III этап (изучение нового материала в форме групповой работы)

Учитель: Особенности объединения русских земель во многом зависели от того какие города могли выступить в роли центра. В этой роли могли выступить Новгород, Тверь, Москва.

Учитель: Почему именно эти города могли встать во главе русских земель?

(Учитель по рядам формирует 3 группы обучающихся и дает им задание)

Работа в группах с источниками.

1-я группа – жители Новгорода (новгородцы) Приложение №4.

2-я группа – жители Москвы (москвичи) Приложение №5.

3-я группа жители Твери (тверичи) Приложение №6.

Задания группам. Опираясь на работу с текстом, картой, охарактеризуйте положение этих городов. Характеристика должна включать в себя:

· особенности географического положения;

· экономическое развитие;

· роль в политической и культурной жизни русских земель.

На работу вам даётся 15 минут. При ответах групп не забудьте заполнить таблицу в листе контроля.

(Заслушивается каждая группа, по результатам сообщений устраивается обсуждение с целью определить, у какого из городов было больше шансов стать центром объединения русских земель. В ходе дискуссии обучающиеся должны выявить преимущества и недостатки каждого города и прийти к выводу, что больше всего шансов было у Москвы.)

Учитель: Назовите основные причины возвышения Москвы.

Обучающиеся:

· удачная политика московских князей;

· переезд митрополита Петра из Владимира в Москву;

· отдаленность от внешней опасности;

· покровительство хана Золотой Орды;

· Москва находилась на перекрестке торговых путей.

IV этап (закрепление изученного материала)

Учитель: