В период с 1993-по 2000г. внешняя политика также потребовала сформирования новой международной политики.

- конец92-начало93гг. период поиска приоритетных направлений во внешней политике.

- 94-2000гг. стали этапом общего налаживания отношений с ведущими странами мира. Повышение уровня интеграции (внедрения) в мировую экономику. В этот период формируются два основных направления во внешней политике: - с развитыми странами мира и – со странами бывшего союза. (тут при необходимости вспомни ответы из вопроса 50).

В настоящее время обновленная демократическая Россия пройдя сложный и противоречивый курс социально-экономических и политических реформ, наконец то преодолела последствия «шокотерапии» и протеворечивый этап радикальных рыночных преобразований.

Вопрос 53. Внешнеполитическая деятельность России в условиях новой геополитической ситуации ( 90-е годы- начало XXI).

После распада СССР и провозглашения Содружества независимых государств(СНГ) Российская федерация выступив в качестве правопреемника СССР на международной арене, заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной державы. Сложившиеся в начале 90-х принципиально новые геополитические условия потребовали от российского руководства сформирования новой концепции внешнеполитического развития. Условно можно выделить два этапа в формировании внешней политики России в современных условиях:

Гг. были отмечены интенсивными поисками приоритетных направлений внешнеполитических отношений в связи с распадом двухполюсной системы «Восток-Запад» лидерами и главными противоборствующими сторонами которой являлись СССР и США.

Гг. стали временем, когда главными задачами являлись гармонизация внешнеполитического курса России с политикой ведущих индустриальных стран мира.

Развивая международные связи Ельцинская администрация как и Горбачевская предпочтение отдавала укреплению международных отношений с западными странами и в первую очередь США. Устанавливаются дипломатические отношения с Южной Кореей и другими странами Юго-Восточной Азии. Одновременно ослабевают связи России с ее традиционными союзниками в Азии – Монголией, Вьетнамом, Северной Кореей. Президента РФ Ельцин на рубеже 1991-92гг. выступил с первыми внешнеполитическими инициативами. Он заявил о том, что ядерные ракеты России отныне не будут направлены на территорию США. В июле 1992г. Ельцин был впервые приглашен на политическую часть совещания «большой семерки» - организации самых развитых стран мира. В последующем его участия в подобных совещаниях стало регулярным. С конца 1994г. политическое руководство страны стало все чаще заявлять о своих интересах на мировой арене. Вместе с этим увеличивалась внешнеполитическая активность России на Ближнем Востоке, в Латинской Америки, Скандинавии., странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и арабскими странами.

В январе 93г. Ельцин и президент США подписали договор ОСВН – 2 предусматривающий взаимное сокращение ядерного потенциала. Но этот договор не был ратифицирован Верховным Советом и Думой. Затем Россия выводит свои войска с территории западной Европы. Этот процесс был завершен в 1994г. В этом же году Россия присоединяется к программе НАТО «Партнерство во имя мира». Программа стала своего рода компромиссом между США и Россией, который определял рамки сотрудничества России и НАТО. Взаимоотношения с НАТО были очень сложными. Руководство этого северо-атлантического альянса не смотря на все заверения проводило политику увеличения количества своих участников. Оно поддерживало стремление приблежения границ НАТО к территории России, за счет принятия в члены НАТО государств бывшего соц.лагеря. Обстановку несколько разрядил принятый в 1997г. «Основополагающий акт между Россией и НАТО», но он слабо помог в решении данной проблемы. В настоящее время НАТО вплотную подошло к границам России, что несомненно угрожает национальным интересам России.

На нынешним этапе эволюции системы международных отношений Россия даже формально не может претендовать на роль мирового лидера. Главную роль прочно заняли США, которые проводят политику насаждения демократии путем военной силы. Такая политика Россию не может устраивать и по тому в настоящем периоде международные внешнеполитические приоритеты России все больше устремляются в сторону европейских государств, а также стран Юго-Восточной Азии.

