Вопрос 7.Основные этапы становления отечественной государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи.

За более чем тысячелетнюю историю Русское государство прошло в своем развитии ряд этапов. Эти этапы оцениваются историками по разным основаниям. Так, выдающийся русский историк Соловьев выделяет следующие основные этапы:

От Рюрика до Андрея Боголюбского- период господства родовых отношений в политической жизни (IX-XII вв.).

От Андрея Боголюбского до начала XVII в. - период борьбы родовых и государственных начал, завершившийся полным торжеством государственного начала. Этот период имел 3 стадии: а) от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты (XII-XIV вв.) начальное время борьбы родовых и государственных отношений. б) от Ивана Калиты до Ивана III - время объединения Руси вокруг Москвы (XIV-XVI). в) от Ивана III до начала XVII в.- период борьбы за полное торжество государственного начала. г) с начала XVII до середины XVIII в. - период вступления России в систему европейских государств. д) с середины XVIII в. до реформ 60-х годов XIX в. - новый период русской истории. Периодизация истории развития России Соловьева отражает прежде всего историю государственности.

Большинство современных отечественных историков выделяют иную периодизацию:

IX-XIII вв. - Киевская Русь.

XIV-XVII вв. - Московская Русь.

XVIII - начало XX в. - Российская империя.

Г. – до настоящего времени - Советский и постсоветский период.

Если соотносить историю России со всемирной историей, то мы увидим, что Россия не прошла все те формации, которые определяли основные этапы мирового исторического развития: древний мир; рабовладение; средневековье и феодализм; новое время (буржуазная социально-экономическая формация); новейшее время (период развитого капитализма и социализма в ряде стран). Россия миновала рабовладельческую стадию и ей чуть больше полувека было отпущено на развитие капитализма. К началу XX века Россия стала страной, в которой переплелись острейшие противоречия феодализма, капитализма, империализма, национальные, социальные, в результате разрешившиеся тремя революциями, гражданской войной и созданием первого в мире социалистического государства. По сути дела, история России представляет собой поэтапное развитие феодализма с раннефеодальных форм, сменяющих первобытное общество, до тотального закрепощения в форме военно-феодального самодержавного строя.

Экономическое развитие также имело свои особенности. В России преобладал внеэкономический, административный путь развития, где основными формами экономических отношений были закабаление, крепостное право, обязательные поставки и неразвитые товарно-рыночные формы хозяйства.

Византийско – древнерусские связи уходят корнями в период принятия Русью христианства. Это открыло Древней Руси пути к усвоению религиозно-нравственных ценностей, научных знаний которые накопила Византия. Оказавшись в сфере влияния Византии, Русь, особенно в XV в. ощутила себя ее религиозной преемственницей. Однако вместе с этим Византия не одарила Русь богатой материальной культурой. В основном византийское влияние распространялось на литературу, искусство, политическую и богословскую мысль. Византийская литература была источником, из которого черпали премудрости древнерусские книжники. По византийскому образцу велись богослужения в русских церквах, творения византийских богословов были основой, на которой развивалась филосовская мысль в Древней Руси. Влияние Византийской культуры продолжалось и после падения Константинополя, это была жизнь культуры после гибели цивилизации породившей ее.

Кроме культуры, Древняя Русь тесно поддерживала с Византией и торговые отношения. Так по договору 944г. русские купцы селились в своем подворье в Константинополе и вели оживленную торговлю и посольские дела.

Схема отношений христианской Руси с кочевниками во многих частях повторяет византийскую: агглютинативная связь (военные союзы; тюркские дружины у отдельных правителей; тюркские колонии в русских городах). Отличие - Русь была раздроблена на удельные княжества, Византия - едина.

Удельные князья женятся на тюркских принцессах и, скрепив таким образом союз со степными владыками, расширяют свои земли в Руси. Эти браки означали долгосрочный воинский союз. Род, выдавший девицу, обязан был относиться к князю как к родственнику, не нападал на его княжество, а при случае защищал. Те же самые обязательства принимал на себя и русский князь.