Заключение.

В рамках выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретико-методологические основания изучения представлений студентов об учебной группе в контексте социально-психологического климата с точки зрения его компонентной структуры. Теория социальных представлений С. Московичи, послужившая толчком к появлению большого числа работ, посвященных представлениям; подходы к определению этапов развития учебных групп С.А. Багрецова и Ю.М.Кондратьева; основные подходы к пониманию природы социально-психологического климата О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто, В.М.Шепель.

Разработана и апробирована программа эмпирического исследования представлений студентов об учебной группе в контексте социально-психологического климата. Таким образом, можно выделить следующие выводы:

1. Совокупное изучение представлений, процессов группового развития и социально-психологического климата студенческой группы позволяет проанализировать и определить их влияние на: качество их образования, организацию учебного процесса, сплоченность и благоприятную атмосферу в коллективе, успешность совместной деятельности группы, а так же на благополучное вхождение в профессиональную среду.

2. В начале обучения представления о собственной группе содержат позитивные характеристики, такое как: веселая, дружелюбная, успешная; в середине обучения – негативные: не уважающая интересы других, не доверяющая; а в конце обучения – амбивалентные характеристики группы: понимающая, безучастная. Эта динамика связана с кризисом профессионального самоопределения у студентов третьего курса, что оказывает негативное влияние на оценку представлений. Таким образом, первая гипотеза подтверждается.

3. Специфическое содержание представлений студентов о собственной учебной группе на каждом этапе обучения оказывает влияние на выраженность эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов социально-психологического климата студенческих групп. В начале обучения представления о собственной группе у студентов благоприятно влияют на эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты социально-психологического климата группы. К середине обучения представления изменяются на негативные и влияют на снижение выраженности каждого компонента социально-психологического климата. К концу обучения представления становится более реалистичным; т.к. в это время в группе наибольшее количество стрессовых ситуаций, которые вновь сплачивают коллектив, что оказывает положительное влияние на компоненты социально-психологического климата. Таким образом, вторая гипотеза подтверждается.

4. На основе полученных данных был разработан и проведен психологический тренинг, направленный на сплочение коллектива, учитывая особенности третьего курса. Упражнения дают положительное влияние на поведенческий и эмоциональный компоненты социально-психологического климата группы. Что подтверждают в конце тренинга положительные оценки своей группы участниками тренинга.

Таким образом, данная выпускная квалификационная работа – это очередной шаг в изучении малых групп, позволяющий добиться высокой продуктивности и благоприятного социально-психологического климата в данных группах.

Библиографический список:

1. Альбуханова – Славская К.А. Современная психология. Состояние и перспективы исследований // Социальные представления и мышление личности. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 88 – 103.

2. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования// Социальная психология в трудах отечественных психологов/ Сост. и общ. ред. А.Л. Свенцицкого. - СПб.: Питер, 2000. - С. 289-314.

3. Абульханова К.А. Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы.// Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997. с.7.

4. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста//Современные психологические проблемы высшей школы. Л: Изд-во ЛГУ, 1974. - 328с.

5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. - Л., Изд-во ЛГУ, 1968.- 339 с.

6.Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 288 с.

7.Афанасьев В.Г.Человек в управлении обществом. – М.: Политиздат, 1977.

8. Багрецов С.А. Диагностика социально – психологических характеристик малых групп с внешним статусом. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. - 640с.

9. Балин В.Д, Гайда В.К., Гербачевский В.К.. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие// под общей ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. – Питер. 2000 – (Практикум по психологии

10. Бездольный А.В. Луковников Н.Н.О социально-психологическом климате в коллективе//Деньги и кредит.-1994.-№7.- С.76-79.

11. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Воронеж: МОДЭК, 1997.

12. Бовина И.Б.О феномене «группового духа»/Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14 /Психология.-1998 ,№-1.- С. 47-52.

13. Бодалёв А.А., Столин В.В.Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во «Речь»,2000.

14. Бойко В.В., Ковалев А. Т., Панферов В.И. Социально-психологический климат коллектива и личность. — М., 1983.

