Инвенция 15 h-moll (BWV786)

 

Первая дошедшая до нас запись 15 двухголосных инвенций содержится в клавирной книжечке, которая предназначалась для обучения старшего сына И. С. Баха – Вильгельма Фридемана. Эта тетрадь была начата 22 января 1722 года. Она содержала пьесы различной формы и различной степени трудности. Инвенции носили здесь ещё иное название – Преамбулы, были расположены в другом порядке и отличались от распространённой сейчас версии инвенций также целым рядом деталей нотного текста.

Окончательный вариант инвенций (вместе с трёхголосными симфониями) И. С. Бах записал в 1723 году. В ту эпоху педагогические сочинения почти никогда не печатались, а распространялись посредством переписки. Данный экземпляр, по-видимому, должен был служить в качестве оригинала для последующего копирования учениками – об этом свидетельствует аккуратность, тщательность, с которой он был написан (существует довольно распространённое факсимильное издание, выпущенное издательством Петерс в Лейпциге, дающее полное представление об этой рукописи). На титульном листе Бах поместил пространный заголовок: «Откровенное наставление, показывающее любителям клавира правильный способ научиться играть чисто с двумя голосами, а также составлять хорошие инвенции и искусно развивать их, но более всего добиваться певучести и приобрести вкус к самостоятельной композиции».

В заголовке можно усмотреть три главные задачи, которые Бах связывал с изучением этих пьес. Перечислим эти задачи от более обобщённой – к частной:

1) обучение игре и одновременно начаткам композиции;

2) привитие навыков полифонической игры;

3) стремление выработать певучую, кантабильную манеру игры на инструменте.

 

Двухголосие наиболее широко было представлено в простеньких пьесах из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Но там мы встречаемся с элементарным типом изложения. Достижение самостоятельности голосоведения облегчалось для ученика контрастом голосов как в отношении выполняемой им функции (мелодия и сопровождающий бас), так и просто по высоте, что позволяло ясно их слышать.

Иоганн Себастьян Бах на закате XVII века стал одним из первых композиторов, чья музыка легла в основу известной нам классики наряду с Моцартом и Бетховеном. Создавая свои шедевры, Бах творил и серьезные, многогранные произведения, наполненные глубоким смыслом, и легкие этюды, предназначенные для обучения игре на различных инструментах.

Как детский композитор Иоганн Себастьян Бахнаходил лаконичное и яркое сочетание смысла и легкого звука, способного понять душу ребенка, раскрыть в музыке такое, чего взрослые просто не увидят. Вероятно, как детский композитор Иоганн Себастьян Бах решил себя проявить после того, как у него появились собственные дети. Музыкант был дважды женат, первый брак трагически прервался, второй же, с Анной Магдалиной Вилькен, дочерью музыканта и талантливой исполнительницей, стал настоящим счастьем.

У Баха было много детей, не все они, правда, сумели достигнуть зрелого возраста, но таков был век. Не чая души в своих отпрысках, Иоганн Себастьян начал создавать музыку специально для них, такую, которая могла помочь развиться музыкальному слуху и способности понимать истинное значение красоты звука в жизни человека.

И в этом отношении композитор был успешен – шестеро его детей стали знаменитыми музыкантами, даже сумевшими на время затмить славу отца.

Эта тетрадь, призванная помочь супруге Баха, тоже обладавшей музыкальным талантом, содержала набор композиций, построенных просто и гениально. От самых легких до весьма серьезных вещей. «Нотная тетрадь» позволяла Анне Магдалине, а также их с Бахом детям, постигать секреты музыки, совершенствоваться и открывать новые грани своего таланта.

Неудивительно, что с таким надежным «путеводителем» все дети Баха стали гениальными музыкантами. Также неудивительно, что до сих пор «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» используется во всех музыкальных школах, от Японии до Аргентины, в качестве незаменимого пособия для обучения детей. Так стремление Баха дать своим детям качественное образование в любимой области дало миру один из величайших учебников музыки.

Самым знаменитым детским произведением Баха является сюита «Шутка», для флейты и струнных. Это произведение будто воплощает все то, что хотел принести композитор детям. Легкое, нежное, переливчатое звучание флейты, торжественный серебристый звон струнных инструментов, мелодия воздушная, скрывающая за своим звучанием урок красоты и вызывающая к жизни сказочные образы, доступные в полной мере только детскому, незамутненному воображению.

В то же время музыка Баха заимствовала многие духовные основы из церковной музыки, задачи которой, в свою очередь, во многом были воспитательными. Бах взял лучшие смысловые оттенки, присущие органным концертам и хорам больших соборов, в которых ему доводилось работать, и создал свои произведения.

Такие произведения маэстро, как «Соната для флейты и клавесина» или «Прелюдия для лютни», содержат уже несколько иной смысловой оттенок, полезный для детей. Эти мягкие, четкие, запоминающиеся, но не слишком простые мелодии, медленные и грациозные, заставляют задуматься, ненадолго остановиться и постараться понять, что есть в музыке такого удивительного, без чего жизнь, если упустить, никогда не будет полной. Эти мелодии сохраняют некую церковную строгость и поучительность.

 

Большой интерес представляют «Альбом для юношества», Р. Шумана написанный и изданный в 1848 году, по сей день служит непревзойденным образцом педагогического репертуара и далеко выходит за рамки инструктивной музыки для детей. В этом сочинении Шуман счастливо сочетал высокую художественность со строгим, точным и целесообразным отбором музыкально-выразительных средств, продолжая тем самым традиции И. С. Баха.
История создания «Альбома для юношества» тесно связана с личным, отцовским музыкально-воспитательным опытом Шумана. Сочинения для детей — первым из них и стал Альбом — появляются в творчестве композитора с конца 1840-х годов, то есть именно с того времени, когда начали обучаться музыке его собственные подрастающие дети. К 1 сентября 1848 года, дню рождения старшей дочери Марии, которой исполнялось семь лет, и была создана небольшая тетрадь фортепианных пьес, ставшая прообразом «Альбома для юношества». Эта рукопись, обнаруженная в 1954 году Дагмарой Вайзе, датирована 30 и 31 августа 1848 года. Она содержит восемь пьес Шумана — шесть включенных позднее в Альбом для юношества (см. № 2–7 наст. изд.) и две в него не вошедших (см. № 3, 11 Приложения 1 наст. изд.), а также ряд сочинений и транскрипций других композиторов. Уже 31 августа 1848 года в дневнике Шумана появляется пометка: «Идея детского альбома», свидетельствующая о том, что новый замысел, едва возникнув, перерос свои прикладные, внутрисемейные рамки. Это подтверждается и сделанной 1 сентября дневниковой записью жены композитора Клары Шуман: «Пьесы, которые дети обычно разучивают на уроках фортепиано, так плохи, что Роберту пришла мысль сочинить и издать тетрадь пьесок (вроде альбома) исключительно для детей. Несколько прелестных пьесок он уже написал».
За три следующие недели Шуман полностью завершил черновую рукопись Альбома (Книгу эскизов), начало которой положили пьески для Марии. Наряду с набросками, отрывочными музыкальными темами и составившими будущий 68-й опус пьесами здесь содержались пьески и достаточно развитые фрагменты, изъятые автором из сборника при дальнейшей его доработке и впервые изданные уже в ХХ веке (см. Приложение 1 к наст. изд. — № 1, 2, 4–6, 8, 9). Помимо нотного материала черновая рукопись включала в себя наставления юным музыкантам, в краткой афористической форме раскрывающие художественно-воспитательное кредо Шумана. Вероятно, поначалу он планировал разместить их между отдельными пьесами Альбома. Идея эта осуществлена не была. Впервые афоризмы, число которых увеличилось с 31 до 68, были опубликованы в лейпцигской Новой музыкальной газете (Neue Zeitschrift fьr Musik, специальное приложение к № 36 от 3.V.1850) под заглавием «Домашние и жизненные правила для музыкантов», а затем перепечатаны в приложении ко второму изданию Альбома (см. Приложение II к наст. изд.).
27 сентября 1848 года законченная накануне чистовая рукопись (Автограф) была отправлена в издательство. Причем несколько пьес Шуман вычеркнул, по-видимому, в самый последний момент (см. № 1, 2, 6–8 Приложения I к наст. изд.). Уже в ходе подготовки сборника к печати Шуман отказался и от предполагавшегося ранее общего его названия — «Рождественский альбом». Первое издание сочинения, выпущенное в свет в середине декабря 1848 года гамбургским издательством Schuberth & Comp., было озаглавлено «40 фортепианных пьес для юношества Роберта Шумана ор.68» («40 Clavierstьcke fьr die Jugend von Robert Schumann»). Заголовок же «Альбом для юношества» был предпослан третьему, расширенному изданию, объединившему ор.68 и Три фортепианные сонаты для юношества ор.118 (см. илл. на с. 6 наст. изд.) и, вероятнее всего, принадлежал издателю.
Настоящее издание подготовлено на основе изучения упомянутых выше источников, важнейшим из которых следует считать 1-е, откорректированное автором издание Альбома для юношества, находящееся в собрании Дома-музея Шумана в Цвиккау.
В сравнении с Автографом оно содержит ряд изменений, сделанных композитором при просмотре двух корректур, и в случае разночтений является приоритетным. Незначительные и малочисленные поправки, внесенные Шуманом во 2-е и 3-е издания (они печатались по доскам первого), в тексте настоящего издания учтены и специально не оговариваются. Ранние варианты отдельных фрагментов пьес и их названий, позволяющие проследить процесс формирования музыкального замысла и нахождения адекватного ему литературного эквивалента, приведены в Примечаниях. Редактором настоящего издания по возможности сохранены особенности авторской записи (распределение рук, цезуры, лиги, знаки альтерации, динамические обозначения, педализация) и восстановлена авторская нумерация пьес. Проставленная в издании аппликатура принадлежит Шуману. Оригинальные немецкие названия пьес и исполнительские ремарки воспроизводятся в авторском написании, а их переводы на русский язык в ряде случаев уточнены. Кроме того, в издании отмечены наиболее интересные и существенные отклонения от оригинальной версии и дополнения к ней, имеющиеся в редакции Клары Шуман : в тексте они обозначены пунктиром (кроме Приложения I) или заключены в круглые скобки и частично оговорены в Примечаниях. Все указания, заключенные в квадратные скобки, а также обозначенные пунктиром в Приложении I, принадлежат редактору настоящего издания.
Редактор приносит глубокую благодарность сотрудникам Генерального консульства федеративной республики Германии А. М. Рязановой и М. Гюнтеру, музыковеду А. Г. Петропавлову, научному сотруднику Российской национальной публичной библиотеки Санкт-Петербурга И. Т. Глебовой и руководителю Исследовательского центра Роберта Шумана в Дюссельдорфе д-ру Б. Аппелю за неоценимую помощь в подготовке настоящего издания.


