Анализ и изучение литературы

Разработка избранной темы начинается с ознакомлением с соответствующей литературой. Прежде всего, студенту следует определить по программе курса, к какому разделу темы она относится, ознакомится со списком литературы, рекомендованной по данной теме в программе, а также ознакомится с учебными и методическими пособиями. Такой предварительный обзор литературы позволяет студенту составить общее представление о выбранной теме. После этого необходимо приступить к тщательному подбору литературы по теме курсовой работы.

Литература для выполнения курсовой работы подбирается студентом самостоятельно, однако без библиографического поиска серьезная работа невозможна. Существенную помощь в ознакомлении с библиографией студенту могут оказать библиотечные каталоги (алфавитный, систематический, предметный), библиографические указатели (учетно-регистрационные, научно-вспомогательные, рекомендательные, критические), справочная литература (энциклопедии, словари, предметные указатели в трудах отдельных ученых-экономистов).

При написании курсовой работы целесообразно использовать следующие литературные источники:

- труды классиков экономической теории (работы А. Смита, М. Фридмена, П. Самуэльсона, А. Маршалла, Д. Хикса, Д. Робинсон, Р. Коуза и др.);

- монографии, сборники статей отечественных и зарубежных авторов, в которых теоретически обобщается отечественный и зарубежный опыт экономического развития;

- журнальные и газетные статьи, которые являются источником новейших данных, освещают важнейшие вопросы современного экономического и социального развития.

Следует обратиться к таким журналам: «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Экономист», «Мировая экономика и международные отношения», «Экономическая школа», «Вестник МГУ», «Вестник СПбГУ», «Вестник ИГЭА»; газетам: «Экономика и жизнь», «Деловой мир», «Коммерсант», «Аргументы и факты» и др.

При изучении периодических изданий следует иметь в виду, что они быстро устаревают и следует пользоваться литературными источниками за последние 2-3 года.

Для написания курсовой работы можно использовать и другие источники (например, статистические справочники).

В процессе изучения литературных источников необходимо конспектировать те разделы монографии, статей, которые наиболее полно освещают тему курсовой работы. Целесообразно делать выписки из книг и статей. Это могут быть цитаты или тезисы изучаемого произведения. Кроме того, целесообразно цитировать и спорные положения из тех или иных работ, чтобы более предметно вести дискуссию по этим вопросам. Цитаты могут подтверждать те или иные положения работы, однако их не должно быть много. При изучении литературы можно использовать выписки, то есть близкое к тексту изложение материала. Каждая выписка, как и цитата, должна быть сопровождена ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы. Важно научится выписывать только те места, в которых содержится самое главное, а для этого необходимо вначале изучить все произведение.

При подготовке к написанию курсовой работы необходимо составлять тематический конспект на основе нескольких произведений посвященных одной проблеме. Такой конспект поможет сосредоточить внимание на наиболее важных формулировках, сделать обобщение важнейших теоретических положений. В конспекте могут быть диаграммы, схемы, таблицы, графики, придающие ему большую наглядность, способствующие лучшему усвоению изучаемого материала.

 

2.3 Составление плана курсовой работы

После ознакомления с литературой по избранной теме необходимо составить план курсовой работы. Рабочий план, составленный в процессе изучения литературы, уточненный и дополненный должен принять окончательный вид. План работы должен характеризовать рассматриваемую проблему в целом: все его пункты (главы, параграфы) должны логично и последовательно вытекать один из другого, быть внутренне взаимосвязанным.

Целью составления рабочего плана является изложение студентом предполагаемого подхода к раскрытию темы курсовой работы.

При составлении рабочего плана следует стремиться к тому, чтобы в нем оптимально сочеталось изложение как общетеоретических вопросов (основные принципы и закономерности исследуемой экономической проблемы), так и вопросов прикладных (исследования конкретных ситуаций – применительно к отдельной стране, этапу экономического развития, конкретному рынку, предприятию и т. п.).

Рабочий план не следует понимать как содержание курсовой работы. Студент должен представлять себе рабочий план в виде следующей примерной схемы:

- состав разделов (глав, пунктов) курсовой работы;

- основное содержание разделов, т. е. те вопросы, которым в каждом разделе будет уделено главное внимание;

- логическая взаимосвязь разделов. Логика изложения представляет собой наиболее слабое место во многих курсовых работах. Характерным недостатком является отсутствие необходимой взаимосвязи разделов между собой: материал каждого раздела изложен правильно, а переход от раздела к разделу никак не обоснован. В результате вместо цельного изложения темы получается набор разрозненных фрагментов. При подготовке рабочего плана студент должен использовать опыт составления структурно-логических схем: рабочий план можно рассматривать, как развернутую структурно-логическую схему по выбранной теме.

Общим принципом построения рабочего плана является последовательный переход от общего к частному. Проблема сначала рассматривается в целом (почему проблема возникает, какие имеются трудности при ее решении, какие существовали подходы к ее решению, на каких общих положениях экономической теории должно основываться ее решение), а затем детально анализируются методы и формы решения проблемы.

В план работы рекомендуется включать:

1. введение,

2. основную часть,

3. заключение,

4. библиографический список

5. и, если есть, приложение.

