Задание 2. Тема: СССР в середине 40-х-начале 50-х годов

Основной задачей при выполнении этого задания будет формирование широкого представления о преодолении трудностей послевоенной жизни, восстановление разрушенного войной народного хозяйства, о жизни и быте советских людей и т.п. С другой стороны следует учитывать трудности в сельском хозяйстве, представлять их причины. Кроме того, надлежит рассмотреть общественную жизнь страны со всеми ее противоречиями в этот период.

Ответьте на вопросы:

1. Как происходило восстановление и развитие народного хозяйства в промышленности и в сельском хозяйстве? Подтвердите свой ответ конкретными примерами.

2. В чем заключалось деформирующее воздействие административно-командной системы и культа личности И.В.Сталина на развитие советского общества: в области экономики, в области законности и правопорядка, в области науки, литературы и искусства? Приведите факты и примеры.

3. Почему после смерти И.В. Сталина в 1953 г. партийная верхушка страны отказалась от принципа коллективного руководства? К каким последствиям это привело?

 

Задание 3. Тема: Советское общество середины 50-х – середины 60-х гг.

Это время называют периодом «хрущевской оттепели». Почему? Жизнь страны в это время проходит под знаком XX съезда КПСС. Однако, исторический доклад Хрущева Н.С. о культе личности не предполагался, съезд никакого решения по данному докладу не принимал. Тем не менее, уже сама постановка вопроса имела огромное историческое значение наряду с другими решениями съезда. В чем оно состояло?

Ответьте на вопросы:

1. В чем заключались основные черты общественно-политической жизни страны с середины 50-х до середины 60-х годов? Как вы понимаете термин «десталинизация»? Почему процесс реабилитации жертв сталинских репрессий не был доведен до конца?

2. Каковы на ваш взгляд, положительные и отрицательные черты в руководстве страной во времена Н.С. Хрущева? Можно ли говорить о культе его личности? Дайте оценку деятельности Н.С Хрущева в целом, заполнив следующую таблицу:

Заслуги и достижения Ошибки и просчеты

3. Как развивались экономика (промышленность и сельское хозяйство) и социальная сфера страны? Почему к середине 60-х годов наступило значительное замедление темпов экономического развития? Приведите конкретные примеры.

4. На каком основании можно говорить об «оттепели» в духовной и культурной жизни страны? Какие прорывы удалось совершить в советской науке, технике, культуре в этот период? В чем значение и противоречивость этих процессов? Подтвердите свое мнение примерами.