Вторая картина

Дремучий лес, избушка на курьих ножках. Входит царевич-богатырь, спрашивает у деревьев, у птичек — не видали ли они сестриц? Посылает пташек сыскать сестриц-лебедушек, сказать им, что братец их ждет. Увидев избушку, богатырь входит в нее, замечает накрытый стол, кличет хозяев, но никто не отзывается. Садится царевич за стол, разные кушанья отведывает, но, заслышав шум, прячется.

Из лесу выходят девицы-лебедушки, грустят — нет им ни счастья, ни радости без материнской ласки и прощения. Войдя в избушку и увидев сдвинутые блюда, лебедушки догадываются, что в доме гость. Вдруг раздается грозный рев. Это трехглавый змей пожаловал в избушку и требует себе одну из сестер. Богатырь смело вступает в бой со змеем и одну за другой отсекает ему все три головы. Обрадованные царевны горячо благодарят своего спасителя. Царевич передает сестрицам материнское прощенье и наказ вернуться домой. Вместе с появившимися мамушками и нянюшками царевны славят солнце, луну и богатыря-царевича.

 

По причине отсутствия нотного материала, аналитических статей и другой подобного рода информации, говорить о музыкальном языке первых детских опер сложно. Что касается литературной основы для написания оперных либретто, то здесь можно констатировать тот факт, что в то время Россия испытывала острый недостаток в произведениях для детей. Сюжетами служили либо сказки европейских писателей (Г.Х.Андерсена, Ш.Перро, братьев Гримм), либо народные сказки и всевозможные фантастические истории, бытовавшие в устной традиции.

 

Мир детства и юности отражён в детских песнях Чайковского ("16 песен для детей" на стихи А. Н. Плещеева и других поэтов, ор. 54, 1883), Кюи ("Тринадцать музыкальных картинок" для пения, ор. 15), Аренского ("Детские песни", ор. 59), Ребикова ("Детский мир", "Школьные песни"), Гречанинова ("Ай, ду-ду", ор. 31, 1903; "Курочка-рябка", ор. 85, 1919) и другие. Б. В. Асафьева - "Золушка" (1906), "Снежная королева" (1907, инструментована в 1910); B. И. Ребикова - "Ёлка" (1900), "Сказка о Принцессе и Короле-лягушке" (1908).

 

Детские фортепианные альбомы: Чайковский, Прокофьев, Мясковский, Хачатурян,Шостакович,Кабалевский, Гречанинов,Майкапар,Свиридов,Слонимский  
В течение своей полуторовековой истории детские фортепианные альбомы заняли важное место в классической музыке. Представленные единичными образцами в девятнадцатом столетии (Шуман, Бизе, Чайковский), они получили большой резонанс в двадцатом веке. Возник даже самостоятельный жанр "Детского альбома" - как своеобразное вместилище информации о жизни ребенка во всем ее многообразии. Лучшие образцы детских фортепианных циклов создавались композиторами для конкретного, близкого и горячо любимого ребёнка. Значение этого обстоятельства для детской музыкальной литературы велико. Ведь нет лучшей музыки, чем музыка, написанная для самых близких тебе людей. Детские фортепианные альбомы - это подарок юному музыканту, только начинающему свой путь в искусстве. И одним из основных проводников, помогающих ребенку ориентироваться в мире звуков, стала программность. Формируя музыкальное мышление, композиторы с помощью музыкальных образов знакомят детей с собственными музыкальными и человеческими идеалами, со всем, что самим близко и дорого, со своими музыкальными привязанностями, а иногда и антипатиями. Тематика циклов - события, случающиеся в детской жизни, игры, природа, эмоционально-психологические состояния, портреты человеческого характера, сказки, фольклор, отражение современности. Продолжая традиции Р. Шумана, авторы в игровой форме знакомят детей с современным музыкальным языком, включают в сборники и инструктивные пьесы - полифонические, этюды итп, но даже они получают программные наименования и подзаголовки, определяющие жанр. Асафьев в статье "Русская музыка о детях и для детей" пишет: "... Детский альбом...в самом деле домашний альбом...загляните в таковые - в них и поздравления, и стихи на память, и разные записи семейных происшествий, и карандашные зарисовки с маленькими акварельками...нет ничего случайного, мозаичного и внешне превходящего". Дебюсси писал: "Детский уголок" – это своего рода хрупкое совершенство ремесла, равное изяществу мысли". Д.Б. Кабалевский: "Пишут музыку для детей многие, но очень мало кто по-настоящему знает и любит детей так, как должен их знать и любить тот, кто берётся сочинять для них". В программе русские образчики жанра: П.И.Чайковский - Детский альбом, соч.39 (1878), Майкапар - "Бирюльки", соч.28 (1900), Ляпунов - Шесть дивертисментов, соч.35 (1911), Гречанинов - Детский альбом, соч.98 (1923), Сергей Прокофьев - Детская музыка, соч.65 (1935), Н.Я.Мясковский - Пьесы для детей, op.43 (1938), Кабалевский - Тридцать детских пьес для фортепиано, соч.27 (1937-38), А.Хачатурян - Детский альбом, 1 и 2я тетрадь (1947, 1967), Свиридов - Детский альбом (1948), Д.Шостакович - Танцы кукол (1952), Сергей Слонимский - Альбом для детей и юношества (1970-74), Родион Щедрин - Тетрадь для юношества (1983).   С. Майкапар. Бирюльки. Маленькие пьесы для фортепиано. Соч. 28 С. МайкапарПодробнее:http://www.cataloxy.ru/books/17638078_-aykapar-iryulki-alenkie-pesy-dlya-fortepiano-och-28.htm  
"Бирюльки", 26 пьес для фортепиано для детей 1.В садике 2.Сиротка (671кБ) 3.Пастушок 4.Осенью 5.Вальс (890 кБ) 6.Тревожная минута (573кБ) 7.Полька (684кБ) 8.Мимолетное видение 9.Маленький командир 10.Сказочка (875 кБ) 11.Менуэт 12.Мотылек 13.Музыкальная шкатулочка (454кБ) 14.Похоронный марш (790кБ) 15.Колыбельная (1,2 мБ) 16.Песнь моряков (741кБ) 17.Легенда 18.Прелюд и фугетта (870 кБ) 19.Эхо в горах 20.Гавот 21.Весною 22.Семимильные сапоги (1,1 Мб) 23.На катке (Токаттина) (688кБ) 24.Облака плывут 25.Романс (1,2МБ) 26.Всадник в лесу (Баллада)

