ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
Эпоха. Период интенсивного колониального «освоения» европейскими государствами территории Северной Америки, ограбления и истребления местного населения, интенсивного использования рабского труда негров, борьбы колонистов за независимость от британской метрополии, становления самостоятельного государства — нынешних США.
Первые колонии на атлантическом побережье Северной Америки появились в начале XVII в. Это были преимущественно английские колонии. Великобритания спустя немногим более столетия после появления первых колоний постепенно вытеснила из данного региона другие европейские государства и фактически стала единственной полновластной колониальной державой на огромной территории.
Непрерывная борьба с местным населением, полная экономическая, финансовая зависимость первых колоний от метрополии вызывали необходимость поддержания тесной связи между ними и сохранения политической лояльности к метрополии. В связи с этим при достаточно развитой в североамериканских колониях уже в этот период системе местного самоуправления органы их законодательной, исполнительной и судебной власти формировались исключительно под влиянием соответствующих властей метрополии. Принимавшиеся в колониях законы и другие правовые акты не должны были противоречить правовым актам метрополии.
Однако ко второй половине XVIII в. по мере развития самодостаточной экономики в североамериканских штатах
11.1. X umuu »».— _
11 укрепления политических, социальных и юридических институтов ситуация в Новом свете начала радикально изменяться.
С самого начала колонизации Нового света, как верно подмечается исследователями, «усиление колоний не входило в планы Англии. Лондон рассматривал их исключительно как источник доходов, как объект колониальной эксплуатации». В силу этого на протяжении почти всего XVIII в. между метрополией и колониями все больше обострялись противоречия. Причиной их стали расхождения по аграрному вопросу, налогообложению и многим другим значимым в экономическом, социально-политическом и иных отношениях вопросам. Одновременно усиливались противоречия и внутри самих колоний между финансовой и торгово-промышленной буржуазией Севера и плантаторами Юга, выступавшими за сохранение рабства, между состоятельными в экономическом отношении слоями общества и рабочими, мелкими фермерами и др.
Все это привело к войне за независимость североамериканских колоний от метрополии (1775-1783). Эта война носила революционный характер. Как отмечал К. Маркс, она «прозвучала набатным колоколом для европейской
буржуазии».
Политико-правовую и идеологическую основу борьбы северо-американских колоний против английской метрополии составляли передовые для того периода положения естественно-правовой теории в трактовке Вольтера, Гоббса, Монтескье, Руссо и других европейских просветителей. Среди наиболее видных представителей политической и правовой идеологии США в то время выделялись Т. Пейн, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон и А. Гамильтон. Будучи активными участниками освободительного движения и его идеологами, они тем не менее принадлежали к разным политическим и идеологическим течениям. Т. Пейн и Т. Джефферсон выражали интересы преимущественно мелких собственников, а Дж. Мэдисон и А. Гамильтон в основном отстаивали интересы крупной буржуазии и плантаторов.
11.1. Томас Пейн о государстве и праве
Пейн Томас(1737-1809) — основоположник радикального демократического направления политической идеологии в США.
174____Глава 11. Политико-правовые учения в США—______________
Биография. Англичанин по происхождению. Родился в семье бедного ремесленника. С тринадцати лет начал работать в мастерской отца. В последующем служил акцизным чиновником. В 1772 г. от имени акцизных чиновников обращался к парламенту с требованием повышения заработной платы. Был уволен и оказался в трудном материальном положении. Эмигрировал в Северную Америку в 1774 г., имея рекомендательное письмо Б. Франклина. Принимал активное участие в американской революции (1776). Затем вновь вернулся в Англию, где добился реализации своего оригинального проекта железного моста. До 1802 г. Пейна в Европе удерживапи политические события. В это время он посещал Францию, встречаясь с революционными деятеля-, ми (1790). Был депутатом французского Конвента (1792).
С 1802 г. Пейн снова в Америке. Последние годы своей жизни провел в бедности. Через несколько лет после смерти его тело было перевезено в Англию.
Современники: Томас Джефферсон, Александр Гамильтон, Джон Мэдисон в США; Эдмонд Бёрк в Англии; Жо-зеф де-Местр во Франции.
Логическое основание политико-правового учения. Т. Пейн придерживался теории естественного права.
Основные работы: «Серьезная мысль» (1775); «Здравый смысл» (1776); «Права человека» (1791-1792); «Век разума» (1794).
Содержание политико-правового учения. Концепция писаной конституции. В современной Т. Пейну Англии не было писаной конституции. Полагая, что конституция любого государства должна иметь исключительно «видимую форму», Пейн разработал концепцию писаной конституции. Только в этом случае можно обосновать существование государственной власти: «Конституция есть вещь, предшествующая государственной власти; государственная власть — это всего лишь детище конституции. Конституция какой-либо страны есть акт не государственной власти, а создающего ее народа».
Пейн придавал огромное значение писаным статьям конституции, в которых должны быть четко определены компетенция законодательной, исполнительной и судебной властей в государстве и принципы функционирования этих властей. Писаная конституция, считал Пейн, должна содержать все, что «касается полной организации гражданского управления и принципов, которые лягут в основу ее действий и коими она будет связана».
11.1.Томас Пейн о государстве и праве
В споре с Эдмундом Бёрком, который отстаивал ценности существующей английской политической системы, он предложил показать «английскую конституцию», полагая, что если Бёрк этого сделать не может, то «у нас есть все основания заключить, что, хотя о ней очень много говорится, на поверку никакой конституции нет и не было и, следовательно, народу еще предстоит ее выработать».
Жозеф де Местр высмеивал Пейна за то, что тот признает только конституции, «которые можно носить в кармане».
Классификация прав человека. Т. Пейн делил все права
человека на два вида:
1) естественные;
2) гражданские.
Под естественными правами он понимал те права, которые принадлежат людям «по праву существования в естественном состоянии». К ним Пейн относил:
S «право личности добиваться своего благоденствия и счастья» (Томас Джефферсон под влиянием Пейна включит это «право на счастье» в текст будущей Декларации независимости США в 1776 г.);
S свободу совести и свободу слова;
^ право собственности.
В качестве доказательства реальности этих прав человека, Пейн ссылался на конкретный историко-антропологи-ческий факт: естественные права были у североамериканских индейцев.
Под гражданскими правами Пейн понимал права, которыми человек обладает как член общества. Это те права, которые люди передали в «общий фонд», не будучи в состоянии защитить их собственной властью.
К числу гражданских прав Пейн относил:
S право собственности;
^ право на защиту.
Естественные и гражданские права человека у Пейна тесно связаны между собой: «В основу каждого гражданского права положено право естественное, существующее в индивиде, однако воспользоваться этим правом не всегда в его личных силах».
В отличие от Бёрка, который сводил все естественные права к правам гражданским, Пейн признавал самостоятельное существование естественных прав наряду с гражданскими.
176____ Глава 11. Политико-правовые учения в США...__________
Концепция равенства прав человека и прав поколений людей. Наряду с индивидуальными правами человека, Пейн выделял коллективные права — права целых поколений. Общим для этих прав он считал принцип равенства: «Просвещенный и божественный принцип равенства прав человека (ибо своим происхождением он обязан творцу) приложим не только к живущим ныне, но и к сменяющим друг друга людским поколениям. Каждое поколение равно в правах с предшествовавшими ему, подобно тому, как каждый человек родится равным своим современникам».
О равенстве прав человека и равенстве прав поколений Пейн рассуждал в работе «Права человека» (1791-1792). Идея равенства прав человека утвердилась в сознании Пейна в результате осмысления им опыта Великой французской революции (1789). Следует -заметить, что во Франции к тому времени уже была принята Декларация прав человека и гражданина, и первая статья этой Декларации гласила: «Все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах».
Принцип равенства прав поколений, выработанный Пейном, позволил ему найти оригинальное решение сложной и актуальной по сей день проблемы — устойчивости (валидности) законодательства: «Не требуется долгих размышлений, чтобы понять, что, хотя нередко законы, изданные при одном поколении, остаются в силе на протяжении последующих поколений, основанием для этого является согласие живых. Неотмененный закон остается в силе не потому, что он не может быть отменен, но потому, что он не отменен: неотмена считается за согласие... Поскольку государство существует для живых, а не для мертвых, только живые имеют в нем какие бы то ни было права».
Классификация права. Пейн — представитель англосаксонской правовой культуры, поэтому для него было вполне логичным различение права прецедентного и права законодательного: «Необходимо различать между правом юристов (Lawyer's law) и законодательным правом (legislative law). Законодательное право — это право страны, вводимое нашими собственными законодателями, избранными народом для этой цели. Право юристов — это масса мнений и решений, многие из которых противоречат друг другу, которые суды и юристы вынесли сами и составленные главным образом из судебных решений, взятых из английских
11.1. Томас Пейн о государстве и праве
юридических сборников. Дело любого человека должно решаться на основе законов его собственной страны».
Пейн не просто различал эти два вида права, но и критически противопоставлял одно право другому, отдавая предпочтение праву законодательному: «Каждое дело должно разрешаться по своему собственному содержанию, без того фарса, который называется прецедентами, или сборниками судебных решений, поскольку, во-первых, часто случается, что решение, представленное как прецедент, плохое, и его нужно избегать, а не имитировать, и, во-вторых, нет двух совершенно похожих дел во всех обстоятельствах и, следовательно, одно не может служить нормой для решения другого».
Теория происхождения государства. Т. Пейн был сторонником договорной теории происхождения государства. Для него общественный договор был единственно возможным способом образования государства. Из этой теории следовало, что народ, создав государство, продолжает сохранять за собой суверенитет. Признание суверенитета предполагает одновременно и признание за народом права на восстание. Исходя из идеи народного суверенитета, Пейн обосновал возможность и необходимость отделения английских колоний в Америке от метрополии; образования независимого государства. Он предложил название государства, которое должны образовать колонисты — Соединенные Штаты Америки.
Классификация форм государственного правления. Т. Пейн предложил различать «старые» и «новые» формы государственного правления, в зависимости от того, действует в государстве институт наследования или выборности власти. К «старым» формам государственного правления он причислял монархии, а к «новым» — республики. Все «старые» формы правления, к которым Пейн относил английскую и французскую монархии, он оценивал негативно: «Наследственная власть не имеет права на существование».
Наследование власти одной семьей, полагал Пейн, неугодно природе, иначе бы она не преподносила столь часто в качестве правителя «осла вместо льва». ■ В лице английского короля Пейн видел «остатки монархической тирании», а в лице английских пэров — «остатки аристократической тирании»: «Оба названных учреждения, будучи наследственными, не зависят от народа; поэтому в конституционном смысле они ничем не способствуют свободе государства».
конституции |
aHrJfflFUCKHX КОлОний в Аме- ^^SSW «Здравый смьхсл» (январь 1776г ), который сделал его знаменитым. Идем Пейна оказии влияте:^ Декларации ^Г ёш1ФпрРи написании Декларации Д*еф- |
Глава 11. Политико-правовые учения в США...
«Новой» и, безусловно, лучшей формой государственного правления Пейн называл республику — «правление, учрежденное в интересах общества и осуществляемое в его интересах, как индивидуальных, так и коллективных».
Т. Пейн полагал, что законодательным органом, отвечающим интересам общества при республиканской форме правления, должно быть народное представительство. Членов этого законодательного органа следует избирать на основе всеобщего (без каких-либо цензов) избирательного права. Только такое избирательное право, по мнению Пейна, соответствует принципу естественного равенства людей, только такое избирательное право — истинная и единственно верная основа представительного правления: «Каждый человек имеет право на один голос и не более в выборе представителей. Богатый имеет не больше права лишить бедного права голосовать, избирать и быть избранным, чем бедный богатого; и когда бы это ни предпринималось или предлагалось с любой стороны, это вопрос силы, а не права».
Отрицательное отношение Пейна к институту наследования власти в государстве отразилось на его представлении о том, каким должен быть высший законодательный орган в государстве. Пейн выступал за однопалатный парламент («чистая демократия»). Именно такой законодательный орган и был создан в штате Пенсильвания.
Критика Конституции США 1787 г. Разработчики Конституции США разошлись с Пейном во взглядах на будущее по многим политическим и правовым вопросам. Пейн критически воспринял статьи американской конституции о двухпалатном законодательном органе, цензовом избирательном праве и др.
Арбитраж, третейские суды и адвокатура как институты гражданского общества. Т. Пейн предложил свое обоснование значимости арбитража в торговых делах для эффективного функционирования гражданского общества: «Арбитраж более важен для общества, чем суды, и должен иметь первенство перед ними во всех случаях имущественных споров между индивидами и их представителями. Кто лучше купцов подготовлен для разрешения споров между купцами... Принцип и норма арбитража должны быть установлены конституционно».
Большое значение Пейн придавал третейским судам, наиболее приближенным к потребностям гражданского
адвокатуры при разбирате**-
инсштута гражданского общества.
* * *
Томас Пейн первым развенчал авторитет неписаной ан-
E^2£S% ^ ко-
вавших всеобщего избирательного права и ежегодных вы-
бТЗ—е Движение против колониального господства в Латинской Америке.
11.2. Политические и правовые взгляды Томаса Джефферсона