, передаваемой как по формальным, так и по неформальным каналам, а также качество принимаемых решений в зависимости от действия коммуникацион­ной системы.

Реализация положений системных теорий способствовала по­вышению степени выживаемости организации за счет налаживания связей с другими организациями и институтами, возможностей рас­пространять властное влияние и осуществлять обмен ценной инфор­мацией. При укреплении и успешном функционировании внешних связей становятся более устойчивыми и эффективными и внутренние коммуникации.

Сравнение основных положений трех научных школ, сыгравших наибольшую роль в развитии теории коммуникаций в организациях, дана в табл. 3 и позволяет сделать следующий вывод. С развитием представлений о методах создания наиболее эффективных организа­ционных структур, где поставленные цели достигаются с наимень­шими затратами, менялись и понятия о коммуникациях и необходи­мости их исследования — от почти полного игнорирования комму­никационных проблем к пониманию значимости их совершенствова­ния для любой сложной организации и пониманию того, что надеж­ные коммуникации — залог успеха всей организации.

Таблица 3.

Сравнение роли коммуникаций в организациях в различных научных концепциях

 

Параметр сравнения   Школа научного управления   Школа человеческих отношений Школа социальных систем
Значимость коммуникаций   Невелика; основное внимание — вертикальным потокам сообщений от руководителя к подчиненным Основное внимание — взаимодействию работников на одном организационном уровне   Коммуникации — связующий элемент всех частей организации  
Цели коммуникации   Контроль за выполнением приказов Передача приказов   Удовлетворение потребностей работников Вовлечение работников в процесс принятия решений   Контроль и координация действий Адаптация к изменениям внешней среды Помощь в принятии решений
Направление коммуникационных потоков Вертикальные сверху — вниз   Горизонтальные Вертикальные сверху — вниз   Горизонтальные Вертикальные сверху — вниз и снизу — вверх Связь с внешней средой
Виды каналов коммуникации   Письменные формальные   Формальные и неформальные   Формальные Неформальные С внешней средой

§ 7.2. Принципиальные модели процесса коммуникации и их применение

 

Простая коммуникационная модель с обратной связью. Чтобы по­нять основные принципы осуществления процесса коммуникации в организациях, нужно уяснить принципиальные моменты этого про­цесса, т.е. необходимо по крайней мере знать, кто сообщает инфор­мацию; по какому каналу ее можно получить; какова надежность этого канала и есть ли возможность успешно обработать и понять эту информацию. Только зная эти моменты, руководитель может ис­пользовать информацию для влияния на поведение подчиненных.

Согласно наиболее простой модели коммуникации, предложенной Г. Лассуэллом, акт коммуникации может рассматриваться только с точки зрения ответа на вопросы: кто сообщает, что сообщает, по какому каналу проходит сообщение, кому и с каким эффектом. Эта модель характерна для рациональной школы изучения организации. Здесь не придается значения содержанию сообщения, особенностям канала передачи, возможностям понимания сообщения и возможным искаже­ниям информации в процессе коммуникации.

Недостатки подобного упрощенного взгляда на процесс коммуни­кации в известной степени исправлены американскими исследователя­ми коммуникаций К. Шенноном и У. Уиверо м. В своих работах по теории информации они представили основные компоненты про­цесса коммуникации в виде схемы на рис. 50 [75. С. 142].

 

 

Рис. 50. Основные компоненты процесса коммуникации

(по К. Шеннону и У Уиверу)

 

Данная схема — безусловно, шаг вперед по сравнению с предложенной Лассуэллом, однако она пригодна только для жестко формализо­ванных структур, где информация предельно проста, понятна и проте­кает только в одном направлении. Для изучения организации важно представить универсальную схему коммуникации, применимую во всех ситуациях управления. Такую коммуникационную модель предложил немецкий ученый В. Трам. В его модели коммуникация выступает как контакт между отправителем и получателем, устанавливаемый с помощью сообщения, которое направляется по определенному каналу, кодируется и декоди­руется получателем; кроме того, имеется канал обратной связи и выде­лен результат (эффект) коммуникационного процесса. На рис. 51 показан этот процесс в виде схемы.

 

 

Рис. 51. Схема коммуникационного процесса с обратной связью

 

Представим себе содержание каждого из компонентов коммуникационного процесса.

1. Отправитель — создатель сообщения, тот, кто выдвигает какие-либо идеи (самостоятельно создает информацию) или аккумулирует уже имеющуюся информацию для дальнейшей передачи. Решая, какая значимая информация (идея) может стать предметом передачи, как ее закодировать, по какому каналу направить информацию, отправитель тем самым начинает процесс коммуникационного обмена. При этом очень важна ориентация отправителя на ситуацию, т.е. учет всех основ­ных компонентов процесса коммуникации. В противном случае ин­формация может либо не дойти до получателя, либо дойти до получа­теля в искаженном виде, либо не приниматься получателем.

2. Сообщение — подготовленная к передаче получателю информация, закодированная с помощью символов — слов, специальных знаковых символов, тона сообщения, рисунков, жестов, подтекста и т.д. В процессе кодирования (преобразования смысла идеи в символы) могут возникать проблемы, действие которых снижает эффективность процесса коммуникации. Например, отправитель составляет сообщение из символов, которые получатель не понимает, не встречал в своем прошлом опыте или неоднозначно трактует в контексте данного сообщения (т.е. отправитель не настроен на язык, культуру получателя и это ведет к искажениям в понимании).

3. Канал передачи информации — средство передачи информации, путь физической передачи сообщения. От качества канала передачи информации в коммуникационном процессе зависят понимание и принятие получаемой информации. Многое зависит от того, сможет ли руководитель настроиться на индивидуальную систему восприятия информации индивидом. При этом различают следующие каналы передачи информации: речевой канал; передачу письменных материа­лов; электронные средства связи (компьютерные сети, видеоконферен­ции, электронная почта, видеоленты и т.п.).

Кроме того, каналы в организации могут подразделяться на формальные, передающиеся по официальным каналам организации; неформальные — на основе горизонтальных связей (передача из подразделения в подразделение, слухи и т.д.).

При выборе канала надо учитывать его совместимость с типами символов, используемых для кодирования информации, что поможет избежать деформации сведений, а также суть самого сообщения. На­пример, если надо проинформировать сотрудников о каком-либо но­вовведении в рамках всей организации, целесообразнее это сделать на общем собрании и использовать речевой канал, чем излагать суть дела каждому работнику по телефону.

В практической деятельности руководитель организации применя­ет, как правило, не один, а два или несколько каналов передачи инфор­мации для подчиненных (официальное сообщение и сообщение с по­мощью слухов), что в отдельных случаях позволяет повысить эффек­тивность процесса коммуникации. Однако при этом также могут по­явиться проблемы. Например, процесс передачи информации не­редко осложняется, возникает двойное толкование одного сообщения, а при сочетании речевых указаний с письменными уведомлениями поток информации может стать просто неуправляемым.

4. Получатель — лицо (группа, организация), которому передана информация и которое интерпретирует (декодирует) ее. Интерпрета­ция сообщения получателем не всегда бывает успешной. Неправильная интерпретация часто обусловлена несхожестью языка, воспри­ятия культуры, различия в интересах отправителя и получателя. Многочисленные эксперименты подтверждают, что коммуникация в гомофильных парах (здесь гомофилия — сходство получателя и от­правителя по определенным признакам: языку, образованию, соци­альному статусу и т.д.) обычно более эффективна, чем в гетерофиль­ных (когда отправитель и получатель различны по указанным при­знакам), которые много времени затрачивают на понимание и обра­ботку сообщения, а также на подготовку ответа. Однако гетерофиль­ная коммуникация обладает большей информативной ценностью для получателя.

5. Результат (эффект) коммуникационного воздействия — измене­ния в поведении и состоянии получателя информации, которые выра­жаются в изменении знания получателя; изменении установок (отно­сительно объекта действия, оговоренного в сообщении); изменении в видимых действиях получателя (покупка товаров, отношение к трудо­вой деятельности, своевременный приход на работу и т.д.).

6. Обратная связь — «оперативная реакция на то, что услышано, прочитано или увидено; это информация (в вербальном и невербаль­ном оформлении), которая отсылается назад к отправителю, свидетель­ствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоении и согласии с ним» [59. С. 174]. Обратная связь позволяет отправителю не только узнать результат акта коммуникации, но и скорректировать следующее сообщение для достижения большего эффекта. Если результат переда­чи сообщения достигнут (оно понято в подразделении организации и стало руководством к действию), говорят, что действует положитель­ная обратная связь; в противном случае действует отрицательная об­ратная связь. Следует сказать, что налаживание обратной связи в орга­низации — достаточно сложная задача. Особенно это касается верти­кальных, властных коммуникаций при контроле через принуждение, когда получатель информации испытывает страх перед возможными санкциями и специально искажает сообщение, поступающее через ка­налы обратной связи.

7. Шум — то, что искажает смысл сообщения, элемент процесса, присутствующий практически на каждом этапе передачи информации. Источниками шумов, затрудняющих точное понимание смысла сооб­щения, являются различия в восприятии информации, влияющие на ясность смысла при кодировании и декодировании, несхожесть в долж­ностном статусе (различное видение целей и задач организации и ее подразделений), особенности культуры и языка. В связи с этим одной из важных задач руководства организации и руководителей подразде­лений по формированию четкой системы управления, основанной на вертикальной коммуникации, является ликвидация шумов на всех эта­пах следования сообщения.

Таким образом, в рамках такого подхода процесс коммуникации можно рассматривать как ряд этапов, последовательно осуществляе­мых участниками этого процесса. На табл. 4 представлены основные этапы процесса коммуникации.

Таблица 4.

Этапы обмена информацией в организации

 

Этап   Причины трудностей
Зарождение идеи   Непродуманность идеи Неадекватность информации конкретной ситуации
Кодирование и выбор канала   Отправитель не настроен на язык и культуру получателя Неоднозначность символов в сообщении Несовместимость канала и типа символов
Передача и декодирование   Различия в статусе, взглядах, образовании, наличие языковых барьеров и т.д. отправителя и получателя

 

В процессе передачи, принятия и использования информации большое значение имеет форма включенности индивида в процесс ком­муникации и общения, которая выражается в выполнении индивидом определенных функций общения.

С этой точки зрения коммуникации представляют собой процесс обмена информацией между двумя (или более) социальными субъек­тами с целью обеспечения наиболее успешного приема и понимания информации, являющегося предметом обмена. С помощью такого под­хода к процессу коммуникации можно решать следующие научно-практические задачи в организации:

· изучать и совершенствовать информационные потоки в органи­зации, поскольку при возникновении каких-либо нарушений в ходе обмена сообщениями (задержки, перегрузка канала и т.д.) можно про­анализировать каждый определенный элемент или этап, выяснить, где именно произошел «разрыв», и попытаться устранить его;

· изучать процесс принятия управленческих решений, подбирать и создавать условия для наиболее эффективного управленческого воздействия, а также выявлять причины, мешающие принятию эффектив­ных управленческих решений.

Наряду с положительными чертами, присущими рассмотренной модели, у нее есть ряд недостатков:

· рассматриваются только парные, а не сетевые коммуникацион­ные связи;

· изучаются только линейные коммуникации — от источника к получателю, а не наоборот, т.е. только предельно простые коммуникационные связи.

Опыт изучения процессов коммуникации в организации показыва­ет, что в действительности коммуникации — это сложные, переплетаю­щиеся сети, а не простое общение отправителя и получателя.

Модель сетевого анализа коммуникационных сетей.В середине 1970-х гг. в теории коммуникации стал применяться новый подход, позволяющий анализировать отношения между элементами в коммуникативных структурах, которые рассматривались как составляющие коммуникационных сетей. При этом каждый элемент сети служит одновременно и передатчиком, и приемником сообщений, испытывает на себе воздействие всех других элементов сети. В соответствии с этим подходом сеть может пониматься как сеть полной системы (охваты­вающая всех индивидов в организации); сети групп (подсистем) — от 5 до 25 человек или более; личностные коммуникационные сети (между отдельными членами организации).

Зарождение этого научного подхода, получившего название сетево­го анализа коммуникаций, связывают с исследованиями социально-психологических отношений в малых группах, проводившихся А. Бавеласом (1950), Г. Ливиттом (1951), М. Шоу (1954), а также с социометрическими исследованиями реальных сетей в организациях. В ходе исследований были выявлены два типа коммуникационных сетей — радиальные и взаимосвязанные (табл. 5), присущие любой организа­ции.

Радиальные сети характеризуются прежде всего взаимодействием различных подразделений или малых групп, осуществляемым через отдельных своих членов. Такие сети характеризуются непостоянными, однако весьма полезными для группы и организации в целом связями. Например, член малой группы осуществляет обмен информацией с другими малыми группами. Если данный индивид делится конфиден­циальной информацией, возможны напряженность и конфликты; но в то же время это путь для проникновения деловой информации, необ­ходимой для нормального функционирования подразделения. Органи­зация будет успешной только в том случае, если все подразделения объединены функциональными связями. Поэтому создание радиаль­ных сетей в организации является одной из важных задач ее руковод­ства.

Взаимосвязанные сети характеризуются устойчивыми связями внутри малой группы. С точки зрения получения и обработки деловой информации группа с взаимосвязанной сетью считается самодоста­точной. Благодаря

 

Таблица 5.

Типы личностных коммуникационных сетей

 

Тип   Содержание   Преимущества   Недостатки   Схема  
Радиальные   Сети, в кото­рых индивиды взаимодействуют с другими, не контактиру­ющими друг с другом лицами   Увеличение степени откры­тости Большая ин­формационная сила   Неустойчивость  
Взаимосвя­занные   Сети, в кото­рых те, кто свя­зан с данным индивидом, также взаимо­действуют друг с другом   Устойчивость Постоянный, эффективный обмен инфор­мацией между членами сети   Закрытость Могут созда­вать барьеры для свободного перетекания информации в организации

 

многочисленным контактам между членами малой группы, постоянному обмену информацией и возможности ее бы­строй проверки, члены группы пренебрегают внешними связями с другими группами и подразделениями и с недоверием относятся к получаемой извне информации, границы членства в группе становят­ся более жесткими. Такое состояние группы в конечном итоге отри­цательно сказывается на процессах интеграции в организации, не способствует распространению и принятию норм корпоративной культуры. Разобщенность и недоверие — характеристики организа­ции, в которой присутствуют в основном взаимосвязанные коммуни­кационные сети.

Коммуникационные сети в малых группах могут иметь различные конфигурации, что оказывает значительное влияние на процессы коммуникации и поведение членов организации. Рассмотрим некоторые конфигурации сетей в малых группах. На рис. 52 представлены наи­более распространенные конфигурации коммуникационных сетей.

Каждая из коммуникационных сетей в малых группах приспособ­лена для решения определенных управленческих и производственных задач. Следует обратить внимание на положение лидера Л в группе. Функции лидера заключаются в обработке, коррекции информации и передаче ее другим членам малой группы «для исполнения».

а) «Круг» — децентрализованная сеть в малой группе, что выра­жается в положении лидера, подобного всем членам группы. При такой форме сети информация циркулирует по кругу, постоянно обновляясь, и каждый член группы способен повлиять на общий ход коммуникационного процесса, а роль лидера заключается в регулировании циркулирующих потоков информации и соблюдении направления ее движения строго по кругу, исключении хаотичности. Сети такого типа наиболее эффективны при выполнении групповых задач, требующих творческо­го подхода, способствуют тому, что членов группы удовлетворяет их деятельность, поскольку соблюдаются формальное равенство в отно­шении принятия решений и демократизм в отношениях между члена­ми группы и лидером. Многочисленные исследования, проведенные в малых группах, показали, что в коммуникационной сети типа «круг» (например, «круглый стол») резко снижается возможность возникно­вения деструктивных конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 52. Конфигурации коммуникационных сетей в малых группах:

а — «круг»; б — «штурвал»; в — «цепь»; г — «игрек»;

д — «тент»; е — «палатка»; ж — «дом»; з — «паутина»

6) «Штурвал» — сильно централизованная сеть, т.е. информационный лидер группы находится в центре, к нему сходятся все коммуникационные потоки. Данная сеть не предусматривает общения членов группы между собой. Эта сеть идеально подходит для выполнения группой достаточно простых задач с высокой скоростью, когда каждый член группы получает четкое задание и предоставляет информацию о его выполнении только лидеру, не получая никакой дополнительной информации со стороны. Как правило, при такой конфигурации возникает большое количество ошибок вследствие слабости обратных связей и невозможности взаимных коррекций ошибок между членами группы. При усложнении заданий или увеличении численности членов группы, постоянно связанных с лидером, у последнего наступает информационная перегрузка, что приводит к еще большему количеству ошибок и некачественному выполнению заданий. Коммуникационная сеть «штурвал» эффективна при жесткой централизации власти в руках руководителя или лидера и слабой включенности рядовых членов группы в процесс принятия управлен­ческих решений.