 

 

Самуил Моисеевич Майкапар родился 6/19 декабря 1867 г. в г. Херсоне.

Музыке начал учиться на седьмом году у итальянца Гаэтано Молла в Таганроге. В концертах начал выступать с девятилетнего возраста, а с четырнадцати лет стал пробовать свои силы в области композиции.

По окончании Таганрогской гимназии в 1885 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета и одновременно — в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1893 г.Юридический факультет университета окончил в 1891 г.

 

С 1901 по 1903 г. С. М. работает в музыкальной школе в Твери. Здесь он впервые начинает сочинять художественные произведения для детей и юношества и издает ор. 8 — Восемнадцать маленьких новеллет для фортепиано. Большой успех этих произведений как у критики, так и в широких кругах педагогов и учащейся молодежи содействовал тому, что вплоть до последних дней жизни он уделял особое внимание в своей творческой деятельности этой отрасли композиции, стараясь пополнить своими произведениями детскую музыкальную литературу.

На протяжении двадцати лет педагогической деятельности в консерватории (1910—1930 гг.) Майкапар одновременно непрерывно занимается композицией, научно-исследовательскими работами и концертирует. В этот период выходят в свет opus’ы от 16-го до 28-го, в том числе для детей и юношества — «Театр марионеток» (Дивертисмент из семи номеров), «6 колыбельных сказочек», «Соната для юношества» и «Бирюльки» (28 пьес);

 

«Бирюльки» С. Майкапара занимают особое место в фортепианном педагогическом репертуаре. Этот уникальный цикл пьес, обладающих художественной и методической ценностями, знакомит юных музыкантов со всеми 24-мя тональностями. Так, в I серии (тетради 1 и 2) представлены тональности с тремя диезами; во II серии (тетради 3 и 4) — движение от тональностей без ключевых знаков к тональностям с тремя бемолями; наконец, в III серии (тетради 5 и 6) представлены пьесы в тональностях, содержащих четыре, пять и шесть знаков. «Бирюльки» переиздавались множество раз как в России, так и за рубежом. При этом аппликатура, фразировка и педализация часто давались в искаженном виде. В настоящем издании восстановлен авторский текст, полностью идентичный чистовому автографу. Сборник адресован учащимся младших и средних классов ДМШ.