Tреклист:
01 Melodie / Мелодия
02 Soldatenmarsch / Марш солдатиков
03 Trällerliedchen / Песенка
04 Ein Choral («Freue dich, o meine Seele») / Хорал
05 Stückchen / Пьеска
06 Armes Waisenkind / Бедный сиротка
07 Jägerliedchen / Охотничья песенка
08 Wilder Heiter / Смелый наездник
09 Volksliedchen / Народная песенка
10 Fröhlicher Landmann, von der Arbeit zurückkehrend / Веселый крестьянин, возвращающийся с работы
11 Sicilianisch / Сицилийская песенка
12 Knecht Ruprecht / Дед Мороз
13 Mai, lieber Mai / Май, милый май
14 Kleine Studie / Маленький этюд
15 Frühlingsgesang / Весенняя песня
16 Erster Verlust / Первая утрата
17 Kleiner Morgenwanderer / Маленький утренний путешественник
18 Schnitterliedchen / Песенка жнецов
19 Kleine Romanze / Маленький романс
20 Ländliches Lied / Деревенская песня
21 Blank
22 Rundgesang / Хороводная песня
23 Reiterstück / Всадник
24 Ernteliedchen / Песенка жнецов
25 Nachklänge aus dem Theater / Отзвуки театра
26 Blank
27 Kanonisches Liedchen / Песня в канонической форме
28 Erinnerung / Воспоминание
29 Fremder Mann / Незнакомец
30 Blank
31 Kriegslied / Военная песня
32 Shecherazada / Шехеразада
33 Weinlesezeit — fröhliche Zeit / Время сбора винограда — веселое время
34 Thema / Тема
35 Mignon / Миньона
36 Lied italienischer Marinari / Песня итальянских моряков
37 Matrosenlied / Песня матросов
38 Winterszeit I / Зима I
39 Winterszeit II
40 Kleine Fuge / Маленькая фуга
41 Nordisches Lied / Северная песня
42 Figurierter Choral / Фигурированный хорал
43 Sylvesterlied / Новогодняя песня