в) «Цепь» — сеть со слабой централизацией. Такая сеть исполь­зуется в условиях многозвенных технологий (при большом количе­стве последовательно выполняемых операций). Здесь лидер фикси­рует лишь конечный результат и дает указание на выполнение сле­дующего технологического цикла. Поскольку «цепь» содержит боль­шое количество звеньев, происходит сильное искажение информации (обратная связь осуществляется последовательно через все звенья цепи к лидеру), когда, например, исполнитель (последнее звено цепи) вносит какое-либо предложение и оно проходит «по инстанциям» к высшему руководству, причем каждый следующий член сети может внести коррективы в это предложение. Такая сеть, в которой лидер фактически не может осуществлять эффективный контроль на всех участках, применима только в случае, когда члены группы сами за­интересованы в выполнении порученных заданий и контролируют действия своих ближайших «соседей».

Например, сети типа «цепь» используются в японской системе организации производства «точно вовремя». Здесь каждый исполни­тель получает строго определенное количество деталей мелкими пар­тиями; так, если сборщик должен собрать двадцать узлов, то он полу­чает строго двадцать болтов. Если в этой партии попадется один нека­чественный болт, то сборщик не сможет собрать один узел. Поскольку санкции осуществляются по конечному результату, то за некачествен­ный болт ответственность должен нести сборщик. Поэтому он стремит­ся сам контролировать деятельность рабочего, изготавливающего болты. Очевидно, что такой контроль возможен только при общей за­интересованности в результатах работы.

г) «Игрек», или «цепь со сторожем» — сеть, имеющая разветвле­ния. Здесь «сторож», перерабатывающий информацию для лидеров, ставится на разветвлении сети. Присутствие «сторожа» исключитель­но важно для лидера, так как позволяет ему получать обобщенную информацию сразу из двух цепей без информационной перегрузки. Конфигурация «игрек» характерна, в частности, для линейных иерар­хических структур; в этом случае к руководителю поступает обобщен­ная информация о деятельности нескольких отделов от заместителя, помощника или диспетчера. При многих достоинствах разветвленных коммуникационных сетей они имеют ряд недостатков: наличие иска­жений в сетях и, самое главное, концентрация больших ресурсов ин­формационной власти у «сторожей», которые могут обобщать, перера­батывать и передавать информацию в нужном для них виде, что сни­жает значимость и возможности управления у руководителя или лиде­ра. Например, руководитель поручает своему секретарю, выполняющему роль «сторожа», контролировать потоки информации, которые стекаются к нему от многих подразделений. Секретарь, располагая сла­бой степенью контроля, может дозировать и распределять информа­цию, так как имеет дополнительные властные ресурсы.

Цепи типа «игрек» или «шпора» наиболее характерны для функциональных структур организации.

д) «Тент» — конфигурация сети, которая часто используется в продуктовых или многопрофильных структурах управления. Здесь предусматривается прохождение информации по отдельным ветвям структуры с разделением по отдельным регионам или продуктам.

е) «Палатка» — сеть, в которой наряду с вертикальными офи­циально допускаются горизонтальные каналы коммуникации, но не все, а только между верхними эшелонами управленческой структуры; горизонтальные связи не предусмотрены на средних и низших уров­нях управления. Таким образом, «палатка» не предусматривает учас­тие низших слоев организации в управлении процессами в органи­зации, но она позволяет образовывать коалиции между представите­лями высшего уровня руководства.

ж) «Дом» — сеть, в которой существует постоянный обмен информацией между руководителями всех структурных уровней управления. Здесь информация может исходить от высшего органа управления и контролируется им по каналу обратной связи. Однако обратная связь, в которой задействованы представители разных подразделений одного уровня управления, может оказывать отрицательное воздействие на качество управленческих решений, так как в большинстве случаев

 

представители разных структурных подразделений имеют разные ин­тересы в организации и могут находиться даже в состоянии конфликта по причине распределения и перераспределения ресурсов между дан­ными подразделениями.

з) «Паутина» — сеть, характеризуемая большим количеством беспорядочных коммуникационных связей, хаотичным контролем и сложностями при передаче строго дозированной и надежной информа­ции. Представление о «паутине» дает группа, в которой каждый гово­рит с каждым и со всеми, улавливая в этом огромном потоке информа­ции только ту, которая необходима ему в настоящий момент, а контро­лирующая и управляющая роль лидера сведена к минимуму. Такая сеть однозначно признается исследователями неэффективной для органи­зации, но это не значит, что она будет неэффективной в условиях не­формальной коалиции или в дружеской компании.

Коммуникационные роли в организации. Позиции членов группы в коммуникационных сетях неоднозначны. Одни из них в основном только воспринимают информацию, другие накапливают ее, третьи со­здают или перерабатывают, т.е. можно говорить о наличии коммуника­ционных ролей у членов группы или подразделения организации. Ана­лиз этих ролей позволяет понять, почему между какими-либо подраз­делениями нарушена связь, где каналы коммуникации перегружены и т.п., и своевременно ввести те или иные должности (роли), чтобы устранить дефекты системы коммуникации. Примером мероприятий по совершенствованию коммуникационных сетей может быть введение связных для обеспечения устойчивой связи между различными под­разделениями, службами или социальными группами, а также переме­щение «сторожа» в узлах пересечения крупных коммуникационных потоков.

В табл. 6 представлены характеристики основных коммуникацион­ных ролей в организации. Ясно, что центральная роль в организации, безусловно, исполняется лидером мнения.

Предназначение коммуникационных сетей в системах принятия решений. Сетевой анализ предусматривает изучение не только конфигурации сетей и коммуникационных ролей, но и содержания коммуника­ционных сообщений и степени их воздействия на различные структур­ные единицы организации. По своему предназначению в деятельности организации коммуникационные сети делятся на следующие.

1.Сеть власти служит для передачи директив, команд, распо­ряжений, приказов и отчетности об их исполнении. Обычно имеет вер­тикальную направленность — в основном от верхних структурных со­ставляющих к нижним, чаще всего официально оформлена, носит формальный характер.

