И утверждения тоталитаризма в СССР

 

Советское уголовно-процессуальное право создавалось и развивалось в сложный исторический период, на завершающем, третьем этапе Великой российской революции. Основные уголовно-процессуальные институты оформлялись уже в первых декретах и постановлениях Советской власти. Важную роль в становления основ советского правосудия сыграл декрет СНК от 24 ноября 1917 г., вошедший в историю как Декрет о суде № 1, который отменил апелляцию и установил кассационный порядок пересмотра приговоров местных судов, возложив эту обязанность на уездные и столичные съезды местных судей. Члены нового советского суда в своей деятельности должны были руководствоваться не только декретами власти, но и «революционной совестью» и «революционным правосознанием», которые в случаях пробелов в законодательстве выступало в качестве непосредственного регулятора уголовно-правовых отношений наравне с правовыми нормами.

По декрету о суде № 1 предварительное следствие по уголовным делам, подсудным местным судам, должен был вести единолично местный судья. Обвинителем и защитником по всякому уголовному делу могли быть «все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами», как в суде, так и на стадии предварительного следствия (п.3). Для производства предварительного следствия по делам о мародерстве, хищничестве, саботаже, прочим злоупотреблениям торговцев, промышленников, чиновников были учреждены особые следственные комиссии при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (п. 8). Право помилования и реабилитации по уголовным делам принадлежало только суду.

В развитие и дополнение Декрета о суде № 1 ВЦИК 15 февраля 1918 г. принял новый Декрет о суде (№ 2). Устанавливалось, что судопроизводство по уголовным делам могло производиться по правилам Судебных уставов 1864 г., которые не были отменены вышеназванными декретами.

Предварительное следствие велось избираемыми местными Советами комиссиями, состоящими из трех лиц. Эти комиссии имели право ограничивать участие защиты на стадии предварительного следствия, но это могло быть только в случае, «если того требуют интересы раскрытия истины». Постановление об ограничении защиты могло быть обжаловано в окружном народном суде. В целом же Декрет о суде № 2 предусматривал состязательность при рассмотрении уголовных дел. Судебное следствие проходило при участии обвинения и защиты. Общественный обвинитель и общественный защитник должны были состоять в коллегии правозаступников, которые создавались при местных судах. Кроме общественного обвинителя и общественного защитника, в судебных прениях могли принимать участие обвинитель и защитник из числа лиц, присутствующих на судебном заседании.

Важное значение имело положение декрета о том, что суд не был стеснен никакими формальными соображениями при решении вопроса о допущении каких-либо доказательств. Присяга отменялась, а свидетели предупреждались об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

Закон предусматривал право кассационной инстанции отменять судебный приговор, как на основании существенных формальных нарушений, так и в связи с его явной несправедливостью. Кассационная инстанция имела право помилования и смягчения наказания. Не допускались жалобы и протесты на оправдательные приговоры, смягчение наказания и на полное освобождение обвиняемого от наказания. В качестве кассационной инстанции предусматривалось создание областных народных судов и Верховного судебного контроля, наделявшейся правом выносить объединяющие принципиальные решения, которые должны были стать руководством для кассационных инстанций.

С принятием Инструкции НКВД и НКЮ 1918 г. «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской Милиции» некоторую первоначальную правовую регламентацию получило дознание. Милиция стала первым и единственным органом его производившим. К ее ведению относилось: производство розысков и дознаний по уголовным делам под руководством и по указаниям народных судей и следственных комиссий; выполнение поручений судебных следователей или следственных органов по задержанию и доставке в суд или для допроса обвиняемых, задержание подозреваемых в преступлениях и препровождение их в местные народные суды или следственные комиссии по принадлежности; производство в порядке, предусмотренным особым Циркуляром Народного комиссариата по внутренним делам, обысков, осмотров, выемок как по постановлениям народных судов и следственных комиссий, так и, в особых случаях, по своей инициативе для пресечения сокрытия следов преступления.

В июле 1918 г. СНК принял Декрет о суде № 3, расширивший компетенцию местных судов. Кассационные жалобы рассматривали советы местных народных судей. В Москве был создан Кассационный суд для рассмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов.

В ноябре 1918 г. ВЦИК утвердил Положение «О народном суде РСФСР», в котором было закреплено, что производство предварительного следствия по уголовным делам, «если встретится надобность», «в нетерпящих отлагательства случаях» предоставлено народному судье единолично (п. 2 ст. 6). По делам, рассматриваемым народным судом с участием шести заседателей предварительное следствие производилось уездными и городскими следственными комиссиями (ст. 28). Суд мог ограничиться дознанием произведенным милицией. Заметим, что понятия «предварительное следствие» и «дознание» в уголовно-процессуальном законодательстве этого периода практически не разграничивались.

Помимо судебных органов в стране складывалась и система органов «внесудебной юстиции». Уже 7 декабря 1917 г. постановлением СНК РСФСР учреждается Всероссийская чрезвычайная комиссия – ВЧК. Этой комиссии предписывалось проводить предварительное расследование и применять такие меры воздействия, как конфискация, выдворение, лишение карточек, опубликование списков врагов народа. Эти меры ВЧК могла применять самостоятельно по тем делам, которые не передавала в ревтрибунал. 17 февраля 1919 г. постановлением ВЦИК право вынесения приговоров по всем делам, возникающим в чрезвычайных комиссиях было передано реорганизованным трибуналам. Срок следствия по делам, расследовавшимся чрезвычайными комиссиями, устанавливался в один месяц. В случае необходимости продления этого срока, комиссии могли возбуждать особые ходатайства перед местными Советами, а ВЧК – перед ВЦИКом.

21 октября 1920 г. ВЦИК утверждает новое Положение о народном суде РСФСР. Положение упраздняло коллегиальность предварительного следствия и вводило институт народных следователей. Сохранялось участие защиты на стадии предварительного следствия, и правило, по которому в ряде случаев народный судья мог сам лично производить расследование. Во многих актах за судами де-юре подтверждались права следователя, хотя на практике, как правило, суды расследование не вели. В октябре 1920 г. НКЮ РСФСР принял Инструкцию народным следователям по производству предварительных следствий, в которой был подробно регламентирован процессуальный порядок расследования уголовных дел, проводимых единолично народными следователями.

Предварительное следствие по делам, подлежащим ведению ревтрибуналов, проводили следственные комиссии, состоявшие при этих же судах. Все вопросы расследования следственная комиссия решала при закрытых дверях. Защита допускалась только с момента окончания предварительного следствия. Ее права ограничивались возможностью сделать замечания по поводу произведенного следствия. Наряду со следственной комиссией при каждом ревтрибунале учреждалась коллегия обвинителей в составе не менее трех лиц, избираемых местными Советами. В компетенцию этой коллегии входили право возбуждения уголовного дела, дача заключения следственной комиссии по вопросу о подсудности дел и полноте проведенного следствия, поддержание обвинения в суде и др.

Важной составной частью организации уголовного процесса становится система судебного контроля. Положением о высшем судебном контроле от 10 марта 1921 г. на Наркомат юстиции (Наркомюст) РСФСР возлагались: общий надзор за деятельность всех судебных органов РСФСР, дача им руководящих указаний и разъяснений по действующему советскому праву; рассмотрение вступивших в законную силу приговоров и признание их неправосудными при наличии соответствующих оснований; разрешение вопроса о возобновлении судебных дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Высший судебный контроль имел право отменять вступившие в силу судебные приговоры и направлять уголовные дела на новое рассмотрение в соответствующие судебные органы. Наркомюсту (органу государственного управления) предоставлялось право оказывать непосредственное влияние на рассмотрение судами конкретных уголовных и других дел. Административный орган получил право отменять судебные приговоры и решения.

Главной задачей судов и ревтрибуналов при переходе к НЭПу был определен надзор за соблюдением законов о продовольственном и других натуральных налогах. 15 июня 1921 г. Верховный ревтрибунал при ВЦИК издал циркуляр, который предоставлял продовольственным органам право производства предварительного расследования по делам о нарушениях законов и постановлений, касающихся натуральных налогов. Рассматривали такие дела трибуналы на распорядительных заседаниях и назначали срок их слушания либо возвращали их на доследование. Как правило, подобные уголовные дела рассматривались в упрощенном порядке, без участия сторон и свидетелей. В целом процессуальный порядок рассмотрения данной категории уголовных дел был близок к внесудебному разбирательству, так как существенно ограничивалось право обвиняемого на защиту, а суд руководствовался при вынесении решения материалами предварительного следствия. Законодательного закрепления эта процедура не получила.

Некоторые разъяснения по процессуальным вопросам давал Верховный революционный трибунал при ВЦИК. Например, 31 января 1922 г. он разъяснил, что председатель и члены трибунала не могли выступать в качестве обвинителей и вести предварительное следствие по тем уголовным делам, которые подлежали рассмотрению в данном составе трибунала. 17 февраля 1922 г. последовало предписание о недопустимости заочного рассмотрения дела, если обвиняемый не знает существа обвинения и не уведомлен о предстоящем судебном процессе. Циркуляром от 2 февраля 1922 г. было указано, что прекращать уголовные дела в распорядительном заседании трибунала допускается по следующим основаниям: отсутствие состава преступления; недоказанность события преступления; недостаточность улик; смерть обвиняемого; амнистия. Во всех остальных случаях освобождение от уголовной ответственности было возможно только в судебном заседании в форме приговора.