Введение должно содержать:

1. Обоснование актуальности выбранной темы. Актуальность обосновывается в трех направлениях:

А) важности с позиций политики государства, направлений развития экономики или целей, стоящих перед организацией;

Б) недостаточной разработки и дискуссионности теоретических положений и подходов к решению проблемы, специфики (сложности, изменчивости) объекта изучения;

В) нерешенности в хозяйственной практики поднимаемых вопросов (проблем).

2. Степень разработанности проблемы. Указываются отечественные и зарубежные ученые-экономисты, занимающие проблематикой курсовой работы и сделавшие соответствующий вклад в развитие методологии рассматриваемых в курсовой работе вопросов. Следует отметить, что работы авторов, перечисленных во введении должны получить отражение в списке литературы.

3. Формулировку целей и задач работы. Задачи работы должны соответствовать содержанию параграфов и приводиться в таком же порядке.

4. Описание структуры работы: количество разделов, глав, параграфов и приложений и их краткое содержание.

Например.

Если тема вашей курсовой работы «Фискальная политика: сущность, инструменты и виды», то, целью данной курсовой работы является рассмотрение механизма проведения фискальной политики.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. рассмотрение сущности фискальной политики, определение ее основных задач и целей.

2. изучение типов фискальной политики и условия их проведения.

3. анализ влияния фискальной политики на государственный бюджет.

4. рассмотрение эффективности проведения фискальной политики и указание основных проблем, возникающих при ее осуществлении.

5. показать взаимосвязь между фискальной и кредитно-денежной политикой.

Проблемами реализации фискальной политики уделялось пристальное внимание как со стороны отечественных, так и со стороны зарубежных ученых-экономистов. В частности можно выделить следующих авторов, которые исследовали особенности фискальной политики, ее инструменты: Антонов Н.Г., Пессель М.А., Лаврушин О.И., Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Дробозина Л.А., Нестеренко А.И., Большакова А.К. и другие.

Основная часть должна включать теоретическую и аналитическую часть. В теоретической части должны отражаться следующие вопросы:

- краткий исторический обзор по выбранной теме. Содержание этого подраздела должно показывать, как формировалась теория по конкретному вопросу. Так, например, по теме «Рынок и государство. Роль и особенности государственного регулирования в различных экономических системах» целесообразно рассмотреть развитие взглядов, начиная с учения А. Смита о «невидимой руке» рынка и саморегулировании экономики до современного опыта экономически развитых стран, в которых существует различный уровень государственного регулирования (например, США и Китай);

- взаимосвязь выбранной темы (исследуемой проблемы) с другими разделами экономической теории;

- содержание того экономического процесса, который является предметом исследования. Так, например, по вышеуказанной теме следует отразить:

1. смысл и цели государственного регулирования;

2. методы государственного регулирования;

3. систему государственного регулирования(какими органами государства оно осуществляется).

Следует избегать излишне абстрактного изложения теоретического материала. Экономика всегда имеет дело с количественными показателями, поэтому необходимо отразить, какие именно показатели характеризуют исследуемый процесс.

Назначением аналитической части является подробное раскрытие темы (исследуемого экономического процесса или явления). Если в теоретической части основное внимание должно быть уделено рассмотрению темы в целом, то в аналитической части раскрываются конкретные методы решения той или иной экономической проблемы (государственного регулирования, ценообразования, приватизации и т. д.), которые должны быть проиллюстрированы соответствующими примерами, цифрами.

При подготовке учебного плана следует учитывать, что возможны различные подходы к написанию курсовой работы. Если тема достаточно обширна (например, о ценообразовании, государственном регулировании экономики, проблемах государственного долга и т. п.), то в рабочем плане могут быть отражены только некоторые из наиболее существенных вопросов, но они должны быть раскрыты полностью (например, все факторы, формирующие цену на рынке товаров при ценообразовании). Возможен и другой подход: излагаются все вопросы, раскрывающие тему, но главное внимание при этом уделяется их взаимосвязи и сравнительному анализу (например, как связаны между собой рента, ссудный процент и прибыль, и какой из этих показателей играет ведущую роль в рыночной экономике).

В большинстве тем предусматривается рассмотрение вопросов применительно к условиям России.

В тех случаях, когда название темы не содержит «привязки» к российским условиям, следует включать соответствующий материал в заключительный раздел аналитической части. Отсутствие материалов, относящих к условиям экономики России, рассматривается как недостаток курсовой работы.

В заключительной части студент формулирует основные выводы по теме. Выводы не должны противоречить предшествующему изложению. Одним из обязательных выводов должно являться заключение об эффективности рассмотренных методов.

Теоретическая и аналитическая части представляют собой самостоятельные (отдельные) главы курсовой работы, названия которых студент определяет самостоятельно. При необходимости число глав может быть увеличено.

В качестве приложений выделяют материалы, которые могут загромождать текст основной части работы, но которые необходимы для более полного освещения методов и результатов работы. Так, большие таблицы, сложные схемы рекомендуется помещать в приложения. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. Если приложений несколько, их последовательно нумеруют русскими буквами в правом верхнем углу: Приложение А и т. д. На соответствующее приложение обязательно должно быть обращение по тексту.

Подготовительный рабочий план согласовывается с научным руководителем.