2. Сеть обмена информацией служит для передачи сообщений о состоянии дел в организации, достижениях отдельных подразделений, научных или технических новостях, перемещениях внутри организации и за ее пределами. Каналы сети обмена инфор­мацией чаще всего не совпадают с властными вертикальными кана­лами информации.

3. Сеть задача — экспертиза представляет собой один из видов сетей обмена информации, которые обеспечивают передачу спе­циализированных знаний, опыта и навыков, необходимых для дости­жения целей подразделений организации и в конечном итоге достиже­ния общих целей заданий и целей системы.

Таблица 6.

Коммуникационные роли в организации

 

Роль Определение Функции Схема
Сторож Индивид, занимающий такое место в структуре, которое позволяет ему регулировать потоки сообщений, идущие по данному каналу Предотвращение информационных перегрузок Проведение «нужной» руководству политики      
Связной Лицо, связывающее на межличностной основе две или более группы в системе, не принадлежа ни одной из них Координация действий Передача информации между членами организации    
Лидер мнения Лицо, способное оказывать достаточно заметное влияние на установки или поведение других членов группы Влияние на принятие решений Обеспечение контактов с отдельными частями внешней среды    
Космополит Лицо, имеющее более сильные и разнообразные связи вне организации, чем остальные ее члены Налаживание связей с внешней средой и получение нужной информации    

 

В целом можно сказать, что в сетевой модели коммуникационного процесса в организации коммуникация рассматривается как «совокуп­ность большого числа сетей, частично совпадающих и взаимосвязан­ных так, что они образуют глобальную организационную сеть, состоя­щую из меньших, относительно автономных сетей» [83. С. 110]. При этом главная задача, решаемая с помощью сетевого подхода, состоит в выявлении полных коммуникационных сетей (формальных и нефор­мальных), исследовании их положения и условий существования в организации, а также возможных совмещений и дублирования при передачи информации. Такой подход позволяет ответить на следующие вопросы:

· правильно ли организация разбита на структурные составляющие (подразделения и службы);

· какие механизмы эффективны для координации действий работников;

· достаточно ли в организации должностей (функциональных ролей) для осуществления регулирования, фильтрации и связывания информационных потоков, передачи идей и технологий.

Сетевой анализ позволяет понять также динамику коммуникаци­онных процессов и особенности поведения членов организации, так как нередко сети в организации возникают спонтанно (в результате появления новых целей и в ходе повседневного общения членов ор­ганизации) и постоянно меняются.

Вместе с тем использование сетевого подхода сопровождается рядом трудностей, обусловленных прежде всего тем, что при анализе взаимосвязей между подразделениями и индивидами в организации возникает сложная картина, напоминающая густую паутину, вследст­вие чего осложняется поиск оптимальных путей передачи информа­ции. Единственный способ избежать этих затруднений — выделение значимых связей, которые оказывают наибольшее влияние на дея­тельность организации, однако при этом возникает опасность не за­метить скрытые коммуникационные связи, которые могут изменить поведение работников и повлиять на деятельность социальных групп в организации.

Трансакционная модель коммуникаций. Данный подход основан на предположении о том, что каждый член организации, вступая в контакты с другими индивидами, обладает ограниченным «набором» состояний своего Я. Выбор определенного состояния придает взаимо­действиям конкретный смысл и содержание.

При межличностной коммуникации каждый индивид может вести себя по-разному в соответствии с одним из трех основных состояний Я:

1) состояние Я, ориентированное на образы родителей (состояние «родитель»). Такое состояние характерно для руководителей, лидеров, экспертов при их взаимоотношениях с остальными членами социаль­ной группы или подразделения в организации;

2) состояние Я, автономно направленное на объективную оценку реальности (состояние «взрослый»), прежде всего на оценку ситуации общения, признания за партнером знаний, опыта и способностей. В основном отличается стремлением к равному диалогу и равноценным социальным обменам;

3) состояние Я, действующее с момента его фиксации в раннем детстве, когда индивид занимает коммуникационную позицию «ребе­нок». Состояние характеризуется [10. С. 16] стремлением к игре, раз­влечению, а также восприятию указаний «взрослого».

В соответствии с трансакционной моделью обмен информацией между индивидами может осуществляться по трем каналам: родитель Р, взрослый В, ребенок Ре.

При этом процесс взаимного обмена информацией может быть:

а) параллельным (рис. 53), когда «стимул (посылаемая инфор­мация) влечет за собой уместную, естественную ожидаемую реакцию» [10. С. 21], а процесс коммуникации протекает гладко, без напряжения, на основе взаимопонимания;

 

Рис.53. Параллельные трансакции

 

 

Рис. 54. Пересекающиеся трансакции

 

б) пересекающимся (рис. 54), когда стороны обмениваются информацией, но имеют разные позиции, неадекватно воспринимают внутреннее состояние партнера, что обусловливает напряженность в отношениях и далее разрыв соглашений, отказ в общении и социально-психологические конфликты.

Трансакционный подход полезен при выявлении возможных пре­град вкоммуникационных процессах, выборе форм оптимального поведения при взаимодействиях в различных ситуациях, при профи­лактике социальных конфликтов и ситуаций напряженности, поиске возможностей для изменения поведения партнера в ходе обмена ин­формацией. Применение трансактного анализа позволяет руко­водителю корректировать собственное поведение при контактах с подчиненными. Однако анализ трансакций касается только межлич­ностных коммуникаций и не может служить основой для анализа коммуникационных сетей организации.

