БОЛЬШИЕ МОДАЛЬНЫЕ ФОРМУЛЫ

В этой главе мы рассмотрим модальные формулы, естественно возникающие в универсальных модальных семьях, содержащих три и более модальностей. Пусть М1, М2 и М3 - три родственные модальности, причем М1 из них самая низкая, М2 - следующая по высоте за М1, а М3 - следующая по высоте за М2. "Большие" формулы данной универсальной семьи выглядят так:

"Большой подъем": М1 - М2 - М3.

"Большой спуск": М3 - М2 - М1.

"Большая рыбка": М3 - М2 - М1 - М2 - М3.

"Большая лягушка": М1 - М2 - М3 - М2 - М1.

"Ящерица": М2 - М3 - М2 - М1 - М2.

Посмотрим теперь, как эти формулы выглядят в случае трех известных нам трехчленных универсальных модальных семей - семантической, диалектической и триадической. Напомним, что из семантических модальностей самой низкой является стилистическая, за ней следует когнитивная, а самая высокая - фоновая; из диалектических модальностей самой низкой является модальность творения, за ней следует осуществление и самая высокая - растворение; из триадических модальностей самой низкой является предметная, за ней следует качественная, а самая высокая - синтетическая.

Конкретизация названия этих формул идет с помощью имени соответствующей универсальной семьи.

"Большой подъем"

Эта формула представляет собой высокий подъем, поднимающий конец трансляции (и ее в целом) высоко над ее началом. Если протагонисту удается при этом создать целостное впечатление, оно может совершенно захватить партнера.

"Большой семантический подъем": стил - ког - фон.

Эта формула хороша для "маскировки" средней, когнитивной части трансляции. В целом это обычно очень выразительная трансляция, представленная, однако во внешне ненавязчивой форме:

- УХ! (делает большие глаза) (стил) (стараясь говорить спокойно) У тебя очень смелое платье сегодня. (ког) Впрочем, летом женщины вообще чувствуют себя раскрепощенно. (фон)

- Эй! (отчаянно машет рукой и быстро подбегает) (стил) (подбежав, спокойно) Анастасия, я сегодня приду домой на два часа позже. (ког) У мужчин бывают свои маленькие секреты. (фон)

"Большой семантический подъем" хорошо использовать для снятия чересчур экспрессивных ситуаций, например, в качестве гладкого ответа на слишком эмоциональную реплику партнера:

- Я тебя (энергично, с отчаянием) презираю! Презираю, ничтожество! (стил)

- (в ужасе) Ах! (стил) (ровно) Ну, не сердись, пожалуйста. (ког) Давай попытаемся поговорить по существу, как нам дальше быть. (фон)

Упражнение 1. Ответьте по формуле "большой семантический подъем" на следующие обращения и на пять стилистических трансляций по своему выбору.

1. - Ты меня не мучь, Афинодор. Заклинаю всеми святыми: не мучь!

2. - (громко) Не смей меня касаться! (отпрыгивает в сторону)

3. - (тихим шепотом) Я боюсь. (делая большие глаза) БОЮСЬ!

4. - Что ты на меня (показывая руками, будто смотрит в бинокль) уставился? Прямо как сыч!

5. - (собаке) Стыдись, Эмма. (строго) Стыдись!

Ответ.

1. - (энергично) Я?! (стил) Я, Евлампия, в жизни своей никого еще не обидел. (ког) Обижать - нехорошо. (фон)

2. - Фу-ты ну-ты, недотрога! (стил) Не хочешь - конечно не буду, Афинодор. (ког) (задумчиво) Хорошо, у кого матушка строгая была. (фон)

3. - (дрожит всем телом и делает испуганные глаза) (стил) Мне тоже страшно, Неонила, к твоему сведению. (ког) Но волков бояться - в лес не ходить. (фон)

4. - (хлопая руками как крыльями и делая круглые глаза) У-ух! У-ух! (стил) Я просто внимателен, Феона. (ког) В обществе красивой молодой женщины трудно расслабиться. (фон)

5. - (прижимаясь к полу и дрожа хвостиком) (повизгивает) (стил) Я больше не буду, извини, хозяин! (ког) С каждым может иногда неприятность случиться... (фон)

Упражнение 2. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения по формуле "большой семантический подъем".

1. Призыв юноши к подружке сменить тон разговора.

2. Пожелание к подчиненному лучше работать.

3. Угроза серьезная вежливая кукле, много себе понимающей.

4. Предъявление претензии обтекаемой старшему родственнику.

5. Отповедь старику, ведущему себя с юной особой несоответственно возрасту.