15. Брушлинский А.В. Психология субъекта: индивида и группы//Психологический журнал. 2002. Т.23. №1. С.71-80

16. Буланова М.В. – Топоркова Педагогика и психология высшей школы: уч. Пособ.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 202с.

17. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.В. Морозов. – СПБ., 1999.

18. Варчев А.Э. Социально – психологические характеристики особенностей современной учебной группы дис. канд. псих. наук, М. – 2003. - 207с.

19. Виноградова С.Н. Особенности социально-психологических компонентов сплоченности студенческих групп / С.Н. Виноградова //Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2010. – № 3. – С.52-62.

20. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. -М., 1983. Т.З. с. 5-314.

21. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов/ Б.М.Генкин. – 7-е изд., доп. – М.: Норма, 2007. – 448 с.

22. Горбунов Г.Д., Пономарев Г.Н., Усольцев Б.П., Шансков М.А. Исследование социально-психологических аспектов функционирования студенческих групп в процессе учебно-профессиональной деятельности / Г.Д. Горбунов, Г.Н. Пономарев, Б.П. Усольцев, М.А. Шансков // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 341. – С. 187-190.

23. Гребенникова О.В. Особенности социальных представлений современных российских подростков [Электронный ресурс] / О.В. Гребенникова // Психологические исследования электрон. науч. журн. – 2010. – № 2(10).

24. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000.

25. Громова О.Н. Стратегия управления персоналом организаций. — М.: ГАУ, 1997.

26. Губина С.Г. Динамика социальных представлений учащейся молодежи в условиях социально-экономического кризиса (на примере курсантов летного училища): Автореф. дисс. канд. психол. наук. - Самара, 2000. - 17 с.

27. Дементьев И.Жить без конфликтов//Соц.труд.-199.1.-№11.-С.98-105.

28. Денисов Н.Л. Социально-психологический климат в студенческом коллективе в различные периоды обучения / Н.Л. Денисов // Сибирский медицинский журнал (Томск). – 2007. –– № 2. Т. 22. – С. 64-65.

29. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987.

30. Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представлений коллективные// Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 1995. - С. 23-58.

31. Журавлёв А.Л. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях// Психологический журнал.-1998.-Т.19,№3.-С.3-15.

32. Захарова Л.Н.Психология управления человеческими ресурсами в организации. – Н.Новгород.: Нижегородский гуманитарный центр,2001.

33. Зуев Д.А. Инновационная деятельность в социально-психологической теории и практике. Возможность коммерциализации / Д.А.Зуев // Вестник ВолГУ. Серия 10. – 2011. – № 5. – С. 5-7.

34. Егоршин А.П. Основы менеджмента: учебник для вузов. – Новгород: НИМБ, 2008. – 320 с. (Высшее образование).

35. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов. – Н.Новгород: НИМБ, 2003. – 303 с.

36. Игумнов, С. К. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков / С.К. Игумнов. – М.,2001.

37. КазеноваИ.П. Исследование социально-психологического климата группы / И.П.Казенова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2013. –№ 1(77) Ч. 2. – С. 73-79.

38. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Взаимосвязь индивидуальных потребностей студентов и представлений о потребностях учебной группы / А. В. Капцов, Е. И. Колесникова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». – 2012. – № 1(11). – С. 126-137.

39. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — М.: Прогресс, 1989.

40. Карпов А.В.Проблемы принятия решения в трудовой деятельности// Психологический журнал. -1993. –Т. 14,№3.-С.3-14.

41. Кирьянова М. К. Конфликты и переговоры: (О возмож. стратегии поведения в ситуации конфликта)//Экономика и организация пром.пр-ва.-1993.-№2.- С.181-190.

42. Климов Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира//Вестн.Моск.ун-та.Сер.14.Психология.-1995.-№1.-С.8-18.

43. Ковалев, А.Г. Психологические особенности человека / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. Изд.- ЛГУ, 1960.

44. Ковалев, А.Г. Психология личности /А.Г.Ковалев. – М.: Наука, 1970

45. Коломенский, Я.Л. Человек: психология. -М., Просвещение 1986. -223 с.

46. Кондратьев Ю. М. Социальная психология студенчества: Учебное пособие.-М.: Московский психолого – социальный институт, 2006.-160с

47. Котов А.В. Мотивационно-эмоциональный конфликт в структуре поведенческого акта// Психологический журнал. 1999. Т.20. №6. С.62-71.

48. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубровская. – М,1991.

49. Кулагин, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагин. – М., 2001.

50. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб., Речь, 2001. – 184 с.

51. Лазурский, А.Ф. Психология общая и экспериментальная / А.Ф. Лазурский. - Пг. «Земля». 1915. -338 с.

52. Левитов, Н.Д. Психология характера/ Н.Д. Левитов. -М., Просвещение. 1969. - 424 с.

53. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев. – М.: Наука, 1975.

54. Лейенс Ж.-Ф., Дарден Б. Основные концепции и подходы в социальном познании// Перспективы социальной психологии. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 128-153.

55. Лисаускане М. Новое поколение российского студенчества// Высшее образование в России, 2005, №10, С. 41-47

56. Мануйлов В.Г., Новиков В.В. Психологическое управление в кризисном обществе. – СПб.:Алетейя,1999.

57. Маценова Е.Б. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М., 2001. - 24 с.

58. Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента/ В.С. Мерлин. – Пермь:. 1973.

59. Михалюк О.С., Шалыто Ф.Ю. «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе. - СПб

60. Михеева И.В., Смирнова Я.К. Роль защитных механизмов психикив формировании мотивации формального лидерства в студенческой группе / И.В. Михеева, Я.К. Смирнова /// Известия Алтайского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. Право. Филология и искусствоведение. Философия, социология и культурология. Экономика. –2012. – № 2/1. – С. 54-57.

61. Обозов, Н.Н. Психология межличностного взаимодействия. Дисс. д-ра псих.наук/ Н.Н. Обозов . - Л., 1978. -380 с.

62. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера,2000.

63. Пезешкин, Н.В. Психосоматика и позитивная психотерапия/ Н.В. Пезешкин. – М.: Институт позитивной психологии,2006.

64. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.: Просвещение, 1978. -175с

65. Платонов К.К. Проблемы управления психологическим климатом коллектива // Социально-психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов. Курган, 1977. – С.138 — 139.

66. Платонов Ю.П. Основы социальной психологии. – СПб., 2004. – С.310.

67. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. -М.: Владос, 1999. -47с

68. Прохорова А.П. Новая иллюстрированная энциклопедия под ред. А.П. Прохорова// М.:«Большая российская энциклопедия», 2001г. - 190с.

69. Некрасова Е. В. Взаимосвязь формирования смысложизненных ориентаций студентов и школьников с социально-психологическими особенностями группы / Е. В. Некрасова // Вестник Самарской гуманитарной Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.:Изд-во «Речь», 2000. – 298 стр.

70. Раевский, К.М. Психологические тесты для практических психологов / К.М. Раевский. – М.: Высшая школа, 2003. – 563 с.

71. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога./ Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2001. -384с.

72. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000.

73. Семенов А.В. Социальные представления как способ познания// Актуальные проблемы психологии и педагогики: Межвузовский сборник научных работ. В 2-х частях/ ред. Г.М.Коджаспирова. - М.: ООО НИЦ "Инженер", 2005. - Часть I, с.139-151.

74. Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2004. -376с

75. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность. / П.В. Симонов, П.М. Ершов. – М.: Наука, 1984.

76. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образовния: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 400с.

77. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Выпуск 3: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. М.: Российское психологическое общество, 1998.115с.

78. Столяренко, Л.Д. Основы психологии/ Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

79. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 270 с.

80. Толочек В.А.Стили профессиональной деятельности: организация компонентов и взаимодействий субъектов// Вестник Московского университета. Сер.14.Психология.-1996.-№3.-С.51-60

81. Улыбина Е.В. Обыденное сознание в картине мира личности (Психосемантический подход): Дисс. … д. психол. наук. - Ставрополь, 1999. - 386 с.

82. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 806с

83. Шевандрин, Н. Социальная психология в образовании/ Н. Шевандрин. – М.: Владос, 2000.

84. Шефер Б., Шледер Б. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения// Психологический журнал. - 1993. - Т. 1. № 1. - С. 34-56.

85. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М.: ИП РАН; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 448 с.Фалмер P.M. Энциклопедия современного управления. В 5-ти т. — М.: ВИПК Энерго, 1992.

86. Шморина Е.В. Представления о педагогическом общении у разных групп учителей: Дисс. канд. психол. наук. - М., 1996. - 182 с.

87. Шумская, Л.И. Психологическое исследование межличностных отношений в группах среднего ПТУ: Автореф. дисс. канд. псих наук[Текст]/ Л.И. Шумская. -Минск. 1979. -18 с.

88. Черепкова Н.В.,Чугункин С.А.Социально-психологический климат как неотъемлемая часть трудового процесса в коллективе / Н.В. Черепкова, С.А.Чугункин // Бюллетень медицинских Интернет-конференцийСтавропольского государственного университета. – 2011. – № 145. Т. 1. – С. 145-148.

89. Чудова Н.В.Влияние личностных характеристик субъекта на его представления об идеальном партнёре по общению// Психологический журнал -1993.-Т.14,№3.-С.28-37.

90. Эрик Г. Эриксон. Детство и общество.— Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.

91. Ядов В.А. Социальный стереотип. // Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. М., 1980.

92. Augoustinos M., Innes J.M. Towards an Integration of Social Representations and Social Schema Theory// British Journal of Social Psychology. - 1990. - № 29. - P. 213-321.

93. Jodelet D. Representation sociale: phenomenes, concept et theorie// Psychologie sociale… - 1990. - P. 357-378.

94. Moscovici S. The Phenomenon of Social Representations// Social Representations/ Ed. by R. Farr, S. Moscovici. - Cambridge - Paris, 1984. - P. 6-35.

 

 

Приложения.

Приложение 1.

Анкета.

Пол____

Возраст____

Факультет и группа__________________________________

Какими словами вы бы описали свою группу__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какими положительными характеристиками вы наиболее точно могли бы охарактеризовать вашу группу_____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________

Какими отрицательными характеристиками вы наиболее точно могли бы охарактеризовать вашу группу______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Семантический дифференциал

Здравствуйте! Прошу принять участие в моем исследовании. Оцените свою группу по предложенным параметрам. Подписывать не нужно, укажите только группу.

враждебная __________________________________________________ дружелюбная

пассивная __________________________________________________ активная

скучная __________________________________________________ интересная

унылая __________________________________________________ веселая

тихая __________________________________________________ громкая

разделенная на кланы __________________________________________________ целостная

безответственная __________________________________________________ ответственная

нетерпимая __________________________________________________ терпимая

недисциплинированная__________________________________________________ дисциплинированная

непонимание __________________________________________________ взаимное

расположение, понимание

равнодушная __________________________________________________ увлеченная

не уважающая

интересы других __________________________________________________ уважающая

конфликтная __________________________________________________ неконфликтная

безразличная __________________________________________________ заинтересованная

не доверительные

отношения __________________________________________________ доверительные

безучастная __________________________________________________ участие

в общих делах группы

безуспешная__________________________________________________ успешная

недоброжелательность__________________________________________________ взаимная поддержка

требовательная __________________________________________________нетребовательная

непродуктивная __________________________________________________ продуктивная

лицемерная__________________________________________________ искренняя

тусклая__________________________________________________ яркая

закрытая __________________________________________________ открытая

сдержанная __________________________________________________ эмоциональная

трудная в общении __________________________________________________ легкая

недовольная __________________________________________________ довольная

конкурирующая __________________________________________________ сотрудничающая

 

Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе. О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто.

Внимательно прочитайте предлагаемые варианты ответа и выберите наиболее соответствующий вашему мнению.