LV.Монополия и монопольная власть.
суть монополии: 1 фирма явл-ся ед произв-лем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Произв-ль имеет рыночную власть, т е может влиять на цену и следовательно на увеличение эк прибыли. А ,значит, и монополизировать рынок. Монополист контролирует весь V выпускаемого товара на Р. При увелич-ии цены V продаж сокращ-ся незначительно.
Монополист не может увеличивать цену продукции, не учитывая доходность. Моноп-ст также учитывает рыноч спрос на продукцию и свои издержки. Максимизация прибыли на монопол Р опред-ся рав-вом предел дохода (MR) и пред издержек
P
MRD
Q
МR всегда ниже D!!
Если монополист снижает цену, он больше продаёт, но предел доход уменьшается.
Монополист на Р увеличивает доход, снижая цену. Следовательно, прямая MR лежит ниже кривой D, т е при насыщ Р монополист может увеличивать произв-во только снижая цену.
Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.
Степень монопольной власти может быть различна. Чистый монополист обладает полной монопольной властью, т.к. является единственным поставщиком уникальной продукции.
Но чистая монополия редка, т.к. большинство товаров имеет близкие заменители. В то же время большинство фирм в той или иной степени управляют ценой, т.е. имеют некоторую монопольную власть. Если на рынке действует одна монопольная фирма, говорят об относительной монопольной власти.
Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы.
Итак, фирма, обладающая монопольной властью, назначает цену больше предельных издержек и получает дополнительную прибыль, называемую монопольной прибылью. Монопольная прибыль является формой реализации монопольной власти.