Бюджетный дефицит, государственный долг, стабилизационная политика.
Государственный бюджет очень редко бывает полностью сбалансирован, как правило, существует дефицит государственного бюджета, или его профицит. Дефицит государственного бюджета либо покрывается за счет эмиссии денег, либо за счет роста государственного долга.
Государственный же долг с одной стороны является источником постоянного дефицита бюджета, поскольку государство вынуждено ежегодно платить проценты по этому долгу, а с другой – является тормозом развития экономики, поскольку значительную долю имущества потребителей составляют государственные долговые бумаги, которые могли бы быть заменены реальными активами; к тому же спрос государства на финансовом рынке повышает процентную ставку.
Важно заметить, что в период экономического спада дефицит государственного бюджета как правило возрастает, поскольку при фиксированных обязательствах государства его налоговые доходы сокращаются. Поэтому одной из причин, порождающих стабилизационную политику государства, является увеличение бюджетного дефицита. А необходимость сохранения стабильности государственных финансов часто заставляет правительство сворачивать стабилизационную политику.
Заимствования правительства увеличивают национальный долг, который правительство стремится контролировать, и если не уменьшать в номинальном выражении, то хотя бы уменьшить отношение государственного долга и ВВП. А для уменьшения доли долга в ВВП, которая равна B/y, необходимо, чтобы :
Из этих неравенств следует, что при равенстве налогов и государственных расходов доля долга в ВВП будет сокращаться, только если темп роста экономики превосходит реальную процентную ставку. Если экономика растет медленнее, то для сокращения доли долга в ВВП необходим первичный профицит бюджета.