Тема: «Дикие животные. Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА»
Цели:
1. Учить правильно употреблять предлоги ЗА, ИЗ-ЗА.
2. Учить составлять предложения по картинно-графическим схемам.
3. Закрепить обобщающее понятие «дикие животные».
4. Продолжать развивать общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, картинка «В лесу», картинка с контурными изображениями диких животных, наложенными друг на друга, картинно-графические схемы, игрушка или изображение Незнайки, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Логопед предъявляет картинки и спрашивает:
-Чей хвост? Чья голова? Чье туловище? Чьи уши?
2.Игра «Помоги Незнайке».
-Незнайка был в лесу и фотографировал диких животных. Посмотрите, что у него получилось. (Поставить на доску картинку с контурными изображениями диких животных, наложенными друг на друга.) Назовите животных, которых сфотографировал Незнайка.
3.Игра «Кто где спрятался?».
Незнайка в лесу расшумелся так, что все звери спрятались. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, кто где спрятался. (Лиса спряталась за деревом. И т.д.)
При затруднениях логопед дает образец правильного ответа.
4.Физкультминутка.
Игра «Прятки».
Предложить детям спрятаться за различными предметами. Проговорить считалку: «Раз, два, три, четыре, пять. Я детей иду искать». Обратиться к каждому ребенку, спросить: «Где ты прячешься?» (Я прячусь за стулом. Я прячусь за дверью. И т.д.)
5.Упражнение «Откуда?».
- Ушел Незнайка из леса. Звери успокоились и вышли из своих укрытий.
- Откуда вышел медведь? (Медведь вышел из-за дерева.)
- Откуда выпрыгнул заяц? Выполз еж? И т.д.
При затруднениях логопед дает образец правильного ответа.
6.Игра «Зашифрованное письмо».
-Друзья прислали Незнайке письмо — не простое, а зашифрованное. Помогите Незнайке прочитать это письмо.
Предъявить детям картинно-графические схемы предложений. Познакомить с символами предлогов ЗА, ИЗ-ЗА и предложить «прочитать письмо». (См. задание на дом 44.)
7.Итог занятия.
На дом: задание 44.
Занятие 45
Тема: «Дикие животные. Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД»
Цели:
1. Учить правильно употреблять предлоги ПОД, ИЗ-ПОД.
2. Учить составлять предложения по демонстрации действия и картинно-графическим схемам.
3. Закрепить обобщающее понятие «дикие животные».
4. Продолжать развивать общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, картинка «В лесу», игрушка или изображение Незнайки, мелкие игрушки — дикие животные, картинно-графические схемы предложений (см. задание на дом 45), наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Дети строятся друг за другом и отвечают на вопросы:
- Где ты стоишь? (Я стою за Катей.)
- Откуда ты выглядываешь? (Я выглядываю из-за Кати.)
2.Игра «Помоги Незнайке».
-Незнайка снова был в лесу и фотографировал. (Выставить на доску картинки с силуэтными изображениями диких животных.) Догадайтесь, кого фотографировал Незнайка. Кто они все вместе?
3.Игра «Кто где спрятался?».
Незнайка в лесу расшумелся так, что все звери спрятались. Посмотрите внимательно и скажите, кто где спрятался. (Спрятать игрушки (медведя, зайца, лису и др.) под различные предметы («дерево», «корягу», «валежник», «листья» и т.п.).)
-Лиса спряталась под деревом. И т.д.
При затруднениях логопед дает образец правильного ответа.
4.Упражнение «Прочитай, кто где».
Предложить детям «прочитать» предложения по картинно-графическим схемам с изменением слов-действий. (Лиса лежит (стоит, сидит и т.д.) под деревом.)
5.Физкультминутка.
Проводится аналогично данной в занятии 44, но ответы детей должны включать предлог ПОД.
6.Упражнение «Кто откуда?».
Логопед достает игрушки из-под «дерева», «куста», «валежника» и т.д. и спрашивает:
-Откуда выпрыгнул заяц? (Заяц выпрыгнул из-под куста.)
И т.д.
7.Упражнение «Прочитай, кто откуда».
Предложить детям «прочитать» предложения по картинно-графическим схемам с изменением слов-действий. (Лиса выскочила (выбежала, вышла) из-под дерева.)
8.Упражнение «Подумай и скажи».
Раздать детям сюжетные картинки и попросить составить предложения со словами ПОД, ИЗ-ПОД.
9.Итог занятия.
На дом: задание 45