Билет №19 Особенности развития сословно-представительной монархии в России (XVII в.). Юридическое оформление крепостного права и его последствия.

Социально-экономические и политические процессы в XVI в. определили изменение формы правления Русского государства: в середине XVI в. начинает складываться сословно-представительная монархия, особенностью которой являлось привлечение царской властью для решения важнейших вопросов представителей не только господствующих сословий (бояр, духовенства, дворян), но и верхушки городского населения. Царская власть была вынуждена обращаться за помощью к городской знати, прежде всего к купцам, богатым ремесленникам, так как без их поддержки (прежде всего финансовой) было невозможно ни дальнейшее укрепление государственного аппарата, ни усиление репрессивной политики, ни проведение активной внешнеполитической деятельности и т.д. При этом главной опорой царя продолжало оставаться дворянство.

Сословно-представительная монархия – закономерный этап в развитии феодального государства, имевший место в истории Франции (в период существования там генеральных штатов), Испании (кортесы), Германии (рейхстага и ландтаги) и др.

Эта форма правления устанавливалась, как правило, после преодоления феодальной раздробленности и создания централизованного государства и способствовала дальнейшему укреплению последнего. На ее особенности обратил внимание Ф. Энгельс в работе "О разложении феодализма и возникновении национальных государств", анализируя значение союза королевской власти и городов. "Нередко он нарушался,– писал Ф. Энгельс,– в результате конфликтов,– ведь в течение всех средних веков развитие не шло непрерывно в одном направлении,– вновь возобновлялся, становясь все крепче, все могущественнее, пока, наконец, он не помог королевской власти одержать окончательную победу, а королевская власть в благодарность за это поработила и ограбила своего союзника" (Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т, 21. С. 411-412.).

Городская знать была заинтересована в этом союзе, так как сильное централизованное государство, власть монарха могли обеспечить ликвидацию таможенных рогаток, существовавших в период феодальной раздробленности, способствовать развитию внутренней и внешней торговли.

Поместное дворянство стремилось к ликвидации боярских междоусобиц, укреплению власти над закрепощаемым крестьянством, проведению активной внешней политики. Оно стало главной опорой главы централизованного государства.

В России образование сословно-представительной монархии произошло во второй половине XVI в, и выразилось прежде всего в созыве Земских соборов, имевших в своем составе бояр, высшее духовенство, представителей от дворян и богатой части городского населения. Таким образом, в Земские соборы (и это следует отметить прежде всего) для решения важнейших государственных вопросов привлекались дворяне, что означало серьезное усиление их политических позиций, и наиболее состоятельные горожане.

В сословно-представительных учреждениях принимали участие не только представители новой феодальной знати (средние и мелкие феодалы, дворяне) и горожане, но и старая аристократия. В состав Земских соборов входила и Боярская дума. Царская власть не могла править без ее поддержки, и причина этого заключалась не только в том, что экономические и политические позиции боярской знати были еще сильны, но и в постепенной консолидации всех групп господствующего класса феодалов в единое сословиес одинаковыми интересами и классовыми целями, с общим (по основным моментам) правовым статусом.

Сословно-представительная монархия существовала в России до второй половины XVII в. Во второй половине XVII в. произошло постепенное становление абсолютной монархии – новой формы правления господствующего класса дворян.

в XVI в. начинается широкое наступление феодалов на крестьян. В этих условиях централизованное феодальное государство юридически оформляет в общегосударственном масштабе крепостное право как средство дальнейшего нажима на крестьян.
Около 1592/93 г. был издан указ, запретивший крестьянам и бобылям выход на всей территории Русского государства, объявивший писцовые книги предшествовавшего описания юридическим основанием крестьянской крепости, провозгласивший принцип обязательной регистрации крепостнических отношений в правительственных документах, установивший 5-летний срок подачи исковых челобитных в крестьянском владении и вывозе.
Этот указ явился кульминационным пунктом закрепостительной политики в конце XVI начале XVII веков. Регулируя различные стороны взаимоотношений между феодалами и крестьянами, он в сочетании с указом о 5-летнем сроке сыска в крестьянском владении и вывозе и с законом 1597 г. о беглых крестьянах оформил в основных чертах крепостное право в России в общегосударственном масштабе.