Вопрос 23. Монополистическая конкуренция и её особенности. Эк последствия монополистической конкуренции.

На монополистич Р осущ-ся жёст конкуренция; при уменьшении цены осущ-ся вытеснение конкурентов. Снижение цены осущ-ся до конкрет ур (рав-во цены и предел издержек)

Ос черты монополистич конкуренции:

1 на Р присут-ет относительно бол число мелких фирм, кот производят разнообраз продукцию. Товары специфичны, потребитель может найти тов-заменитель

2 Вступление новых фирм в отрасль не явл-ся сложным

3 Этот Р не треб значит первоначал накоплений капитала

4 Спрос на прод-цию фирмы не явл-ся абсолютно эластичным, но эластичность высока.

Доходность в усл-х монополистич К

Р MC

ATC

AVC

 
 


моржа

MRD

Q оптимал Q

(оптимальный V произв-ва)

Равновесие на монополистич Р: когда цена= предел издержкам!

Монополистическая конкуренция— тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. (В свою очередь совершенная конкуренция – это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.)

 

Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими свойствами:

  • Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.
  • Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место.
  • Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистической конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, которую предлагают фирмы-конкуренты. Дифференциация может быть горизонтальной либо вертикальной. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);
  • Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
  • Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.


Равновесие фирмы монополистического конкурента.

В краткосрочном периоде:
Монополистические конкуренты не обладают значительной монопольной властью, поэтому динамика спроса будет отличаться от спроса монополии. За счет того, что на рынке существует конкуренция, в случае повышения цены 1 фирмы потребители будут обращаться к другой, поэтому спрос на продукцию каждой из фирм будет эластичным. Уровень эластичности будет зависеть от степени дифференциации, которая является фактором привязки к продукции каждой из фирм. Исходя из графика следует заметить, что цена определяется по кривой спроса. Наличие прибыли или убытков зависит от динамики средних издержек. Если кривая ATC проходит ниже Po, то фирма получает прибыль (заштрихованный прямоугольник). Если кривая ATC проходит выше, то это величина убытков. Если цена не превышает величину средних издержек, то фирма останавливает деятельность.

В долгосрочном периоде:
В долгосрочном периоде, как и в случае совершенной конкуренции наличие экономической прибыли будет приводить к притоку в отрасль новых фирм. В свою очередь предложение будет увеличиваться, равновесная цена уменьшаться, а величина прибыли сокращаться. В конечном итоге наступает ситуация, когда последняя вошедшая на рынок фирма не получает экономической прибыли. Единственной возможностью увеличить прибыль является увеличение дифференциации продукции. Однако в долгосрочном периоде, в случае отсутствия законодательных барьеров фирмы конкуренты будут иметь возможность скопировать те направления дифференциации, которые увеличивают прибыль. Поэтому предполагается, что фирмы будут находиться в относительно одинаковых условиях. Из-за того, что график спроса имеет наклон, равновесие цены и средних издержек будет достигнуто до того, как фирма сможет минимизировать издержки. Поэтому оптимальный объем монополистического конкурента окажется меньше объема совершенного конкурента. Такое равновесие позволяет прийти к выводу о том, что в долгосрочном периоде главной целью фирмы является достижение безубыточности.

Экономические последствия монополистической конкуренции:

Во-первых, недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности. Во-вторых, потребители не получают товар по наименьшей цене, т. е. недопроизводится продукция, необходимая потребителю. В-третьих, приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования. В-четвертых, приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы. Максимальная экономическая и социальная эффективность не достигается.


24.Олигополия и её особенности. Олигополистический рынок и его черты.

Олигополия – это тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.