 

Не обошли вниманием детские музыкальные произведения и классические композиторы Л. Бетховен, И. С. Бах, В. А. Моцарт. Соната для фортепиано № 11 (Турецкий марш) последнего популярна среди детей всех возрастов, начиная с грудничков и заканчивая подростками.

Следует отметить и «Детскую симфонию» Й. Гайдна с её игрушечными инструментами трещотками, свистульками, детскими трубами и барабанами.

Гайдном написано 104 симфонии, первая из которых была создана в 1759 году для капеллы графа Морцина, а последняя – в 1795 году в связи с лондонскими гастролями.

Жанр симфонии в творчестве Гайдна эволюционировал от образцов, близких бытовой и камерной музыке, к «Парижским» и «Лондонским» симфониям, в которых утвердились классические закономерности жанра, характерные типы тематизма и приемы развития.

Богатый и сложный мир гайдновских симфоний обладает замечательными качествами открытости, общительности, направленности на слушателя. Основной источник их музыкального языка – жанрово-бытовые, песенные и танцевальные интонации, иногда непосредственно заимствованные из фольклорных источников. Включенные в сложный процесс симфоническогоразвития, они обнаруживают новые образные, динамические возможности.

24 марта в 11:00 в Малом концертном зале Красноярский камерный оркестр под управлением Петра Казимира исполнит оригинальное шуточное произведение — "Детскую симфонию" Й. Гайдна.
До сих пор остается тайной история написания этого сочинения, которое иногда называют еще "Симфонией игрушек". Часть исследователей считают автором не Йозефа Гайдна, а Леопольда Моцарта, отца великого Вольфганга Аамадея. Также существует мнение, что ее автор — австрийский монах-бенедиктинец Эдмунд Ангерер. Кроме струнного оркестра в симфонии используются детские игрушечные инструменты — кукушка, барабан, трещотка, труба, треугольник.

 

Вольфганг Амадей Моцарт – одна из самых ярких фигур музыки и мировой истории. По значению вклада, сделанного в свою область, и уровню таланта композитора можно вольно сравнить с Эйнштейном, Наполеоном, да Винчи. Наряду с другими проявлениями гениальности Моцарта известна и проверена веками его удивительная способность быть близким детям.

Как детский композитор Вольфганг Амадей Моцарт создал огромное количество произведений для ребят самых разных возрастов – колыбельные для самых маленьких, оперы, вдохновляющие подростков, симфонии и сонаты, помогающие учиться

Считается, что музыка Моцарта так продуктивно влияет на детей не только потому, что его ритмы и грани перехода громкости музыкальных волн находятся в тонком созвучии с тридцатисекундными циклами нервной деятельности человеческого организма.

Есть более важный аспект – Вольфганг Амадей остается всегда юным композитором, свое первое произведение он написал в четыре года, и оно было неподвластно лучшим виртуозам клавесина того времени, а к четырнадцати годам композитор уже был известен и крайне востребован как автор инструментальной и оперной музыки.

Детскими произведениями Моцарта считаются оперы «Митридат царь понтийский», «Идоменей царь критский», «Похищения из сераля» – эти произведения написаны композитором в юности, он вложил в них немалую долю своего простого и совершенного, теплого, воздушного звучания, приятного и близкого юному уху.