Придавалось значение соблюдению прав обвиняемого на защиту. В марте 1922 г. военно-транспортная коллегия Верховного трибунала пришла к заключению, что некоторые трибуналы нарушают данное право обвиняемых. Это выражалось в том, что подсудимым не всегда предъявлялись материалы следствия, заключительное постановление следователя и постановление распорядительного заседания трибунала об утверждении акта следователя. Предписывалось строго соблюдать эти требования. Коллегия разъясняла, что заочные приговоры возможны только в случаях, когда обвиняемый скрылся от следствия, и у суда нет возможности вызвать его в судебное заседание, либо когда обвиняемый совершил побег из-под стражи или находится за пределами РСФСР. По процессуальным вопросам предварительного следствия требовалось строгое следование предписаниям: предварительное следствие обязательно должно начинаться с постановления следователя о начале расследования; при наличии необходимых данных по делу следователь должен вынести постановление о привлечении соответствующего лица в качестве обвиняемого; каждое следственное производство должно заканчиваться обвинительным заключением, если обвинение подтверждается соответствующими доказательствами.

25 мая 1922 г. был принят первый советский Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РСФСР, вступивший в силу с 1 июля 1922 г. Кодекс разграничил предварительное следствие и дознание. Статья 102 содержала перечень органом дознания, основным среди которых были «органы милиции и уголовного розыска». Полномочиями органов дознания являлись возбуждение производства по уголовным делам (ст.ст. 96–101), дознание (ст.ст. 102–109) и выполнение поручений следователя по уголовным делам, по которым «начато предварительное следствие» (ст. 112 ч. 2). Дознание впервые в отечественном законодательстве рассматривалось как полноценная форма предварительного следствия.

Однако заработал механизм и внесудебной репрессии. Постановлением ВЦИК от 16 октября 1922 г. право внесудебной расправы вплоть до ареста в отношении всех лиц, взятых с поличным на месте преступления при бандитских налетах и вооруженных ограблениях, было предоставлено Государственному политическому управлению (ГПУ) при НКВД РСФСР. Особой комиссии НКВД по высылкам разрешалось высылать и заключать в лагеря на принудительные работы деятелей антисоветских политических партий и рецидивистов.

15 февраля 1923 г. был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, в котором различались два вида дознания: по делам, по которым производство предварительного следствия является обязательным и по делам, по которым материалы дознания могут быть основанием к преданию обвиняемого суду без производства предварительного следствия (ст. 98). На практике принципиальной разницы между органами дознания и предварительного следствия еще не было, а дознание и следствие стали рассматриваться как две ступени единого процесса расследования.

После создания Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) при СНК СССР в марте 1924 г. утвердил Положение о его праве в части административных высылок и заключения в лагеря. Вынесение постановлений об этих мерах было возложено на Особые совещания при ОГПУ в составе трех членов его коллегии с обязательным участием представителя прокуратуры. Одновременно коллегия ОГПУ продолжала осуществлять внесудебную расправу.

Важным этапом в развитии советского права и его кодификации стало принятие Основ союзного законодательства. В октябре 1924 г. были приняты Основы судоустройства и судопроизводства Союза СССР и союзных республик.

Последующие изменения и дополнения уголовно-процессуального законодательства проводились в направлении ограничения прав личности в уголовном процессе, ужесточение и усиление его репрессивности. Так, постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 октября 1929 г. «Об изменениях Уголовно-процессуального кодекса РСФСР» были фактически слиты дознание и предварительное следствие, полномочия органов их производивших были уравнены. Органы дознания, которым относились органы милиции и уголовного розыска, органы ГПУ, органы специальных инспекций по делам, отнесенным к их ведению, правительственные учреждения и должностные лица по делам о незаконных действиях подчиненных им должностных лиц, получили возможность самостоятельно приостанавливать и прекращать уголовные дела. В 1930 г. ОГПУ было предоставлено право делегировать свои полномочия по внесудебному рассмотрению дел полномочным представительствам ОГПУ в краях и областях.

Циркулярами ОГПУ от 29 октября и от 8 апреля 1931 г. в центральном аппарате были образованы «тройки» для предварительного рассмотрения законченных следственных дел и последующего их доклада на судебных заседаниях коллегии или Особого совещания ОГПУ. Предусматривалось обязательное участие в заседаниях «троек» представителей прокуратуры.

Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. ОГПУ вошло в статусе управления в НКВД СССР. В составе наркомата действовало Особое совещание при наркоме внутренних дел. Ему предоставлялось право выносить приговоры о заключении в исправительно-трудовые лагеря, ссылке и высылке за пределы СССР лиц, признанных социально опасными. В рамках начавшейся кампании борьбы с политическими противниками советского строя вносятся новые изменения в уголовный процесс. 1 декабря 1934 г. ЦИК СССР принял постановление «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик». Оно предусматривало, что по делам о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти расследование должно заканчиваться в срок не более 10 дней, а обвинительное заключение – вручаться обвиняемым за одни сутки до рассмотрения дела в суде. Слушание таких дел в суде должно было проводиться без участия сторон, т.е. обвиняемый лишался права защиты. Кассационное обжалование приговоров и заявление ходатайства о помиловании не допускалось. Приговор о высшей мере наказания должен был приводиться в исполнение немедленно. Аналогичные нормы были включены в постановление ЦИК СССР от 14 сентября 1937 г., существенно ущемившим права обвиняемых в контрреволюционном вредительстве и диверсиях.

27 мая 1935 г. приказом НКВД СССР в НКВД – УНКВД республик, краев, областей, подчиненных непосредственно центральному органу, были образованы «тройки» НКВД. На них распространялись все права Особого совещания. «Тройки» принимали решения о высылке, ссылке или заключении в лагерь на скор до пяти лет. Приказом НКВД СССР от 30 июля 1937 г. были созданы республиканские, краевые и областные «тройки». Приказ предписывал вести следствие ускоренно и в упрощенном порядке, а по окончании направлять его на рассмотрение «тройки». К делу следовало приобщать ордер на арест, протокол обыска, материалы, изъятые при обыске, личные документы, анкету арестованного, агентурно-учетный материал, протокол допроса и краткое обвинительное заключение.

В соответствии с приказами НКВД от 11 августа 1937 г. и от 20 сентября 1937 г. образовывались «двойки». Они рассматривали списки лиц подлежавших репрессиям. В состав «двоек» входили наркомы внутренних дел республик и начальники управлений НКВД совместно с соответствующими прокурорами. Образована была и «высшая двойка» в составе председателя Верховного суда СССР и прокурора СССР. «Высшая двойка» решала дела без вызова обвиняемого и свидетелей в суд. Постановления этого органа при наличии оснований могли пересматриваться и отменяться только Пленумом Верховного Суда СССР. Во исполнение постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 17 ноября 1938 г. «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» приказом НКВД СССР от 26 ноября 1938 г. «двойки» и «тройки» были упразднены, но сохранилось и продолжало функционировать Особое совещание при НКВД. С преобразованием наркоматов в министерства в 1946 г. Особое совещание было создано и в МГБ СССР. При слиянии в марте 1953 г. МГБ СССР и МВД СССР в единое МВД СССР в его составе продолжало существовать Особое совещание. Оно было упразднено только в сентябре 1953 г. указом Президиума Верховного Совета СССР.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в уголовно-процессуальное право были внесены определенные изменения. Прежде всего, они коснулись подсудности. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. в местностях, объявленных на военном положении, на рассмотрение трибуналов были переданы все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности. Порядок судопроизводства в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий, изменился в сторону ускорения процесса. Президиум Верховного Совета СССР предоставил военным судам право рассматривать уголовные дела до истечения двадцати четырех часов после вручения обвинительного заключения вместо трех суток, установленных уголовно-процессуальным кодексом. Приговоры, вынесенные военными трибуналами, кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены в порядке надзора.

В местностях, которым угрожало вторжение неприятеля, или в только что освобожденных территориях военное командование имело право: преобразовывать территориальные суды и прокуратуры в военные; решать вопрос о порядке приведения приговоров военных трибуналов в исполнение; приостанавливать исполнение приговоров к высшей мере наказания.

Широкое распространение получила практика заочного рассмотрения уголовных дел. В директиве Главного военного прокурора содержалось требование обеспечить быстрое заочное производство в трибуналах по делам «перебежчиков на сторону врага» наряду с принятием репрессивных мер к их родственникам.

Приказом НКО СССР от 12 ноября 1942 г. была объявлена новая инструкция военным органам дознания, по которой роль военных дознавателей в уголовном процессе значительно возросла, позволив им практически в полном объеме осуществлять производство по ряду категорий уголовных дел.

26 июня 1943 г. приказом прокурора было утверждено Положение «О порядке установления и расследования злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников», устанавливающее, что в районах военных действий расследование по таким составам преступления производились органами военной прокуратуры при содействии командного состава частей Красной армии. В Положении перечислялись признаки составов преступлений нацистов и их пособников. Срок следствия по данной категории дел был установлен в пять дней.

Таким образом, в условиях становления советской государственности уголовно-процессуальное право сохранило некоторое время систему элементов дореволюционной эпохи. Уголовно-процессуальному праву в СССР свойственны противоречивые изменения. Так соединялось и разъединялось дознание и предварительное следствие, установилось полное формальное равенство граждан перед судом, сохранились чрезвычайные судебные органы и чрезвычайные форы судебного процесса, которые особенно важную роль сыграли в 1934-1938 гг. и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.