Глава 6. Политико-правовая мысль...

Биография. Выходец из Литвы. Служил в отрядах польско-литовских войск. В 1539 г. перешел на службу к московскому царю Ивану Грозному. Пострадал от боярско­го произвола.

Логическое основание политического учения: эмпи­ризм, согласно которому политические представления формируются на основе осмысления исторического и соб­ственного опыта столкновения с боярским произволом.

Основные работы: «Сказание о Магомет-султане» (1549); «Сказание о царе Константине» (1549).

Содержание политико-правового учения. Пересветов критиковал покоренную турками Византию — «греческое царство», которое долгое время было оплотом православия. Константинополь, по мнению Пересветова, ослабили бояре, потому он и пал под натиском турок. Боярское войско плохо воюет. Бояре «казны свои наполнили златом и серебром», поэтому «казна царева» оскудела. Пересветов проводил ана­логию между Россией и Византией: «вельможи русского царя сами богатеют и ленивеют, а царство оскужают».

Идеальным государством И.С. Пересветову представля­лось турецкое государство, а идеалом правителя — турец­кий султан Магомет. Пересветов указывает на следующие положительные качества Магомет-султана: грозный царь; не слушает бояр; дает должности по заслугам; написал су­дебник (Пересветов делает вывод: турецкое государство основано на «правде», так как судебник — это предсказуе­мость вынесения судебных решений, а не полнейший про­извол); считается с советами «верной Думы»; ввел военные трибуналы, в которых воинов судят сами командиры (оп­тимизация военного правосудия: быстрое и беспошлинное рассмотрение дел в суде).

Итак, для Пересветова идеальная форма государствен­ного правления — сословно-представительная монархия.

Для осуществления своего идеала государства в России И.С. Пересветов предлагал провести три реформы: финан­совую, военную, судебную.

Финансовая реформа.

• Цель: создание общегосударственной казны.

• Средство: передача функции сбора доходов из рук на­
местников в руки чиновников, которые находятся на цар­
ском (государственном) жалованье; реализация на практи­
ке принципа подконтрольности действий этих чиновников
вышестоящими чиновниками: «по приказу ли царскому со­
бирают».


_____ 6.3. Политико-правовое учение Ивана Пересветова 101

Военная реформа.

• Цель: поднять боеспособность армии.

• Средство: заменить боярское ополчение, которое вою­
ет плохо, на регулярную армию; солдатам платить жалова­
нье из государственной казны.

Судебная реформа.

• Цель: искоренение «беззакония» и «неправды».

• Средство: вывести суд из-под юрисдикции наместни­
ков — бояр-временщиков, пренебрегающих законом. Судьи
должны опираться только на закон, перед которым все рав­
ны; получать высокое жалованье из казны. Судебная по­
шлина должна идти в государственную казну, «чтобы су­
дьи не искушались и неправды не судили». Необходимо
ввести надзор за судьями: если они будут судить «не по
правде, а по мзде», то наказывать.

И.С. Пересветов критикует кабальное холопство: j с религиозной точки зрения: «Бог не велел друг друга порабощать. Бог сотворил человека самовластным и пове­лел ему быть самому себе владыкой, а не рабом. Мы же бе­рем человека в работу и записываем его навеки»;

•S с военной точки зрения: «В котором царстве люди по­рабощены, и в том царстве люди не храбры и к бою против недруга не смелы...».

* * *

И.С. Пересветов вслед за Макиавелли и Боденом разра­ботал концепцию «сильного» государства, указав на не­обходимость проведения в России трех государственных реформ (финансовой, военной, судебной). Он также при­знавал необходимость в государстве писаных законов, на основе которых должно осуществляться управление под­данными. Впервые в русской политико-правовой мысли Пересветов высказал идею юридизации понятия государ­ства (вслед за Цицероном).

Принципу знатности и древности рода И.С. Пересветов противопоставил принцип меритократии — личных заслуг при замещении государственных должностей: каждому по

делам его.

В настоящее время принцип меритократии — один из об­щепризнанных способов замещения государственных долж­ностей. Этот принцип имеет ряд преимуществ по сравнению с другими способами замещения государственных должнос­тей: жребий, выборы, очередность, непотизм, партийная



Глава 6. Политико-правовая мысль...


6.4. Политическое учение А. Курбского



 


преданность. К недостаткам этого принципа относятся де­фицит профессионально подготовленных сотрудников, от­чуждение профессионалов-управляющих от населения.

Часть того, что предлагал Пересветов, было реализовано в реформах Ивана IV (поместной, приказной, финансовой, военной) и в Судебнике 1550 г.

Однако, несмотря на большое практическое значение, проекты Пересветова «не получили той известности, какой пользовались теории Филофея и его преемников» (А.С. Лап-по-Данилевский).

6.4. Политическое учение А. Курбского

Курбский Андрей Михайлович(1528-1583) — предста­витель боярской оппозиции, автор тираноборческих идей.

Эпоха. Правление Ивана Грозного, рассматривающего свою власть как власть, данную ему Богом: «Я родился и вырос по Божьей воле для владения государством». Ника­ких ограничений своей власти Иван Грозный не признавал и считал, что бояре и вельможи провоцируют возникнове­ние в государстве междоусобиц. Признавая за собой право произвольно казнить или миловать кого угодно, Иван Грозный оправдывал царскую опалу и казни бояр-измен­ников: «таких собак везде казнят».

Биография. A.M. Курбский происходил из рода смо-ленско-ярославских князей. До опричнины он был близок к Ивану Грозному и входил в Избранную раду. В 1564 г. бежал за границу к литовцам, ссылаясь на феодальное пра­во «отъезда» и поступил на службу к польско-литовскому королю. В Литве Курбский состоял на службе у короля Сигизмунда II Августа. Выучил греческий и латинский языки, что позволило ему перевести на русский язык про­изведения Иоанна Златоуста и Цицерона. Здесь же им были написаны послания, адресованные Ивану Грозному, и «История о Великом князе Московском».

Логическое основание политико-правового учения. А.М. Курбский в своих работах ссылался не только на Свя­щенное Писание, но и на труды Аврелия Августина, Цицеро­на, Иоанна Златоуста и др. Опыт, который приобрел Курбс­кий, находясь на государственной службе у Ивана Грозного, также повлиял на его политические и правовые идеалы.

Основные работы: послания к Ивану Грозному (1564-1579); «История о великом князе Московском» (1573).


Содержание политико-правового учения. А.М. Курб­ский осуждал произвол и злодеяния Ивана Грозного, назы­вая его «безбожным и беззаконным» правителем. Курб­ский предвещал, ссылаясь на слова библейского царя Давида, что «не долго проживут перед Богом те, которые созидают престол беззакония». Еще более достойны гибели те, которые «опустошают свою землю и губят подданных целыми родами, не щадя и грудных младенцев».

Курбский осуждал также сложившуюся систему доно­сов и клеветы на невинных людей, «неправедные» и «мздо-имные» суды, а также взяточничество «царевых приспеш­ников». Он критиковал установившуюся в то время практику заочного осуждения людей на основании оговора: «Где о таком суде слыхали под солнцем, чтобы осуждали, не выслушав ответов?».

Осуждение не только самого подозреваемого в крамоле, но и его родственников представлялось Курбскому верхом произвола: «Не токмо без суда осуждают, но и до трех по­колений от отца и от матери влекомых осуждают и казнят». Вопиющими фактами государственного произвола Курб­ский считал казни одних людей другими: «А ты простых лю­дей заставляешь самих руки кровавить и резать человеков».

A.M. Курбский в ходе полемики с Иваном Грозным за­являл, что сущность государственной власти исходит от Бога, а ее использование требует особого умения для спра­ведливого управления державою на благо всех подданных: «Царь же, хотя и поставлен Богом на царство, умения им управлять не получил, поэтому нужно прислушиваться к советам не только своих помощников, но и подданных, так как духовная истина дается не по богатству внешнему и по силе царства, но по правости душевной...».

Идеальной формой государственного правления Курб­ский считал ограниченную монархию: монарх правит вместе с Избранной радой и не посягает на боярские вольности, включая право «отъезда».

Избранная рада должна включать советников, которые были бы «сведущи в военных и земских делах». Курбский, обосновывая значение советников для государя, ссылался на то, что именно так «вещал мудрый Соломон».

Кроме того, неограниченная власть, по мнению Курб­ского, разрушает человеческую душу: «Пока царь любит Со­вет и советников, он сохраняет душу свою, если же не воз­любит сего, то может пропасть, так как управлять следует,



Глава6. Политико-правовая мысль


 


           
   
 
   
 
 

не склоняясь к естественным бессловесным влечениям, а совместным советам и рассуждениям».

* * *

Вслед за Цицероном A.M. Курбский полагал, что нет го­сударства, если: законы не действуют; отсутствует справед­ливое правосудие; не соблюдаются старые обычаи.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что А.М. Курбский — радикальный идеолог тираноборчества в России.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой концепция Филофея «Москва —
Третий Рим»?

2. Как обосновывал Филофей необходимость подданных
подчиняться государю?

3. Чем отличалась идеология «нестяжателей» от идеологии
«стяжателей»?

4. Какое отношение к еретикам было у Нила Сорского и
Иосифа Волоцкого?

5. Какую модель государства и почему советовал Пересветов
взять для подражания Ивану Грозному?

6. Сторонником проведения каких реформ в московском го­
сударстве выступил Пересветов?

7. В чем заключалась критика Курбского «тирании Грозно­
го»?

8. Какова идеальная форма правления государства для Курб­
ского?

Литература

Курбский A.M. История о великом князе Московском. СПб., 1913.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, Л., 1979.

Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959.

Послания Нила Сорского // Труды. Отделение древнерус­ской литературы Института русской литературы АН СССР. Т. 29. Л., 1974.

Сорский Нил. Предание и Устав. СПБ., 1912.

Сочинения И. Пересветова. М.; Л., 1956.

Срезневский ИМ. Словарь древнерусского языка. Репринт. М, 1989.