Краткая теория

Лабораторная работа № 2

Промышленная графика. Фирменный стиль.

Информационные знаки

Краткая теория

Промышленная графикавид графического дизайна в сфере производства и сбыта промышленной продукции и в сфере управления производством. Промышленная графика тесно связана с торгово-промышленной рекламой и часто является ее составной частью.

В сфере производства и сбыта промышленной продукции - торговые знаки, ярлыки, издательские марки, рекламные издания, каталоги, буклеты, проспекты и т. д.

В сфере управления производством - деловые бумаги, фирменные бланки, конверты и т. д.

Промышленная графика решает комплексные задачи проектирования сложных структур, таких как выработка единых систем знаков, создание фирменных стилей, образа целых отраслей промышленности, создание визуальных комплексов для крупных мероприятий, выставок и т. д.

Фирменный стиль – термин, обычно обозначающий систему визуально-коммуникационных средств, спроектиро­ванную в целях создания определенного постоянного зритель­ного образа.

Он включает в себя основные элементы: знак, логотип, цвет, шрифт. А также все многообразие визуальной информации: от документации, упаковки, сувениров, рекламы до элементов визуальной коммуникации, графики на одежде, транспортных средствах, зданиях и пр.

Основные составляющие элементы фирменного стиля.

 

 

Товарные знаки – это зарегистрированные в установ­ленном порядке обозначения, служащие для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предпри­ятий. Другие используемые названия: знак обслуживания, тор­говая марка, фирменный знак, англ. "trade mark".

Товарный знак является центральным элементом фирменного стиля. Это очень важный элемент "лица" компании, его обязательная часть. На качестве его разработки и исполнения лежит боль­шая ответственность, связанная с товарным видом продукции или услуги, оказываемой предприятием. Поэтому он должен быть оригинален, лаконичен, запоминаем и технологичен.

В нашей стране разработкой товарных знаков начали занимать­ся с начала 60-х годов. Сразу выделилось четыре вида товар­ных знаков: изобразительные; словесные; объемные; комбинированные. Существует пятый вид товарного знака – звуковой, но он больше характерен для радиостанций и телекомпаний.

Изобразительные товарные знаки могут представлять собой:

конкретные изображения, например, животных, птиц, людей, неодушевленных предметов;

символы, например, круг – символ солнца, треугольник – горы и т. д.;

абстрактные изображения, например линии, фигуры;

композиции орнаментального характера;

шрифтовые единицы и цифры в художественной индивидуальной трансформации;

различные композиции перечисленных элементов.

Словесные товарные знаки (логотипы) представляют собой слова или сочетания букв, имеющие словесный характер. Словесные знаки имеют перед другими видами товарных знаков преимущества, которые вытекают из главной отличи­тельной особенности последних – наличия фонетического ас­пекта. Словесные знаки, как правило, имеют большую разли­чительную силу и лучше запоминаются и воспроизводятся, чем изобразительные. Такой знак проще связывать с фирменным наименованием предприятия, создавать серии товарных знаков для одного предприятия, он более удобен для рекламы.

Слова, послужившие основой для знака, могут как существовать в языке, так и быть вымышленными; поэтому словесные товарные знаки могут быть разделены на две основные группы: знаки в виде слов естественного языка и знаки в виде слов, образованных искусственно, сочетание букв в которых не имеет семантической основы в языке, например, «Кodak», «Sony» и т. д.

 

Объемные товарные знаки представляют собой изобра­жения в трех измерениях. Предметом объемного знака может быть или оригинальная форма изделия или его упаковка (ори­гинальная форма бутылки, флакона, коробки). Объемным товарным знаком признается такая форма из­делия, которая не определяется исключительно его функцио­нальным назначением и позволяет выделить изделия конкрет­ного изготовителя из ряда однородных товаров.

Комбинированные товарные знаки.

 

 

Значительную часть промышленной графики занимает информационный дизайн. Информационный дизайн изучает способы организации визуальной информации, позволяет создавать информационные системы визуальной коммуникации в пространственной среде. Основополагающая задача информационного дизайна - донести до понимания наибольший объем информации за наименьшее время.

Информационный дизайн включает информационные знаки, печатные издания, плакаты, знаки безопасности, указатели, пиктограммы, рекламу - все изобразительные ре­шения, тиражируемые типографским или другим техническим способом, вплоть до телезаставок.

Информационные знаки - условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Информационным знакам свойственны краткость, выразительность и быстрая узнаваемость.

Вот эти четыре фигурки были самыми первыми официальными дорожными знаками. В 1909 году в Париже была принята конвенция, определившая их. Позже, конвенция была ратифицирована большинством Европейских стран. Ею были введены четыре дорожных знака: "Неровная дорога", "Извилистая дорога", "Пересечение с железной дорогой", "Перекресток" и которые было принято устанавливать за 250 м до опасного участка под прямым углом к направлению движения.

Классификация информационных знаков:

1. Товарные знаки (ТЗ) и знаки обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг других юридических лиц. Товарный знак может быть зарегистрирован. В этом случае выдается свидетельство на право пользования товарным знаком в течении 10 лет.

2. Знаки наименования мест происхождения товара - название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта.

3. Штриховое кодирование. Штриховой код – знак, предназначенный для автоматизированных идентификаций и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

4. Знаки соответствия или качества. Знак соответствия – защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации. Он указывает, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

5. Размерные знаки. Размерные информационные знаки – предназначены для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественную характеристику товара.

6. Компонентные знаки. Компонентные знаки – знаки, предназначенные для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или несвойственных) товару.

К наиболее часто встречающимся на импортных това­рах информационным знакам относятся компонентные зна­ки, обозначаемые буквой «Е» и трех- или четырехзначным цифровым кодом. Е - компонентные знаки используются как альтернатив­ное обозначение химического названия пищевых добавок, названия которых очень сложны.

7. Манипуляционные знаки. Манипуляционные знаки – указывают на способы обращения с грузом. Манипуляционные знаки наносят на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары.

8. Эксплуатационные знаки. Эксплуатационные знаки – предназначены для информации потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки потребительских товаров. Эксплуатационные знаки наносят на этикетки, ярлыки, бирки, контрольные ленты, упаковку или непосредственно на товар.

9. Экологические знаки. Экологическая маркировка предназначена для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации.