Глава 2. Политические... учения в Древней Греции__________________

Эпоха. Войны между полисами, объединившимися вок­руг Афин и Спарты. Обострение борьбы между сторонника­ми аристократического и демократического общественного устройства. Кризис полисного строя: один государственный строй сменялся другим (олигархия — демократией, демо­кратия — тиранией и т.п.). Многие греческие философы (Исократ, Платон, Аристотель) стали конструировать моде­ли идеального, т.е. устойчивого, полиса, пытаясь найти тео­ретическое решение этого кризиса.

Биография. Платон родился в88-ю Олимпиаду в Афи­нах, между 430 и 427 гг. до н.э., настоящее имя — Аристокл. Он принадлежал к знатному роду, который вел свое проис­хождение от последнего афинского царя Кодра. По преда­нию, Аристокл получил прозвище «Платон» от Сократа за ширину двух частей тела — груди и лба (греч. platys — ши­рокий, platos — ширина). Платон получил обычное для знатного афинянина образование: гимнастика, грамматика, музыка, математика. Рано познакомился с философией Ге­раклита, пифагорейцев, много времени уделял поэзии. Платону приписываются эпические и лирические произве­дения, трагедии и комедии, из которых до нас дошло около 25 стихотворных миниатюр-эпиграмм. Однако знакомство с Сократом в 407 г. до н.э. и полное посвящение себя фило­софии привели к тому, что Платон сжег свои поэтические произведения. С 407 г. до н.э. до смерти Сократа в 399 г. до н.э. Платон был его учеником. После смерти Сократа он покинул Афины, посетил Египет и Южную Италию. В 389-387 гг. до н.э. на Сицилии попал в рабство, Друзья Платона собрали деньги, чтобы выкупить его, но хозяин от денег отказался. Тогда Платон на эти деньги купил сад, но­сивший имя афинского героя Академа, и открыл в нем свою философскую школу — Академию. Эта школа просу­ществовала около 1000 лет.

Платон изобрел будильник, впервые применив в гид­равлике принцип реле. Падавшая по каплям в верхний ящик вода, дойдя до определенного уровня, посредством особого устройства с силой прорывалась в нижний ящик. Вытесненный из последнего воздух проходил по узкой трубке в статую флейтиста. Раздававшийся громкий звук флейты будил учеников Платона. На все последующие века Платон смутил человеческую цивилизацию своим рассказом об Атлантиде — таинственном материке, 12 ты­сяч лет назад располагавшемся за Гибралтаром и погиб-


 


2.2. Учение Платона о государстве и законах_ 31

тем, погрузившись вморе «в один день и бедственную

НОЧЬ».

Основные работы: «Государство» (первая книга — ПО с гг. IV в. до н.э., вторая — десятая книги — 70-60-е гг.); •■ 11олитик» (70-60-е гг. IV в. до н.э.); «Законы» (50-е гг. IV в. до н.э.).

Логическое основание политико-правового учения: объективный идеализм. Платон «удваивает» мир: один мир V пего познается чувствами, другой — разумом; один досту­пен каждому, другой — только избранным.

Сущность человека — это душа, которая имеет три на­чала: разумное, яростное, вожделеющее.

Этим трем началам соответствуют добродетели: муд­рость, мужество, умеренность.

Наряду с этими добродетелями Платон выделяет четвер­тую — справедливость. Справедливость заключается в том, чтобы делать то, что предназначено каждому природой.

Содержание политике-правового учения. Первый про­ект идеального государства (см. табл. 2) как воплощение печных идей правды и добра изложен Платоном в диалоге «Государство»: «Мы лепим в нашем воображении государ­ство, счастливое в целом, не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев населения». Проводя этот мыслительный эксперимент, Платон подспудно наде­ялся на его практическую реализацию.

Платон уподобляет идеальное государство человече­ской душе. В душе каждого человека есть три начала: ра­зумное, яростное, вожделеющее.

В идеальном государстве:

разумному началу соответствует совещательное;
» яростному — защитное;

вожделеющему — деловое.

Но если в человеческой душе эти три начала слиты, то в государстве они разделены и воплощены в разных сослови­ях, философах, воинах, производителях (ремесленниках и земледельцах).

Справедливость заключается в том, чтобы каждое из со­словий занималось своим делом:

•/ править должны философы, которые будут обязаны принимать участие в управлении государством и способ­ствовать укреплению государства;

S защищать полис должны воины, которые подчиняют­ся философам;


32 Глава 2. Политические... учения в Древней Греции

S философы и воины должны вместе управлять произ­водителями. Следовательно, третье сословие не участвует в делах управления.

Платон выступал сторонником жесткой иерархии, замк­нутости и наследственности сословий. Он допускал воз­можность перехода из второго сословия в первое, но был против проникновения выходцев их третьего сословия в ряды правителей, так как считал, что это приведет к гибели государства.

Платон приводит ряд аргументов в пользу своего основ­ного тезиса о том, что править должны философы.