Кроме этого в сферу внешнеполитических интересов России в начале 90-х годов входило и решение территориальных и имущественных проблем с республиками бывшего СССР (страны ближнего зарубежья). Это были наиболее трудные и болезненные проблемы для российского руководства. Самым серьезным вопросом был вопрос раздела Черноморского флота и вопрос о статусе Крыма и военно-морской базы Севастополь.. У Украины и России были диаметрально противоположные взгляды на зти проблемы. Расчленение бывшего СССР было осуществлено таким образом, что европейская часть РФ превратилась практически во внутриконтинентальную изолированную территорию. Были сведены к минимуму выходы в Балтийское и Черное моря. По западной границе Россия оказалась изолирована от стран Западной Европы, и то же самое было в Средней Азии. В результате экономические связи с мировыми державами стали зависеть от транзита через страны Балтии, Беларусь, Украину, Казахстан. Эти страны пропуская через свою территорию грузы и пассажиропоток регулируют и его объемы. Таким образом Россия попала в зависимость от политики транзитных стран.

Стремясь избежать этой ловушки, российское руководство подписало свыше 900 документов, которые регулируют отношения с бывшими республиками СССР(отлаживание режима границ, торговых отношений, расчетов за поставки, совместного изучения космоса, обмена информацией и т.д.). Однако все принимаемые меры по укрепления связей между странами СНГ не привели к оформлению Содружества в прочную организацию пользующуюся международным авторитетом. Фактически политика РФ, после августа 1998г. по отношению к странам ближнего зарубежья сводится к «цивилизованному» отступлению со своих ранних позиций. Многие страны – участники Содружества (Азербайджан, Грузия, Узбекистан) вышли из состава участников Ташкентского Договора о коллективной безопасности (май 1992г). и теперь их лидеры открыто смотрят в сторону США и НАТО. Заключая обсуждение этого вопроса хочу отметить, что отношения России со странами Содружества будет зависеть от того какая модель налаживания экономических, политических, и военных отношений будет принята Россией за основу.

Вопрос 54 Реформаторы и реформы в России.
Владимир, Крещение Руси. В отечественной истории принято считать, что князь Владимир провел данную государственную реформу между 988-990 годом. Владимир выбрал православие т.к. оно не стремиться к жесткому контролю над государством, оставаясь как бы советником. Результатом принятия христианства на Руси появился новый государственный институт – православная церковь. Принятие христианства кроме всего укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, а также международное значение Руси, которое заключалось в том, что Русь отвергнув «примитивное» язычество, становилась равной среди других христианских стран. В целом православие оказало настолько глубокое влияние на восточных славян, что можно говорить о нем как об одном из коренных факторов, определивших историческую судьбу России и особенно ее цивилизацию.
Реформы Ивана IV. С 1549 года вместе с Избранной радой (А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, А. М. Курбский, протопоп Сильвестр) 1)Иван IV осуществил ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую реформу, Губную реформу, провел преобразования в армии. В 1550 году был принят новый судебник, который ужесточил правила перехода крестьян (размер пожилого был увеличен) . В 1549 году был созван первый Земский собор. В 1555—1556 Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе. Судебник и царские грамоты предоставляли крестьянским общинам право самоуправления, раскладки податей и надзора за порядком.
Церковная реформа патриарха Никона XVII века — предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебно- канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений. (W)
Пётр I. Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695—1715 годы и 1715—1725. Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более молниеносными и непродуманными и направленными на внутреннее обустройство государства. В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к западноевропейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».
Екатерина II. Первая из реформ Екатерины была сенатская (1763 год). Причиной этого была устарелость Сената: он сочетал в себе слишком много функций (законодательную, судебную, контрольную). Проект преобразования был разработан Н.И. Паниным. Проект предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями в конкретных сферах. Сенат также лишился своей законодательной власти, однако, контрольная функция и судебная у него остались. Таким образом, идея о разделении властей была претворена в жизнь не до конца, что явилось главным недостатком реформы. Еще одним продолжением реформы Петра можно считать 2)секуляризацию церковных земель. Согласно указу 1764 года монастырские земли с крестьянами передавались в ведение специальной Коллегии экономии. Все подати отныне должны были платиться государству. Важными этапами для просвещенного абсолютизма были Уложенная комиссия и Наказ. Уложенная комиссия отличалась от предыдущих тем, что впервые в работе участвовали выборные депутаты и впервые

 

