I этап урока (актуализация знаний)
Учитель: Рассмотрим положение Руси на рубеже XIII- XIV вв.
Как изменилось положение Руси в XIII в.?
Обучающиеся: Русь в 13 в. попала под влияние Орды.
Учитель: Какие последствия для русских земель имела зависимость от Орды?
Обучающиеся:
· ордынские ханы хоть и сохранили сложившиеся на Руси порядки управления государством, но постоянно вмешивались в них;
· были разрушены и разорены города;
· были забыты многие ремесла;
· Русь выплачивала Орде огромную дань;
· в хозяйственном развитии северо- восточные княжества оказались отброшенными на 50-100 лет;
· началось экономическое отставание нашей страны от западноевропейских княжеств;
· прервались связи южных и юго-западных княжеств с северо-восточными;
· изменился и характер княжеской власти.
Учитель: Какие земли подверглись разрушению в период нашествия Батыя?
Обучающиеся: Наибольшему разорению подверглась Северо-Восточная Русь и южные княжества Руси. В наименьшей степени были затронуты нашествием земли Северо-Западной Руси:
· Новгородская земля;
· Полоцкое княжество;
· Смоленское княжество;
· Турово-Пинское княжество.
(Обучающиеся сопровождают ответ показывая княжества на карте).
Учитель: В результате, степень зависимости русских земель от Орды была различная т.е.:
· Южные- лесостепные районы, пограничные со степью Руси непосредственно вошли в пределы золоордынских владений и напрямую управлялись ордынскими наместниками(мурзами).
· Северо-восточные, лесные районы (Владимиро-суздальское княжество, Рязанское княжество, Муромское княжество) попали в вассальную зависимость еще при Ярославе Всеволодовиче и Александре Невском, которые добровольно присягнули на верность ордынскому хану, получив ярлык.
· Северо-западные земли подчинялись ордынцам формально. Только Новгород и Псков платили дань ордынцам со времён Александра Невского.
При этом, северо-западные земли полностью сохранили свою политическую самостоятельность. Полоцкое, Турово-Пинское, Смоленское княжества избежали ордынского контроля за счет перехода их под власть Великого Литовского княжества.
Чтобы понять положение Руси, необходимо рассмотреть этнополитическую ситуацию в соседних с Русью территориях: Великом княжестве Литовском и Золотой Орде.
II этап урока (изучение нового материала в форме индивидуальной работы с историческим текстом)
Учитель: При изучении нового материала, вы должны заполнить лист контроля.(Приложение №1)