III этап (изучение нового материала в форме групповой работы)
Учитель: Особенности объединения русских земель во многом зависели от того какие города могли выступить в роли центра. В этой роли могли выступить Новгород, Тверь, Москва.
Учитель: Почему именно эти города могли встать во главе русских земель?
(Учитель по рядам формирует 3 группы обучающихся и дает им задание)
Работа в группах с источниками.
1-я группа – жители Новгорода (новгородцы) Приложение №4.
2-я группа – жители Москвы (москвичи) Приложение №5.
3-я группа жители Твери (тверичи) Приложение №6.
Задания группам. Опираясь на работу с текстом, картой, охарактеризуйте положение этих городов. Характеристика должна включать в себя:
· особенности географического положения;
· экономическое развитие;
· роль в политической и культурной жизни русских земель.
На работу вам даётся 15 минут. При ответах групп не забудьте заполнить таблицу в листе контроля.
(Заслушивается каждая группа, по результатам сообщений устраивается обсуждение с целью определить, у какого из городов было больше шансов стать центром объединения русских земель. В ходе дискуссии обучающиеся должны выявить преимущества и недостатки каждого города и прийти к выводу, что больше всего шансов было у Москвы.)
Учитель: Назовите основные причины возвышения Москвы.
Обучающиеся:
· удачная политика московских князей;
· переезд митрополита Петра из Владимира в Москву;
· отдаленность от внешней опасности;
· покровительство хана Золотой Орды;
· Москва находилась на перекрестке торговых путей.
IV этап (закрепление изученного материала)
Учитель: