Программа исследования.

Проблема исследования.Проблема представлений студентов о собственной группе является интересной и полезной темой для изучения, т.к. является наименее изученной стороной социальных представлений.

Важно изучать представления студентов в контексте социально-психологического климата, это дает понимание как тот или иной компонент климата оказывает влияние на атмосферу в группе и на общую успеваемость членов группы.

Группа играет определяющую роль в выработке социального представления:

· фиксирует определенные аспекты социального представления;

· влияет на принятие/отторжение той или иной информации;

· определяет частоту использования социальных представлений;

· при помощи социальных представлений группа может варьировать способы манипуляции фактами, формировать свою идентичность.

Возникает «двойная» социальная зависимость когнитивного акта: с одной стороны, социальное представление порождается группой, с другой - включается в систему социальных коммуникаций.

Операционализация понятиями:

Социальные представления — элемент духовной жизни общества, отражающий особенности социальных отношений его носителя. Социальные представления задают диспозиции интерпретаций и ожиданий воспринимаемых индивидом ситуаций взаимодействия, в частности элементы ситуации групповой динамики. В исследовательском плане данное понятие ориентирует на анализ связи социальных представлений и социального поведения. (С. Московичи)

Социально-психологический климат – это социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. (О. С. Михалюк, А. Ю. Шалыто)

Эмоциональный компонент социально-психологического климата – это компонент, указывающий на позитивный либо негативный фон отношений в группе, который описывается на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный - неприятный». (О. С. Михалюк, А. Ю. Шалыто)

Поведенческий компонент социально-психологического климата – это стратегии поведения человека по отношению к другим людям. Он проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.

Когнитивный компонент социально-психологического климата – это совокупность знаний индивидуальных особенностей и деловых качеств членов своей группы, выражающиеся в критерии «знание - незнание особенностей членов коллектива». (О. С. Михалюк, А. Ю. Шалыто)

Студенческая группа – это такая социальная общность, для которой характерно наличие непосредственных личных взаимодействий и контактов. (Смирнов С.Д.)

Методы исследования:

Анкетирование –это психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В нашем исследовании метод анкетирования применялся с целью разделения студентов по подгруппам, относительно стадии обучения в ВУЗе (Приложение 1).

Экспертный опрос –разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты – высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы. В исследовании в качестве экспертов выступали по 5 студентов с каждого курса, они характеризовали группу с помощью биполярных прилагательных, представляющие собой характеристики группы.

Семантический дифференциал – инструмент исследования семантических пространств субъекта. Этот метод разработан в середине 50-х гг. американскими учеными под руководством Ч. Осгуда. Семантический дифференциал служит для качественного и количественного индексирования значений, смыслов с помощью двухполюсных шкал, задаваемых парами антонимичных прилагательных, между которыми расположены 7 градаций степени вхождения того или иного слова в данное качество. При помощи данной методики определяется представление студентов о собственной группе, посредством определения ее по дескрипторам в диапазоне от 0 до 10.

Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе. Авторами данной методики являются О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто. Она разработана на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского университета. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе.

Н-критерий Краскала-Уолесса –непараметрический аналог однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) для независимых выборок, поэтому другое его название – Однофакторный дисперсионный анализ Краскала-Уоллеса. Он позволяет проверять гипотезы о различии более двух выборок по уровню выраженности изучаемого признака. Он оценивает степень пересечения (совпадения) нескольких рядов значений измеренного признака. Чем меньше совпадений, тем больше различаются ряды, соответствующие сравниваемым выборками. Основная идея критерия основана на представлении всех значений сравниваемых выборок в виде одной общей последовательности упорядоченных значений, с последующим вычислением среднего ранга для каждой из выборок.

Факторный анализ имеет целью такое описание объекта, которое позволяет выявить в его структуре внутренние организационные «центры», более общие, чем эмпирические (феноменологические) признаки, описывающие тот же объект «извне». В процессе факторного анализа осуществляется выявление факторов внутри системы. Метод направлен на преобразование исходного набора признаков в более простую и содержательную форму. Центральная задача метода – переход от совокупности непосредственно измеряемых признаков изучаемого явления к комплексным обобщенным факторам, за которыми стоят комбинации исходных признаков, выделяемых на основе их внутренних закономерностей, отражающих структуру исследуемой области явлений.

Регрессионный анализ –раздел математической статистики, объединяющий практические методы исследования регрессионной зависимости между величинами по статистическим данным. Цель регрессионного анализа состоит в определении общего вида уравнения регрессии, построении оценок неизвестных параметров, входящих в уравнение регрессии, и проверке статистических гипотез о регрессии. При изучении связи между двумя величинами по результатам наблюдений в соответствии с теорией регрессии предполагается, что одна из них имеет некоторое распределение вероятностей при фиксированном значении другой.

В эмпирическом исследовании приняли участие 188 студентов Факультета Психологии и педагогики, Алтайского Государственного Университета, с 1 по 5 курс 2013-2014 учебного года, в возрасте 17-26 лет. Выборка была распределена по курса следующим образом: 1 курс (5 учебных групп) – 85 человек 2 курс (3 учебных группы) – 44 человека, 3курс (1 учебная группа) – 17 человек, 4 курс – 12 человек, 5 курс (2 учебных группы) – 30 человек.

Рис.2.1.1. Процентное соотношение выборки, в зависимости от этапа обучения.

Процедура исследования –сбор данных производился в групповом порядке, в некоторых случаях – индивидуально.