 

§ 7.3. Типология коммуникаций в организации

Каналы коммуникации.Организация — многоуровневая структура с уровнями руководства и подчинения. Такая структура эффективно функционирует только при существовании хорошо налаженной связи между всеми уровнями. Так, если на верхнем уровне руководства появляется необходимость воздействовать на поведение подчиненных, то приказ, распоряжение, указание не только должны дойти до низшего уровня, но и распространиться по всем структурным единицам данного уровня. Поэтому целесообразно проводить анализ как вертикальных, так и горизонтальных организационных коммуникаций.

Вертикальные каналы коммуникации должны связывать все уров­ни управления организации в единое целое. Для этого информацию следует направлять прежде всего сверху вниз. Именно таким об­разом руководство доводит до подчиненных сведения о текущих задачах, рекомендуемых методах действий, применяемых санкциях и вознаграждениях, об изменении организационных норм и нор­мативов, а также организационной структуры и технологии. Через систему нисходящих связей руководство организации обеспечивает ориентацию целей подразделений организации относительно глав­ных организационных целей; коррекцию поведения, установок и поведенческих стереотипов исполнителей на всех уровнях, коор­динацию действий; поддержание и упрочение авторитета власти и контроля.

Восходящие потоки информации в направлении снизу вверх, т.е. в направлении подчиненные — руководитель, представляют собой ка­налы обратной связи процесса управления. При этом руководители высших уровней получают информацию о проблемах и текущих делах в каждом подразделении организации, что позволяет им постоянно корректировать и изменять меры воздействия на поведение подчи­ненных всех нижестоящих уровней. Подчиненные могут использовать восходящие потоки информации, чтобы довести до сведения высшего руководства информацию о частных проблемах подразделений и от­дельных работников, а также о событиях, выходящих за рамки кон­троля со стороны формальной структуры организации.

К наиболее приоритетным задачам организационной деятельнос­ти, безусловно, относится развитие восходящих потоков информации, придание им такой же значимости для управления, как и у нисходя­щих потоков. Это возможно при переводе отношений между руково­дителями более высоких уровней и подчиненными в режим диалога, при котором:

· подчиненные участвуют в решении ключевых проблем организа­ции;

· подчиненных постоянно информируют обо всех успехах и про­блемах организации;

· появляется возможность использования и реализации инициати­вы исполнителей, учета и практического применения новых идей, изо­бретений, коллективного опыта работников организации.

Горизонтальные каналы коммуникации в организации представля­ют собой пути и средства передачи информации отдельно на каждом иерархическом уровне организации. Горизонтальные коммуникации реализуются в виде обмена информацией на совещаниях высших руководителей, руководителей среднего уровня, низшего звена управления, на собраниях исполнителей, а также в неформальных ко­алициях, кружках коллег, в ходе трудовой деятельности и т.д.

Уже только перечисление возможных горизонтальных каналов показывает их необыкновенное разнообразие и свидетельствует о боль­ших возможностях для управления деятельностью организации и наиболее полного обеспечения информацией членов организации всех уровней. Для функционирования горизонтальных каналов ком­муникации особенно важно наличие неформальной структуры орга­низации.

В целом горизонтальные каналы коммуникации в организации призваны решать следующие задачи:

· передачу информации не директивного, но совещательного характера;

· уточнение целей и задач подразделений исходя из конкретных ситуаций в каждом из подразделений;

· взаимодействие специалистов различного профиля из разных подразделений организации, что способствует комплексному реше­нию поставленных высшим руководством задач;

· формирование неформальной структуры организации, ре­шающей задачи, которые невозможно решать в официальных рамках.

Коммуникации организации с внешней средой в современных российских условиях направлены на рыночный и институциональный уровни. Основной целью такого рода коммуникаций является созда­ние баланса между входом и выходом организации как системы и информационное обеспечение этого баланса.

Такие коммуникации должны быть ориентированы на различные адресные аудитории (рядовых потребителей, поставщиков, конкурен­тов, общественные организации или группы давления, государствен­ные органы исполнительной и законодательной власти и т.д.). Помимо решения текущих вопросов обеспечения баланса между организацией и внешней средой коммуникации такого рода решают следующие про­блемы:

· создание «имиджа» организации на местном, государственном и международном уровнях;

· обеспечение связи с имеющимися и потенциальными потребите­лями (например, с помощью рекламы);

· воздействие на разработку законов, постановлений, касающихся деятельности данной организации (например, используя группы дав­ления).

Еще одним основанием для типологии коммуникаций в организа­ции может служить степень их формализации.

Формальные коммуникационные связи стандартизируют взаимоотношения между коммуникатором (передающим информацию) и реци­пиентом (принимающим информацию) в организации, строго регламентируемые организационными нормами, правилами, основными ценностями. Эти связи обладают высокой устойчивостью и надежнос­тью и направлены на достижение организационных целей.

Неформальные коммуникационные связи возникают в том случае и там, где формальные связи не могут удовлетворять потребности членов социальных групп в организации. Данные связи обладают меньшей устойчивостью и направлены в основном на достижение целей малых социальных групп и отдельных личностей. Так, неформальные связи используются для информационного обеспечения взаимодействия между подразделениями (горизонтальные деловые связи), для удовле­творения потребностей членов организации в общении, взаимодейст­вия с лидерами, конформности по отношению к групповым нормам. Неформальные связи не носят иерархического характера, но могут быть как горизонтальными (в подавляющем большинстве), так и вер­тикальными (например, дружеское общение между лидером и рядовым членом группы).

Помимо перечисленных выделяют письменные и устные коммуникации в организации.

§ 7.4. Функционирование коммуникаций в организациях

Проблемы структурных коммуникаций.Наличие четко действующих коммуникаций в организациях способствует решению многих важней­ших организационных проблем, в частности координации деятельнос­ти отдельных структурных единиц в организации относительно общей цели, обеспечению устойчивых отношений с внешней средой, предоставлению подразделениям организации необходимой рабочей информации и целевых указаний и др.

Однако создание коммуникационных сетей, формирование устойчивых коммуникационных каналов сопряжены с рядом трудностей, вызванных как дефектами в каналах информации, так и дефектным кодированием или декодированием получаемых сообщений.

Проблемы, связанные с созданием эффективно действующих коммуникаций, можно разделить на две основные группы: проблемы структурных коммуникаций и проблемы, возникающие в ходе межличностного общения.

Основная проблема коммуникаций между элементами организационной структуры обусловлена неопределенностью во взаимоотношениях между отдельными структурными единицами организации. При этом распоряжения и директивы руководящего органа организации могут не соответствовать ситуации, не пониматься подчиненными, дублироваться, последующее сообщение может противоречить ранее посланным. Кроме того, в случае неопределенности ситуации горизонтальные связи между отдельными подразделениями или чле­нами организации становятся ненадежными, информация к подразделениям поступает хаотично, что вызывает информационный голод или, наоборот, избыток противоречивой информации. В условиях неопределенности могут усиливаться следующие основные виды барье­ров в коммуникационных процессах.

1. Искажение сообщений — явление, при котором в структурные единицы организации поступает информация, не адекватная реальной ситуации. Искажения в коммуникационных сетях приводят к значи­тельному замедлению темпов работ в организации. Принятие решения и его реализация должны начинаться одновременно: понять, как следу­ет выполнять работу, не менее важно, чем принять решение о том, что следует делать [69. С. 97]. Но искажение информации не позволяет приступать к немедленной реализации решения, поскольку оно основано на неверных предпосылках. В связи с этим приходится возвра­щаться к данной ситуации, повторять сообщения. Кроме того, искаже­ния информации приводят к неправильной постановке целей, что немедленно сказывается на остальных компонентах организации.

Все искажения в организационных коммуникациях разделяются на три группы:

непреднамеренные искажения, которые возникают в силу)недостатка информации, неясности ситуации или затруднений в меж­личностных контактах;

сознательные искажения, которые представляют гораздо большую опасность при принятии решений в организации и поста­новке целей: в данном случае промежуточное звено в коммуникаци­онной цепочке не согласно с содержанием сообщения (например, не согласно с распоряжением вышестоящего органа управления) и стремится изменить характер его воздействия;

фильтрация информации в сообщении, когда отсекается ненужная в данный момент информация, остается только суть. Эта операция в коммуникационном процессе может привести к потере информации, вредным упрощениям, которые препятствуют принятию эффективных управленческих решений. Отрицательный эффект фильтрации наблюдается, когда высших руководителей пытаются снабжать только информацией положительного содержания, не до­водя до их сведения наиболее острые проблемы; когда существует страх перед наказанием; ощущается бесполезность информации из-за ее неправильной оценки.

2. Информационные перегрузки возможны втех случаях, когда члены организации не в состоянии эффективно реагировать на всю необходимую им информацию и отсеивают определенную ее часть, по их мнению, наименее важную. Однако возможна ситуация, когда именно эта часть информации будет особенно необходима для обеспечения нор­мального функционирования организации или ее подразделения. Осо­бенно часто информационная перегрузка наблюдается у руководителей, замыкающих на себе решение многих (даже самых мелких) вопросов, связанных с управлением деятельностью подразделений организации. Отсутствие четких фильтров и членов организации, выступающих в роли «сторожей», не позволяет руководителю эффективно использовать самую важную часть поступающей к нему информации.

3. Недостатки в структуре организации оказывают существенное негативное влияние на функционирование коммуникационных сетей. Самым распространенным из таких недостатков следует признать неудачную конфигурацию — существование большого количества уровней управления, когда информация при прохождении от уровня к уровню теряется или искажается. Это особенно характерно для восходящих коммуникационных потоков (снизу вверх, от подчинен­ных к руководителям).

Другим важным структурным недостатком является отсутствие устойчивых горизонтальных связей между отдельными подразделения­ми организации, например, когда руководство организации допускает только вертикальные связи, а коммуникации между подразделениями одного уровня считаются незначимыми и ненужными. Такой недоста­ток характерен для высокоцентрализованных и формализованных ли­нейных структур.

Еще одним существенным недостатком следует признать наличие конфликтов между отдельными группами и подразделениями орга­низации. Зачастую конфликты заложены в самой структуре органи­зации. Подразделения или отдельные руководители, находящиеся в состоянии конфликта, могут не только способствовать разрыву ком­муникационных связей внутри организации, но и использовать ком­муникационные сети для достижения собственных целей в борьбе с другими подразделениями или руководителями. Например, если в организации производятся два вида продукта или услуг и не пред­усмотрено разделение ресурсов, эквивалентное вкладу каждого из двух подразделений, то между ними возникает конфликт, каждый из участников которого использует коммуникационные каналы органи­зации для принижения роли другого и возвышения собственной.

4. Высокая степень пространственной дифференциации создает преграды для прохождения информации по определенным коммуникационным каналам в силу удаленности отдельных структурных еди­ниц организации. В первую очередь это касается каналов контроля и обратной связи, а также каналов, по которым передается печатная информация (документы, научная или технологическая литература и т.д.). Действительно, с помощью радио или телефонной связи с удаленными объектами иногда бывает трудно передать большой объем информации или проследить за выполнением распоряжений; кроме того, проблематичны возможности подчиненных связаться с отдаленным центральным органом управления. Как следствие, может возникнуть взаимное недоверие между членами организации, снижа­ется эффективность взаимодействия.

