Методы изучения истории и современная историческая наука.
Экзаменационные вопросы по истории.
1. Основы методологии исторической науки.
История изучает следы человеческой деятельности. Объект-человек.
Функции исторического знания:
Научно-познавательный
Прогностический
Воспитательный
Социальная память
Метод (способ исследования) показывает, как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.
Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.
Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми.
Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для отечественной – материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественноисторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.
Существуют также специально-исторические методы исследования:
хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;
синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;
дихронный – метод периодизации;
историческое моделирование;
статистический метод.
Методы изучения истории и современная историческая наука.
Эмпирический и теоретический уровни познания.
• Исторический и логический
• Абстрагирование и абсолютизация
• Анализ и синтез
• Дедукция и индукция и др.
1.Историко-генетическое развитие
2.Историко-сравнительный
3.историко-типологическая классификация
4.историко-системный метод (все в системе)
5. Биографический, проблемный, хронологический, проблемно-хронологический.
Современная историческая наука отличается от исторической науки всех предшествующих эпох тем, что она развивается в новом информационном пространстве, заимствуя из него свои методы и сама влияет на его формирование. Сейчас на первый план выходит задача не просто написания исторических трудов на ту или иную тему, а создание верифицированной истории, проверяемой большими и надежными базами данных, создаваемыми усилиями творческих коллективов.