Тема: «Овощи. Словоизменение. Словообразование»
Цели:
1. Закрепить обобщающее понятие «овощи».
2. Учить правильно согласовывать числительные 1-5 с существительными.
3. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных в мужском, женском и среднем роде.
4. Развивать внимание, память, мышление, координацию слова и движения, физиологическое и речевое дыхание.
Оборудование: предметные картинки, карточки с цифрами, силуэтные изображения и муляжи овощей, игрушечная посуда, изображения или игрушки трех поваров и Незнайки, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Садится на место тот, кто назовет овощи ласково.
2.Игра «Помоги Незнайке».
Назвать овощи по силуэтным затемненным изображениям. Повторить обобщающее понятие.
-Пришел Незнайка в огород. Видит только тени растений, а назвать их не может. Помогите Незнайке. (Это лук. Это капуста. И т.д.)
-Назовите все одним словом.
3.Игра «Незнайкины покупки».
- В магазин привезли много разных овощей. Незнайка купил овощи и захотел их сосчитать, но забыл как.
Предложить детям сосчитать овощи, которые купил Незнайка: помидор, огурец, кабачок, тыква, луковица, картофелина, — считать с числами 1-5. (Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров. И т.д.)
4.Физкультминутка (см. занятие 19).
5.Игра «Готовим обед».
- Что можно сварить из овощей? (Поставить на наборное полотно картинку с изображением кастрюли.) (Из овощей можно сварить суп.)
- Что можно выжать из овощей? (Поставить на наборное полотно картинку с изображением стакана (соковыжималки).) (Из овощей можно выжать сок.)
- Что еще можно приготовить из овощей? (Поставить на наборное полотно картинку с изображением салатника, блендера, пирога, чтобы была видна овощная начинка.) (Из овощей можно приготовить начинку для пирогов, салат, пюре.)
- Как называется профессия людей, которые готовят еду?
- Мы будем варить суп из картофеля (положить картофелину в игрушечную кастрюлю). И у нас получится картофельный суп.
- Мы будем делать салат из картофеля (имитировать нарезку картофелины и положить картофелину в игрушечный салатник). И у нас получится ...
- Мы приготовим пюре из картофеля (имитировать приготовление пюре). И у нас получится ...
6.Упражнение «Какой? Какое?».
Друзья Незнайки повара Федя, Вася, Петя тоже приготовили обед.
- Федя сварил суп из гороха. Какой суп сварил Федя? (Федя сварил гороховый суп.)
- Вася сделал пюре из картофеля. Какое пюре сделал Вася? (Вася сделал картофельное пюре.)
- Петя нарезал огурцы для салата. Какой салат приготовил Петя? (Петя приготовил огуречный салат.)
7.Итог занятия.
На дом: задание 22.