проекты поступали не свыше, а исходили от избирателей.
Александр I приближает к себе своих товарищей из родовитой знати (Павел Строганов, Николай Новосильцев, Виктор Кочубей), которые в 1801г. образовали Негласный комитет. При их помощи Александр в период 1801-1811 г.г. проводит ряд преобразований.
1) 1801г. заявлено о прекращении раздачи казенных крестьян в частные руки;
2) 20 февраля 1803г. издан указ о «Свободных хлебопашцах», который предусматривал освобождение крепостных крестьян за выкуп.
3) 1803г. было издано новое положение об учебных заведениях в основу которого были положены принципы бессословного образования (за исключением военного), бесплатности обучения на низших ступенях. Учебные заведения делились на 4 ступени – одноклассные приходские училища, трехклассные уездные училища, гимназии и университеты.
4) 1804г. был издан «Указ о цензуре» очень либерального характера.
5) в период 1802-1811гг. была проведена министерская реформа. Старые петровские коллегии были заменены министерствами. Это была новая форма высшей исполнительной власти. Всего было учреждено 12 министерств.
6) 1 января 1810г. был учрежден Государственный совет. Это был законосовещательный орган при императоре, в состав которого вошли все министры и высшие сановники империи.

Александр II.
1)Крестья́нская рефо́рма в Росси́и, известная также как отмена крепостного права — реформа, проведенная в 1861 году, упразднившая крепостное право в Российской империи. Явилась первой по времени и наиболее значимой из реформ императора Александра II; возвещалась Высочайшим Манифестом от 19 февраля 1861 года.
2) Земская реформа 1 января 1864 г. Согласно «Положению» 1864, 3)создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы. В основу избирательной системы были положены выборное, имущественное (ценз) и сословное начала. К концу 70-х гг. земства были введены в 34 губерниях Европейской России и в Области войска Донского. Несмотря на ограниченность земской реформы, она содействовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства, буржуазной культуры и была шагом на пути превращения феодальной монархии в буржуазную. 4)Городская реформа 1870 г. — Реформа заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза.
5) Судебный устав 1864 г. — Устав вводил единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчёты о них публиковались в печати.
6) Военная реформа Александра II, 1 января 1874 года. Ознаменовала переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности.
7) Реформа образования. В ходе реформ 1860-х годов была создана сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии (училища). В 1869 г. в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой.

Сергей Витте.
1)Манифест 17 октября 1905, обещавший гражданские свободы.
2)При его активном участии проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи.
3)Провёл денежную реформу 1897 по введению золотого стандарта рубля.
4)Разработал программу реформ, воплощенную в жизнь П. А. Столыпиным.
5). Содействовал «первой российской индустриализации» 1890-х годов. Провёл реформу налогообложения промышленности.
6)Содействовал введению государственной «винной монополии» на алкоголь.
Столы́пинская аграрная рефо́рма — реформа крестьянского землевладения в России, проходившая с 1906 по 1917 годы. Разрешение выхода из общины на хутора (указ от 9 ноября 1906), укрепление Крестьянского банка, принудительное землеустройство (законы от 14 июня 1910 и 29 мая 1911) и усиление переселенческой политики (перемещение сельского населения центральных районов России на постоянное жительство в малонаселенные окраинные местности — Сибирь, Дальний Восток и Степной край как средство внутренней колонизации) были направлены на ликвидацию крестьянского малоземелья, интенсификацию хозяйственной деятельности крестьянства на основе частной собственности на землю, увеличение товарности крестьянского хозяйства.
2)Экономические реформы нэпа. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70% зерна, при продналоге - около 30%), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.
Н. С. Хрущев.
1)десталинизация
2)раздел страны на экономические советы народного хозяйства (СНХ) (Упразднение отраслевых министерств)
3) массовое жилищное строительство
4)ввод денежной оплаты труда колхозников
4) выдача паспортов крестьянам.

Н. Ф. Косыгин
1)Косыгинская экономическая реформа 1965 г. в СССР—2) реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965—1970 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования.
Горбачёв Михаил Сергеевич.
1)Перестройка — общее название совокупности политических и экономических реформ, проводившихся в СССР в 1986—1991 годах. К началу 1990-х годов перестройка завершилась обострением кризиса во всех сферах жизни общества, ликвидацией власти КПСС и распадом СССР.
2) Реформа власти, введение выборов в Верховный Совет и местные Советы на альтернативной основе.
3) Гласность, фактическое снятие партийной цензуры на средства массовой информации.
4) Реформа КПСС, которая привела к образованию внутри неё нескольких политических платформ, а в дальнейшем — отмена однопартийной системы и снятие с КПСС конституционного статуса «ведущей и организующей силы».
5)Антиалкогольная кампания в СССР, начатая 17 мая 1985 года, привела к повышению на 45 % цен на алкогольные напитки сокращению производства алкоголя, вырубанию виноградников.