• Править должны те, кто не стремится к занятию госу­
дарственных должностей, т.е. истинные философы, кото­
рые традиционно далеки от политики: «Не следует, чтобы
к власти приходили те, кто прямо-таки в нее влюблен, ина­
че с ними будут сражаться соперники в этой любви»;
«Если же бедные и неимущие добиваются доступа к обще­
ственным благам, рассчитывая урвать оттуда кусок, тогда
не быть добру...».

• В одном из древнегреческих мифов говорится, что боги
подмешали в души людей при их рождении разные металлы:
в души философов — золото, в души воинов — серебро, в
души ремесленников и земледельцев — медь и железо.

Платон, ссылаясь на этот миф, делает вывод, что, имея в душе «божественное золото», философы «не нуждаются в золоте человеческом», т.е. их не интересует возможность обогащения, которую предоставляет власть.

• Только философы способны постигать истинное добро
и справедливость, поэтому в идеальном государстве зако­
ны будут не нужны: «Таким записанным на бумаге законам
не будут ни подчиняться, ни охранять их».

Меры по обеспечению устойчивости государства-полиса. Философы и воины должны посвятить свою жизнь исклю­чительно служению общему благу государства-полиса, по­этому для этих двух сословий необходимо упразднить ин­ституты частной собственности и индивидуальной семьи: «Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступа всякий же­лающий».

Средства для существования философов и воинов пре­доставляет третье сословие. Жены и дети у философов и воинов общие, детей воспитывает государство: «...пусть


2.2. Учение Платона о государстве и законах_ 33

отец не знает, какой ребенок его, а ребенок — кто его отец». Воспитание детей казалось Платону слишком важным, чтобы доверять его индивидууму: воспитывать детей долж­но государство.

Итак, в институтах семьи и частной собственности Пла­тон видел истоки эгоизма и угрозу служению общему благу.

Воины нуждаются в особом воспитании:

S из поэзии Гомера, Эсхила «мы исключим сетования и жалобные вопли героев»;.

•/ будущие воины не должны лгать собственным прави­телям. Только «правителям государства надлежит приме­нять ложь как против неприятеля, так и ради своих граж­дан — для пользы своего государства, но всем остальным к ней нельзя прибегать».

Средства перехода к идеальному государству. Платон считал тиранию единственно возможной формой правле­ния для перехода к идеальному государству: «Дайте мне государство с тираническим строем. Пусть тиран будет мо­лод, памятлив, способен к учению, мужествен и от приро­ды великодушен...»; «если тиран захочет изменить нравы государства, ему не потребуется особых усилий и слишком долгого времени. Хочет ли он приручить своих граждан к добродетельным обычаем или, наоборот, к порочным, ему стоит только самому вступить на этот путь».

Платон неоднократно посещал Сицилию по приглаше­нию тирана Дионисия Младшего, который утверждал, что хочет управлять согласно философским принципам. Одна­ко реализовать свой проект на Сицилии Платону не уда­лось.

Классификация форм государства. Платон различает ис­порченные государства по степени их удаленности от иде­ального:

1) тимократия — правление военных, бесконечные вой­
ны;

2) олигархия — правление немногих богатых, вражда бо­
гачей и бедняков;

3) демократия — правление народа, предельная свобода
народа, замещение государственных должностей по жре­
бию;

4) тирания — власть одного, худшего, окруженного тол­
пой негодяев.

Источник смены форм государства Платон видел в пор­че человеческих нравов.


2 М. Н. Марченко


34 Глава 2. Политические... учения в Древней Греции________

Второй идеальный проект государства (табл. 2) Платон разрабатывает в труде «Законы».

Идеальное государство — это смешанное государство, которое состоит из двух противоположностей: монархии и демократии. В качестве примеров монархии и демократии Платон приводит персидскую монархию и афинскую де­мократию.

В идеале необходимо, чтобы либо власть монарха была ограничена свободой граждан, либо власть народа была ог­раничена определенными рамками. Следствием этого бу­дет умеренная форма государства. По мнению Платона, это такое государство:

■/ которое состоит из 5040 граждан — только владельцев земли;

•/ в котором существует государственная собственность на землю, но владение землей — частное;

■S в состав граждан которого не входят ремесленники и торговцы;

■S в котором запрещены ростовщичество, закладывание вещей, получение приданного.

Управление идеальным государством. Монархический компонент идеального государства Платона — это колле­гия 37 стражей закона, которые осуществляют следующие функции: Охраняют законы; хранят записи об имуществе, превышающем норму, установленную для каждого из че­тырех классов населения; выполняют судебные функции по частному обвинению в корыстном приобретении иму­щества, превышающем установленную норму. . Демократический компонент идеального государства включает:

1) совет из 360 человек, который работает секциями по
30 человек в течение одного месяца, обладает правом созы­
ва очередных и внеочередных народных собраний;

2) народное собрание, посещение которого обязательно
под угрозой штрафа только для представителей первого и
второго классов.

Вне монархического и демократического компонентов управления идеальным государством действует «ночной совет», деятельность которого не зависит ни от каких орга­нов. Он имеет верховную власть в государстве.

Впоследствии Аристотель пришел к выводу: «Что тако­го рода государственное устройство не будет представлять собой соединение демократического и монархического на­чал, ясно».


2.2. Учение Платона о государстве и законах_____ 35

Таблица 2