 

Александр Тихонович Гречанинов родился 13 октября 1864 г. в Калуге в семье мелкого торговца. Учился в Московской (1881-1890, у В. И. Сафонова, Аренского, С. И. Танеева) и Петербургской (1890-1893, у Н. А. Римского-Корсакова) консерваториях. Преподавал теорию музыки в музыкальной школе Гнесиных (Москва), позже руководил детским хором в школе Т. Л. Беркман. Участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете. С 1925 года жил за рубежом (с 1939 - в Нью-Йорке). Автор опер (<Добрыня Никитич>, 1903; <Сестра Беатриса>, 1912; <Женитьба> по Н. В. Гоголю, 1950), пяти симфоний, четырех струнных квартетов, музыки к драматическим спектаклям (<Снегурочка>, <Царь Федор Иоанович> и <Смерть Иоанна Грозного>). Большое место в творчестве Гречанинова занимает музыка для детей (в том числе детские оперы), а также вокальная и хоровая музыка.

Особое внимание композитор уделял обработкам народных песен различных национальностей и церковным хоровым сочинениям. <Детский альбом> Гречанинова продолжает традицию аналогичных альбомов Шумана и Чайковского. Многие пьесы из этого альбома прочно вошли в репертуар начинающих пианистов. Содержание: Маленькая сказка; В лагере; Марш; В разлуке; Верхом на лошадке; На лужайке; Недовольство; Скучный рассказ; Колыбельная; Танец; Необычное происшествие; Этюд; Мазурка; Протяжная песня; Вальс

Более всего А. Т. Гречанинов известен своими хоровыми произведениями и обработками народных песен. Немалое место среди произведений Гречанинова занимают также театральные произведения: ДЕТСКИЕ оперы «Добрыня Никитич» (поставлена в Москве, в Большом театре в 1903 году), "Ёлочкин сон" (1911), "Теремок" (1921), "Кот, Петух и Лиса" (1924);

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ — опера-былина А. Гречанинова в 3 д. (4 к.), либретто автора по русским былинам. Премьера: Москва, Большой театр, 14 (27) октября 1903 г., под управлением И. Альтани.

Композитор объединил сюжетные мотивы нескольких былин. Добрыня хочет освободить из плена у Змея Горыныча племянницу князя Владимира Забаву Путятичну. Мать Добрыни Мамелфа Тимофеевна видит страшный сон, грозящий сыну бедой, и, чтобы предотвратить ее, дарит ему волшебный камень-самоцвет. Добрыня берет зарок со своей жены Настасьи: она должна ждать его шесть лет и, если он не вернется, может снова выйти замуж, но только не за Алешу Поповича, его названого брата. Алеша, добивающийся любви Настасьи, также решает отправиться в дорогу, хотя и боится чудовища. Добрыня убивает Змея Горыныча. Любовница оборотня Марина-чародейка заманивает в свой терем и Добрыню, и появившегося вслед за ним Алешу. Колдунья творит над спящим Добрыней заклятие. Пробудившись, богатырь под действием чар влюбляется в Марину и забывает о жене. Алеша торопится в Киев, чтобы объявить себя победителем Змея. Слышен голос тоскующей в плену Забавы; загорается камень-самоцвет, подаренный Добрыне матерью, богатырь освобождается от чар. Превратившаяся в птицу Марина улетает. Добрыня освобождает пленников Змея Горыныча. Алеша Попович хвастает в Киеве своей победой над Змеем, рассказывает о мнимой смерти Добрыни и заставляет Настасью стать его женой. Появляется калика-перехожий с гуслями и поет песню о жене, изменившей мужу. Этот калика — Добрыня. Алеша убегает. Входят освобожденные Добрыней пленники. Все славят победителя.

Гречанинов стремился опереться на традицию русской эпической оперы, восходящую к "Руслану и Людмиле" Глинки, "Князю Игорю" Бородина, "Садко" Римского-Корсакова. Но природе его таланта ближе лирика. Героического начала в опере нет, и центральный герой — богатырь Добрыня оказался сравнительно бледной фигурой. На первый план выдвинулся образ Алеши Поповича, охарактеризованный лирическими средствами. Многие ситуации повторяют то, что уже было много сильнее воплощено до Гречанинова. Не говоря об обольщении Ратмира девами Наины в «Руслане», достаточно вспомнить сцену Кащеевны и Ивана-царевича в Кащее Бессмертном Римского-Корсакова. Этим объясняется короткая сценическая жизнь оперы — даже участие Шаляпина и Неждановой не могло ее продлить. На концертной эстраде в наши дни исполняется песня Алеши «Расцветали цветики».

 

«Детская Музыка» Прокофьева С.С.

«Для маленьких любителей музыки сочиняли многие, почти все композиторы, но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, столько серьезных размышлений и сердечного тепла, сколько уделял Прокофьев. Его детская музыка - не просто дар большого художника детям. Мир детей и юношества, запечатленный в музыкальных образах, - это одна из важнейших граней всего творческого облика Сергея Прокофьева, окрасившая своим светлым колоритом далеко не только те сочинения, которые были написаны им специально для детей или о детях» (Дмитрий Кабалевский).

Выдающимися художественными достоинствами обладают произведения для детей С. С. Прокофьева. Классичность приёмов соединяется в них с новизной и свежестью музыкального языка, новаторской трактовкой жанров. Фортепианные пьесы Прокофьева "Детская музыка" (частично оркестрованные автором и объединённые в сюиту "Летний день") характеризуются ясностью изложения, относительной простотой музыкального материала, прозрачностью фактуры. Одно из лучших произведений детской музыки - симфоническая сказка Прокофьева "Петя и Волк" (1936, на собственный текст), сочетающая музыку и чтение. Образностью отличаются характеристики её основных героев (Петя, Утка, Птичка, Дедушка, Волк, Охотники), знакомящие юных слушателей с оркестровыми тембрами. Популярны песенка-сценка "Болтунья" на стихи Барто (1939), сюита "Зимний костёр" - для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра (1949). Для юных исполнителей написаны 2-й фортепианный концерт Д. Д. Шостаковича, 3-й фортепианный концерт А. М. Баланчивадзе, фортепианный концерт Ю. А. Левитина. Особенности всех этих произведений - опора на песенные элементы, претворение в музыке стилистических черт детского и молодёжного музыкального обихода - маршей, барабанной дроби, звучания баяна, гитары, сочетание симфоничности и доступности музыкального языка, виртуозности и камерности.


Большинство прокофьевских сочинений для детей было написано почти в одно время-1935-39 годах. Вернувшись на родину после пятнадцатилетнего пребывания за рубежом, Прокофьев сразу окунается в кипучую атмосферу новой действительности, интенсивно развивающейся музыкальной жизни. Композитор не мог не обратить внимание на рост - количественный и качественный детской аудитории. Этот процесс, начавшийся еще в середине 1920-х годов, особенно усилился в 30-годы. Бурно развивается детская самодеятельность - создаются многочисленные хоры, оркестры, музыкальные кружки. Растет сеть музыкальных школ. Первое сочинение для детской аудитории Прокофьев создал в одном из излюбленных жанров – цикле фортепианных миниатюр. Так появился сборник из 12-ти легких пьес «Детская музыка». Работа над «Детской музыкой» поставила перед композитором задачу большой художественной сложности. Фортепианная музыка для детей имеет довольно давние и богатые традиции, и сказать новое слово в этом жанре было нелегко. Композитор очень точно почувствовал в дыхании современной жизни интонации и образы, близкие детворе. И в этом, может быть, основной секрет популярности «Детской музыки», которая словно сроднилась с восприятием детей уже несколько поколений. Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки («Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»), живые сцены детских игр («Марш », «Пятнашки»), танцевальные пьесы («Вальс», «Тарантелла»), тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания («Сказочка», «Раскаяние»). Все 12 пьес имеют четко выраженную 3-х частную форму строения, сочетающую в себе контрастность и повторность в изложении основных музыкальных мыслей, способствующую «удобству» восприятия, предназначенную для маленьких слушателей и исполнителей. Первые две пьесы цикла – «Утро» и «Прогулка» - отмечены общностью колорита, светлой постаральностью звучания. Короткие всплески аккордов (словно солнечные блики) первой пьесы сменяются мерной поступью и плавностью ласковой мелодии «Прогулки». Трогательная простая, жалобная мелодия «Сказочки» напоминает русский жалеечный наигрыш, выразительно оттененный «подголосочной» полифонической тканью пьесы. Пьеса «Тарантелла» - музыка ее крайних разделов отмечена упругостью ритма и стремительностью, присущей темпераментному итальянскому танцу, хотя в ней нет ни одной подлинной итальянской мелодии. Тем не менее композитор с удивительной художественной тонкостью воссоздает неповторимо своеобразный национальный колорит музыки. Яркий контраст привносит в музыку этой пьесы очаровательная мелодия среднего эпизода, полная мягкого юмора и улыбки. В пятой пьесе «Раскаяние» - преобладает психологизм музыкального повествования, глубокое раскрытие внутреннего мира ребенка. Напевная мелодия этой миниатюры не лишена выразительной декламационности. Чудесный светлый «Вальс», завораживает пластичностью мелодической линии. Вторая тема вальса напоминает балетное соло, музыка которого изящна, капризна и построена как диалог. Следующие пьесы - «Шествие кузнечиков», «Дождь и радуга» и «Пятнашки»- образуют своеобразную маленькую триаду внутри «Детской музыки». В «Шествии кузнечиков», миниатюрном скерцо с чертами маршевости, преобладают энергичные фанфарные интонации. «Дождь и радуга» воспринимается как маленькое интермеццо, являющее собой интересный пример колористической звукозаписи Прокофьева. Напевная, широкая мелодия, действительно ассоциируется с радугой. «Пятнашки» по характеру музыки и мелодическому рисунку перекликаются с «Тарантеллой». Однако музыка «Пятнашек» еще более полётна, в ней много озорства, юмора, неожиданных мелодических поворотов и акцентов - «уколов» (в этом смысле «Пятнашки» перекликаются и с «Шествием кузнечиков»). Мировая и русская классическая музыка насчитывает немало кукольно-игрушечных маршей (достаточно вспомнить марш из балета «Щелкунчик» Чайковского). Развивая эти традиции, Прокофьев разумеется, не утрачивает неповторимые качества собственного стиля. К тому же «Кукольность» не является здесь доминирующей характерностью музыки. В «Марше» остроумно сочетаются некоторая «игрушечность» колорита (особенно в среднем разделе) с тонко притворными интонациями удалой солдатской песни. Завершают цикл две светлые напевные миниатюры. «Вечер» напоминает маленький поэтический ноктюрн, отличающийся акварельной нежностью музыкальных красок. Пьеса - «Ходит месяц над лугами» - по чистоте мелодического рисунка и спокойной плавной ритмике близка к русским хороводным песням, написанной на собственную тему. «Я жил тогда в Поленове в отдельной избушке с балконом на Оку, и по вечерам любовался, как месяц гулял по полям и лугам» - писал Прокофьев. Рассматривая сюиту в целом, можно заметить одну интересную закономерность этого цикла. Многие его пьесы перекликаются по своему образному содержанию. «Детскую музыку» можно рассматривать как музыкальные картинки ребячьего дня- с утра и до вечера. В концертном и педагогическом репертуаре «Детская музыка» утвердилась не сразу. В значительной мере причиной этому явился консерватизм многих педагогов, которых отпугивала непривычность интонаций, новизна гармоний Прокофьева. Другие были недовольны нарушением норм «педагогического пианизма», точнее – устоявшихся представлений о нем. Новизна мелодического и гармонического языка в сборнике «Детская музыка» по своей природе словно «синхронна» непосредственности и свежести детского восприятия мира. Необратимо смещаются со временем и понятия о пианистической «удобности» музыки. Теперь исполняют сюиту не только «вундеркинды», но и обыкновенные девчонки и мальчишки, музыка которой несет им радость восприятия и собственного, исполнительского воссоздания замечательной музыки. Пять лет спустя, композитор инструментовал для симфонического оркестра семь из 12-ти пьес, входящих в «Детскую музыку». Оркестровый вариант получил новое название «Летний день». «Детская музыка» Прокофьева – один из самых блистательных примеров идеального соответствия образности высокохудожественного произведения его исполнительскому и слушательскому адресу. Образность музыки Прокофьева даёт богатую пищу для детского воображения. Конечно, педагог не должен навязывать ученику какого-либо однозначного «программного соответствия», снижая полет детской фантазии – ведь настоящая музыка вызывает и у слушателя, и у исполнителей различный душевный отклик, индивидуальные образные ассоциации – в этом её непреходящее значение. С точки зрения развития прокофьевской образности, ребенку очень полезно также послушать (на концерте или в записи) оркестровый вариант нескольких пьес из «Детской музыки» (сюиту «Летний день», посмотреть детскую хореографическую постановку на эту музыку). Не менее ценным может и должно явиться слушательское ознакомление с целым рядом произведений Прокофьева – балетом «Золушка», симфонической сказкой «Петя и волк», многими фортепианными пьесами и др. сочинениями. «Детская музыка», как и все произведения Прокофьева для детей, является ярким художественным отображением неповторимого мира детства. В свою очередь этот цикл пьес вводит маленьких исполнителей и слушателей в удивительный мир новых образов. Художественная задача педагога – быть «добрым волшебником», помочь ребенку смело войти в этот светлый, чудесный мир музыки Сергея Прокофьева.