Буддхиальные маркеры.

Когнитивные буддхиальные маркеры это указания на устойчивость или длительность явления или процесса, о котором идет речь в трансляции, отсутствие привязки к текущему моменту времени:

- Последние годы я несколько сдал здоровьем. (буд)

- Мои дети еще маленькие. (буд)

- В принципе, деньги я люблю - но не как таковые, а чтобы были. (буд)

Часто в буддхиальных фразах употребляются слова постоянно, давно, обычно, вообще, в принципе, исподволь:

- По воскресеньям я обычно культурно отдыхаю в нашем парке. (буд)

- Я совершаю постоянные усилия над собой, буквально заставляя себя быть честным и справедливым. (буд)

Для буддхиальной трансляции типично обозначение чего-то ценного, устойчивого, глобально значимого - но не универсального; иными словами, буддхиальная трансляция принципиально содержательнее атманической - она выделяет тот или иной качественный аспект универсального целого (например, жизни человека или Вселенной):

- Я - человек добрый, хотя и не во всем. (буд)

- Я верю в человека - пока он не начинает сходить с ума, но тогда я в него уже не верю. (буд)

- Я верую, и Бог мне помогает, пока я про Него помню и исполняю Его заветы. (буд)

Буддхиальные стилистические маркеры разнообразны; часто их назначение - повысить значимость трансляции, показать, что в ней идет речь не о чем-то проходном (в отличие от каузальной или тем более ментальной модальности), а о существенном, важном, длящемся. Один из способов это обозначить - ввести широкий контекст, связать конкретное с общим:

- Конечно, я тебе помог - я ведь твой друг, Анастасия. (буд)

- Я - красивая женщина, и это не зависит от количества краски на моем лице. (буд)

Буддхиальными маркерами часто служат такие выражения, как "ситуация должна созреть", "здесь нельзя торопиться", "это серьезная тема", "это сложный вопрос, требующий разностороннего рассмотрения", "здесь важны основания и предыстория", "это обусловлено разными долговременными причинами и обстоятельствами", и т. п:

- Твои претензии ко мне - это серьезная тема. (буд)

- Мое вина непростительна, но здесь важна предыстория. мен(буд)

Для буддхиальной речи характерен медленный темп, обилие значительных пауз, особые доверительные интонации, как бы приближающие партнера к протагонисту (атманические чаще отталкивают или по крайней мере держат определенную немалую дистанцию).

Буддхиальная интонация - интимная, глубокая, серьезная, значительная, проникновенная, достигающая сердца партнера.

Буддхиальный взгляд - долгий, внимательный, проникающий, или глубоко ушедший внутрь себя, редко меняющий направление.

Буддхиальные жесты медленные, выразительные, иногда с замиранием на месте.

Типичный буддхиальный жест - палец, торжественно поднимаемый вверх как указатель значимости сказанного, выводя смысл трансляции за сиюминутные каузальные рамки:

- (значительно) Я тебе обещаю исправиться! (медленно поднимает вверх указательный палец) (буд)

Для общения в буддхиальной модальности характерно маленькое расстояние до партнера, часто протагонист находится буквально вплотную к нему. При этом может возникать и физический контакт, но поверхностный и имеющий преимущественно символический смысл (например, протагонист держит партнера за плечо).

Каузальные маркеры.

Когнитивные каузальные маркеры. В принципе слова отражают поток событий, но иногда прямо являются ими. Типичный пример - диалоги между хозяином и слугой: хозяин повелевает, слуга подчиняется:

- Марфута, принеси чаю с вареньем - вишневым, и пряников. (кауз)

- Мигом, хозяйка. (кауз)

Другой пример каузального маркера это объявление события: вот-вот грядущего или только что произошедшего, и при этом прямо влияющего на каузальную (событийную) реальность протагониста или партнера:

- (открывая дверь) Я пришел! (кауз)

- (оживленно) А у нас школа сгорела! (кауз)

- (мужу, вернувшемуся из отпуска) Так получилось, что я потратила все деньги и даже долгов наделала - но не очень много. (кауз)

Однако информация об отдаленных событиях и обстоятельствах, не влияющая прямо на жизненный поток человека, воспринимается им чаще всего в ментальной модальности.

Типично каузальные жанры трансляций - это (сиюминутные) просьба, требование, пожелание, разрешение, запрет, побуждение к действию:

- Разрешаю тебе съесть конфету - но одну, Лаврентий! (кауз)

- А давай завтра на концерт пойдем, Варсонофий? (кауз)

Стилистические каузальные маркеры. Как человек показывает, что он вовлечен в поток событий? Прежде всего, вероятно, отсутствием ментальных комментариев - слова, если они и используются им, играют подчиненную действию роль, поэтому каузальные трансляции часто эллиптичны (неполны с точки зрения грамматики) и содержат лишь необходимые слова, тесно связанные с происходящим в настоящий момент процессом, так что если не знать обстоятельств, то разговор окажется непонятным:

- Ну? (кауз)

- Не-а. (кауз)

- М-м-м. (кауз)

- Еще разок? (кауз)

- Не-а. (кауз)

- М-м-м. (кауз)

Для каузальной модальности характерны специфические интонации - обычно собранные, энергичные, сосредоточенные на данном моменте времени и конкретной цели, которой человек добивается. Каузальным трансляциям свойственна особая энергия (ее часто называют словом "воля"), управляющая людьми или ситуациями, или, наоборот, демонстрирующая готовность человека адаптироваться к потоку событий (в частности, подчиниться внешней воле); обычно эту энергию характеризуют словами "твердо", "уверенно", "послушно":

- (твердо) Вон отсюда! (кауз)

- (послушно) Ухожу, сэр. (кауз)

Частым признаком каузальной модальности является акцент на физическом плане - если, конечно, в принципе что-то происходит:

- Ты мне поможешь?

- (подхватывает угол стола и тащит его вместе с протагонистом) (кауз)

Каузальная речь часто звучит с нажимом на партнера, но при этом относится к текущей ситуации:

- (уверенно-гипнотически) А ведь ты сейчас подойдешь ко мне и меня обнимешь, Мануил. (кауз)

Каузальная модальность часто предполагает определенное ответное действие со стороны партнера, не сводящееся к чисто ментальному ответу:

- Ну, пожалей меня... по-настоящему! (кауз)

Ключевые слова для каузальной модальности - "жизнь", "оживленность", и характерные каузальные признаки - сияющие глаза протагониста, его интерес, увлеченность, вовлеченность, пристальное внимание к партнеру и стремление что-то в нем или для него изменить.