Решение проблем структурных коммуникаций. Для снижения отрицательного воздействия этих проблем организация может использо­вать следующие приемы:

1) постоянное регулирование информационных потоков путем создания банка информационных данных, внутреннего рынка информа­ции, пунктов отслеживания и сортировки получаемой извне информа­ции, отслеживания мест информационных перегрузок;

2) контроль за процессами обмена информацией, информационны­ми каналами. Для этого можно проводить такие мероприятия, как раз­работка плана-графика, периодическая отчетность, регулярные встре­чи с подчиненными для обсуждения возможных перемен в организа­ции и т.д.;

3) организация системы сбора информации от исполнителей путем создания действующих каналов от подчиненных к руководству, исключающих фильтрацию информации в ходе ее прохождения по структур­ным уровням. Это возможно с помощью ящиков для предложений, частной телефонной связи, «кружков качества» и т.д.;

4) создание дополнительных каналов для исключения искажения информации или двойственного понимания информационных сообще­ний путем повторения распоряжений или приказов в специально вы­пускаемых бюллетенях, информационных листках, регулярных обсуж­дений или собраний, доски объявлений, демонстрационных витрин, местных средств радио или телевещания и т.д. Кроме того, полезно вовлекать самих пользователей информации в разработку систем ипроцедур сбора данных (например, упрощение документооборота, самоконтроль и др.);

5) использование современных информационных технологий, что, подводит руководство организаций к решению проблемы создания качественной системы коммуникаций. В частности, к таким мероприятиям относятся внедрение персональных компьютеров на рабочих мес­тах, электронной почты, выход в Интернет, связи с другими организа­циями и т.д.;

6) планирование рабочих мест с учетом функциональных особен­ностей и способностей работников. При этом возможно создание коммуникационных сетей у работников, функционально связанных между собой в процессе работы. К таким мероприятиям можно отнести пространственное сближение рабочих мест по принципу технологических линий или цепочек;

7) предотвращение возникновения барьеров между различными подразделениями и должностными статусами в организации, «снятие функциональных и иерархических перегородок» [69. С. 211]. Действительно, снятие различий между «мы» и «они» и понимание организа­ции как единого организма в значительной степени уменьшают труд­ности в процессе коммуникации.

Проблемы коммуникации в межличностном общении. Коммуникациям очень часто препятствует непонимание друг друга членами коммуникационного процесса. Причины возникновения проблем коммуникации из-за непонимания [69. С. 177—178] заключаются в следующем.

1. Различия в восприятии сообщения и его основной идеи и концеп­ции, что происходит в силу:

· неправильного кодирования сообщения руководителями без учета культуры и установок членов организации (сообщение напи­сано или передано на непонятном языке, содержит много слов, при­надлежащих другой субкультуре, или специальных терминов, выбра­на область деятельности или знания, малоизвестная членам органи­зации, и т.д.);

· конфликта между сферами компетенции, основами суждений отправителя и получателя информации (структурный конфликт такого рода может привести к избирательному восприятию информации ее получателем в зависимости от собственных интересов и потребностей и игнорированию интересов отправителя);

· различных социальных установок членов организаций, различ­ных структур ценностей.

2. Семантические барьеры, возникающие из-за плохо сформулированных сообщений, которые могут приводить к потере информации при передаче получателем, особенно много проблем такого рода порож­дается в многонациональной среде.

3. Невербальные межличностные преграды (жесты, интонации, внутренний смысл и другие формы невербальной символической коммуникации).

4. Неудовлетворительная обратная связь (например, из-за неуме­ния слушать).

Для того чтобы избежать потерь, возникающих из-за недостатков межличностного общения, можно использовать такие приемы:

· предварительная подготовка к передаче сообщения; например, разъяснение основных положений, содержания сообщения;

· снятие семантических барьеров путем исключения двусмыслен­ности, многозначности понятий;

· постоянное внимание к невербальной символической коммуни­кации — тону подаче сообщения, жестам, мимике и т.д.;

· проявление эмпатии и открытости при общении и передаче сообщений;

· установление обратной связи, для чего следует: задавать вопросы получателю информации о содержании сообщения и степени его восприятия; оценивать невербальную реакцию получателей на сообщение, особенное внимание обращать на жесты, позу и мимику, указывающие на замешательство или непонимание; создавать атмосферу доверия, доброжелательности и готовности обсудить возникающие проблемы с учетом интересов и потребностей получателей информационных сообщений.

В целом можно сказать, что наиболее эффективное использование коммуникаций зависит от таких важнейших факторов, как профессио­нализм руководителей, структура организации и ее характеристики, наличие устойчивых межличностных отношений между членами орга­низации, культура подчиненных, положение организации во внешней среде (закрытость или открытость), компетентность работников.

ВОПРОСЫ АЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. В организации существуют недостатки при использовании внутренних коммуника­ций. В силу каких причин эти недостатки оказывают влияние на эффективность деятель­ности организации?

2. Какие коммуникационные связи в организации не рассматриваются при анализе и не допускаются на практике школой научного управления? Каким должно быть содер­жание коммуникационных связей с точки зрения представителей этой школы?

3. Руководитель организации в своей деятельности придерживается в основном принципов школы человеческих отношений. На какие коммуникационные качества ори­ентируется этот руководитель?

4. Организация рассматривается ее руководством как открытая система. Чем отли­чаются коммуникации внутри организации от коммуникаций с внешней средой при таком подходе?

5. Фирма создает и распространяет рекламное сообщение для потребителей ее про­дукта. Какие компоненты процесса коммуникации должны быть учтены при передаче этого сообщения потребителям? Какие причины могут привести к сбоям в этом комму­никационном процессе?

6. Руководство предприятия сталкивается с трудностями на начальном этапе приме­нения коммуникационных сетей внутри организации. Какими могут быть причины этих трудностей? Какие действия руководства организации помогут их избежать?

7. Большинство руководителей организации на практике рассматривают процесс коммуникации как простую модель с обратной связью. Каковы основные недостатки такого подхода к использованию коммуникационных связей?

8. Руководитель организации планирует провести совещание для свободного и ши­рокого обсуждения проблемы. Какая из коммуникационных сетей может считаться наи­более целесообразной для осуществления этой задачи?