Кроме того, среди полезных для детей произведений Моцарта есть волшебная «Симфония №40», рондо, серенады, фантазии, песни. Многие гениальные пианисты одними из первых начинали играть простые произведения Моцарта, как уже известно, благотворно влияющие на творческие способности.

История создания этой столь знаменитой музыки точно неизвестна. Она была закончена 10 августа 1787 года и является одной из самых узнаваемых произведений, сочиненных Вольфгангом Амадеем Моцартом. Издана «Маленькая ночная серенада» была уже после смерти композитора. Есть предположение, что Моцарт сочинил Серенаду № 13 соль-мажор (Eine kleine Nachtmusik)по заказу. Согласно запискам Моцарта, первоначально в ней было 5 частей, но, по неизвестным причинам, один из 2х менуэтов и трио утеряны.

На данный момент нет музыкальной школы, где в программе не было бы ряда простых и сложных произведений Вольфганга Амадея, по праву признанного величайшим композитором.

 

СЕН-САНС «Карнавал животных» (фр. Le carnaval des animaux) — сюита («зоологическая фантазия») для камерного ансамбля французского композитора Камиля Сен-Санса. «Карнавал животных» был написан Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта, который виолончелист Шарль Лебук должен был дать на праздник Жирного вторника.
Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Все известные исполнения «Карнавала животных», состоявшиеся до 1921 (года кончины Сен-Санса), проходили в частных собраниях.
Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять ― пьеса «Лебедь» для виолончели и фортепиано. Ещё при жизни композитора она прочно вошла в репертуар виолончелистов.

После смерти Сен-Санса партитура «Карнавала» была издана и впервые исполнена в публичном концерте 25 февраля 1922.Музыка получила большую известность и часто исполняется в концертах. Нередко «Карнавал животных» преподносится как музыка для детей и сочетается с поэтическими или прозаическими текстами, написанными специально для исполнения.

 

КАМИЛЬСЕН-САНС(1875-1821)
Карнавал животных

ДИСК 62:

Карнавал животных

1 Интродукция и королевский марш, львов

2.Куры и петухи

3.Куланы

4.Черепахи

5.Слон

б.Кенгуру

7.Аквариум

8. «Персонаж с длинными ушами»,

9. «Кукушка в глубине леса»,

10.Птичник

11.Пианисты

12.Ископаемые

13.Лебедь

14.Финал

 

 

Большой интерес вызывает произведение М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» — яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы-«картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход Мусоргского («моя физиономия в интермедах видна») по галерее и переход от картины к картине. Такие тематика и построение цикла являются уникальными в классической музыкальной литературе.

В 1868 году Гартман вернулся из почти четырёхлетнего путешествия по Европе, куда ездил для совершенствования своего мастерства как стипендиат («пенсионер»)Императорской Академии художеств. По возвращении в Россию, за работу по оформлению Всероссийской мануфактурной выставки в Петербурге в 1870 году он получил звание академика.

В. В. Стасов, портрет кисти И. Е. Репина (1873)

Стремление Гартмана вводить в проекты русские народные мотивы было близко участникам «Могучей кучки», в частности В. В. Стасову, который пропагандировал идеи Гартмана в печати и знакомил его с друзьями. В конце 1870 года, в доме Стасова, Мусоргский впервые увиделся с 36-летним художником. Гартман обладал живостью характера и лёгкостью в дружеском общении, и между ним и Мусоргским установились тёплая дружба и взаимное уважение. Поэтому, скоропостижная смерть Гартмана летом 1873 года в возрасте 39 лет потрясла Мусоргского до глубины души. Он писал Стасову 2 августа того же года:

В феврале-марте 1874 года в Императорской академии художеств по инициативе Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий

Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Выставленные работы продавались, поэтому, на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть из них.

Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки, и уже весной 1874 года некоторые «картинки» импровизировались автором[3]. Но окончательно замысел целого, как цикла фортепианных пьес, сложился летом, и Мусоргский, оторвавшись от написания вокальной музыки («Без солнца»), принялся за новое сочинение. Все «Картинки» были написаны на творческом подъёме всего за три недели с 2 по 22 июня 1874 года.

 

«Шульверк» Карла Орфа