"Большой диалектический подъем": твор - осущ - раст.

Эта формула символизирует цикл существования объекта или даже Вселенной в целом: рождение - осуществление миссии - умирание. Она очень резкая, поэтому лучше ее использовать осмотрительно, помня, что интегральная модальность трансляции, организованной по этой формуле, обычно растворительная:

- (преподнося как сюрприз) А я сегодня тебе мороженое принес, сливочно-ореховое! (твор) И мы его как всегда вечером будем есть, после чая. (осущ) А потом посуду помоем - и на боковую. (раст)

- (появляясь в дверях) А вот и я! (твор) А вы тут уже сидите и вам, чувствуется, уже хорошо... (осущ) Да, бытие определяет сознание! (раст)

Эту формулу иногда удобно использовать в качестве диалектически-гладкого ответа на творительные трансляции партнера, имея в виду умерить его пыл или вставить его (пыл) в нужный контекст:

- (торжествуя) Ты представляешь, я сегодня сорвал крупный куш на бирже! Сто тысяч! (твор)

- (радостно) Ура! (твор) И мы теперь будем месяц безбедно жить, и даже, может быть два. (осущ) Хороший муж - добычливый муж. (раст)

- (без предисловия) Манефа, у меня на завтра два билета на "Окурок"!

- (Восхищенно) О! (твор) Ты как обычно непревзойден, Варсонофий! (осущ) Лучшее, что есть на земле - это "Окурок" и Ананий! (раст)

Упражнение 3. Ответьте по формуле "большой диалектический подъем" на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору.

1. - (без повода) Ты, Констанция, все-таки меня жалей иногда.

2. - (преподнося как новость) Геронтий, представь - я женюсь!

3. - (приходя поздно вечером) (с порога) Мама, я влюбился!

4. - (меняя тему) Ты, Евсевий, мне скажи лучше: я правда сегодня собой недурна?

5. - А у меня новость: я скоро лечу в Китай!

Ответ.

1. - (вздрагивая) Что?! (твор) А я тебя всегда жалею, когда есть за что. (осущ) Любовь и жалость - по сути одно. (раст)

2. - (гневно) Где мой ремень?! (твор) (остывая) Ты всегда что-нибудь учудишь, сын мой. (осущ) Пойми: женитьба - дело серьезное. (раст)

3. - (отчаянно) Где мой валидол?! (твор) (после паузы) Ты почему опять меня расстраиваешь, Созонт? (осущ) Дети - это вечная радость и вечные слезы. (раст)

4. - О, ты подобна цветущей на горе Фудзи прекрасной розе! (твор) Ну, теперь уже слегка подкрашенной розе. (осущ) Что поделаешь, с возрастом приходят мудрость, искусственные краски и морщины. (раст)

5. - Ах, неужели прямо в Шанхай?! (твор) Да, ты хорошо устроен, Казимир. (осущ) Международные связи - это всё. (раст)

Упражнение 4. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения по формуле "большой диалектический подъем".

1. Призыв к детям хорошо себя вести вечером.

2. Признание мужу в нехорошем поступке.

3. Жалоба на маму младшей сестре.

4. Сомнение в осуществимости предложенного делимым партнером плана.

5. Страх перед командировкой в Африку, выраженный непосредственному начальнику.

"Большой триадический подъем": пред - кач - син.

Эта формула удобна для обобщений, например, касающихся роли или личности человека:

- Ты опять наступил мне на ногу, Порфирий. (пред) Ты неуклюж и рассеян. (кач) Однако помни: ты - Большой Начальник. (син)

- Я отправляюсь (со значением) на Филиппины. (пред) Лечу лечиться! (кач) Я, представляете! - я, Филимон Фаддеич! (син)

Эта формула может быть удобной для гладкого перевода разговора со слишком конкретно-предметного уровня на уровень общих понятий и даже архетипов:

- Зачем тебе все эти вредные торты, конфеты, засахаренные фрукты, халва?

- Мою душу радуют сладости - в частности, сладкие фрукты. (пред) Сладкие, сочные, вкусные. (кач) Сладость - это любовь! (син)

- Ну что теперь - пальмы, море, фрукты?

- Пальмы, море. (пред) Все такое радостное, теплое, нежное. (кач) Отпуск! (син)

В принципе эта формула весьма элегантна и производит законченное впечатление - ею хорошо завершать тему или разговор в целом:

- Твои претензии мне понятны: и про туфли, и про галстук, и про билеты. (пред) Виноват, каюсь, извиняюсь. (кач) Мужчина - средоточие несовершенств. (син)

- Так, Зиновий Каллистратович, пиджак, галстук, плащ, портфель. (пред) (осматривает) Изысканность, строгость, элегантность. (кач) (удовлетворенно) Одним словом - Большой Начальник. (син)

Упражнение 5. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "большой триадический подъем".

1. - Ты почему на меня так странно смотришь, Прасковья?

2. - Почему у меня ничего не получается, Зиновий?

3. - Иннокентий, ты опять в разных носках.

4. - Где вы путешествовали, Зигфрид?

5. - Не надо меня учить водить автомобиль!

Ответ.

1. - У тебя сегодня нос к левой щеке тянется. (пред) Косой какой-то и кривой стал. (кач) Носище-то! (син)

2. - Ну, во-первых, кий надо держать двумя руками и направлять его на шар, а не в потолок. (пред) Во-вторых, поживее надо, половчее и поточнее действовать. (кач) (значительно) Биллиард, все-таки! (син)

3. - Зато ботинки одинаковые, и штанины тоже. (пред) Трудно быть симметричным во всем. (кач) Это - идеал. (син)

4. - Я был в Болгарии, Польше и Финляндии, и других странах. (пред) Странах совсем разных - и бедных, и не очень, и откровенно богатых. (кач) Но человек - везде человек. (син)

5. - Ты руками все же за руль держись! (пред) Рискованно ездишь, опасно для жизни. (кач) Жизнь всего дороже, Гервасий! (син)

Упражнение 6. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение по формуле "большой триадический подъем".

1. Утешение дочери, оставляемой дома одной.

2. Критика домашнего животного, много о себе понимающего.

3. Предложение интересное новому знакомому.

4. Согласие полное с мнением высокого начальника.

5. Похвала сыну, отличившемуся в школе.

"Большой спуск"

Эта формула может быть названа также "головокружительным спуском" - она очень выразительна и могуча, но ей нельзя увлекаться, если вы хотите сохранить партнера в целости и сохранности.

"Большой семантический спуск": фон - ког - стил.

Эта формула может рассматриваться как каноническая коммуникативная формула, как бы специально созданная как идеальная форма для акта самовыражения: сначала звучит преамбула, затем формулируется основная мысль, которая усиливается или освежается стилистическими средствами:

- Жизнь полна неожиданностями. (фон) Сегодня на работе ни за что головомойку получил. (ког) Ой! (страдальчески кривит лицо) (стил)

- Любовь - не картошка. (фон) Моя дочь снова влюбилась, в нашего нового молодого сантехника. (ког) О, Боже, Боже! (закрывает лицо руками) (стил)

- (торжественно) Бывают в жизни праздники - иногда. (фон) (буднично) Я вчера наконец закончил школу. (ког) (высокопарно) О, счастье вышедшего из тюрьмы! (стил)

Упражнение 7. Ответьте по формуле "большой семантический спуск" на следующие обращения и на пять фоновых трансляций по своему выбору.

1. - Как жизнь, Евсевий?

2. - О чем мечтаешь, Ядвига?

3. - Каким качеством вы обладаете в наименьшей степени, Людвиг?

4. - А хочешь, выпьем чаю, Данила?

5. - Почему, интересно, мужчины стали такими невнимательными?

Ответ.

1. - Земля - юдоль страданий. (фон) Но, по сравнению с другими, - можно сказать, процветаю. (ког) (с выражением) Цвету и пахну! (стил)

2. - Хорошо известно, о чем невинные девушки мечтают. (фон) О прекрасном принце... с яхтой и волосатой спиной. (ког) (пылко) Обожаю! (стил)

3. - Наши пороки - продолжение наших достоинств. (фон) Бережливостью, пожалуй. (ког) Вот! (выворачивает пустые карманы джинсов) (стил)

4. - Блага цивилизации опасны. (фон) Наливай, однако. (ког) (капризно) Только марочного! (стил)

5. - Деление по половому признаку может увести слишком далеко. (фон) Я отлично вижу, что вы скучаете, Корина. (ког) (грозно) Ведь скучаете, да?! (стил)

Упражнение 8. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения по формуле "большой семантический спуск".

1. Приветствие старой знакомой на вечеринке.

2. Представление сына-подростка своему непосредственному начальнику.

3. Приглашение официальное делового партнера в ресторан на предварительные переговоры.

4. Предъявление претензии небольшой подрастающему племяннику.

5. Обещание легкоисполнимое чужому наглому попугаю.

"Большой диалектический спуск": раст - осущ - твор.

Эта формула может быть с успехом использована для различных шуток, сюрпризов и т.п, если первые две части идут как подготовка к энергичной и неожиданной концовке, например:

- Природа по сути своей циклична. (раст) Ты ведь всегда встаешь рано, Исидор. (осущ) (удивленно) Неужели еще спишь?! (выливает на голову Исидора кувшин с холодной водой) (твор)

- Если человек глуп, это диагноз. (раст) Но я успешно работаю уже на третьей фирме. (осущ) Секрет? Мне нужно лезть вверх, а моему начальнику нужна лесть снизу! (твор)

- (речь начальника на десятилетнем юбилее фирмы) Десять лет - это срок. (раст) Мы хорошо сработались, и каждый день нужны друг другу и обществу. (осущ) (радостно) А завтра я объявляю - СВОБОДНЫЙ ДЕНЬ! (твор)

Эту формулу иногда бывает удобно использовать для гладкого преодоления чересчур пессимистических, "растворительных" настроений партнера:

- (уныло) Да что говорить - жизнь моя в общем и целом кончилась. (раст)

- Человек предполагает - Бог располагает. (раст) Ты же ногами-руками шевелишь? (осущ) (жизнерадостно) Вот моя бабушка вышла замуж в 82 года, между прочим. (твор)

Упражнение 9. Ответьте по формуле "большой диалектический спуск" на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору.

1. - По-моему, дело швах.

2. - Не причиняй мне неудобств, Марфа.

3. - Тебе давно пора вмешаться в процесс становления нашего сына, Аполлинарий.

4. - Нет, ты ведешь себя неправильно, Романа - пора ему отказать от дома, и самым решительным образом.

5. - Что вас привлекает во мне, Гамалиил?

Упражнение 10. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения по формуле "большой диалектический спуск".

1. Поддержка принципиальная куклы, ударившейся в слезы по пустому поводу.

2. Комплимент царственно выглядящей чопорной даме вышесредних лет.

3. Обещание трудноисполнимое близкой подруге.

4. Поручение опасное ответственное надежному подчиненному.

5. Предложение серьезное деловому партнеру.

"Большой триадический спуск": син - кач - пред.

Эта формула удобна для самопредъявления и для описания любого объекта, в данный момент целиком занимающего воображение протагониста:

- Я - мать! (син) Ответственная, серьезная и замученная вашими капризами! (кач) Немедленно по кроватям! (пред)

- Эх, Питирим! (син) Бедный, глупый, доверчивый! (кач) Не доверяй ты кошелек и душу своей Агафье, выпотрошит она тебя. (пред)

- О, Париж! (син) Лучший из городов, свободный, легкомысленный, доверчивый и трогательный! (кач) В моем сердце останутся твои бульвары, улицы, парки, особняки, Лувр и Эйфелева башня. (пред)

Упражнение 11. Продолжите следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "большой триадический спуск".

1. - (грозно) Марфута!

2. - Человеком быть трудно.

3. - (представляя друга) А это - Харлампий.

4. - Ну ты, Фотинья, - царица!

5. - Долг платежом красен.

Ответ.

1. - (грозно) Марфута! (син) Явись-ка, встань ровненько. (кач) Щечки, глазки - все на месте. (пред)

2. - Человеком быть трудно. (син) Честным, добросовестным, отзывчивым, твердым, когда надо, и уступчивым в остальных случаях. (кач) Уметь и гвоздь в стену вбить, и младенца на руки взять. (пред)

3. - (представляя друга) А это - Харлампий. (син) Веселый, надежный, хлебосольный, с аппетитом и вкусом. (кач) Посмотрите на его нос, и подбородок, и глаза, и галстук, и запонки тоже - это алмазы!

4. - Ну ты, Фотинья, - царица! (син) И плечиста, и румяна, черноглаза! (кач) А коса-то, коса! (пред)

5. - Долг платежом красен. (син) Я честна и памятлива, не только улыбаться умею. (кач) Вот мой должок. (протягивает конверт с деньгами) (пред)

Упражнение 12. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение по формуле "большой триадический спуск".

1. Представление своей подруги проезжей знаменитости.

2. Оправдание перед начальником.

3. Отповедь домашнему животному, ведущему себя неаккуратно.

4. Похвальба перед подругами новым ухажером.

5. Увещевание строптивой дочери, не желающей одеваться правильно и со вкусом.

Упражнение 13. В следующей сценке определите семантические модальности и семантические модальные формулы трансляций героев, найдите семантически-гладкие и семантически-ломаные трансляции.