Различные формы издержек фирмы, их сущность и особенности, валовой доход и прибыль фирмы.

 

Проблема издержек производства занимает одно из центральных мест в рыночной экономике. Потому, что от величины издержек производства зависит конкурентоспособность предприятия на рынке.

Имея ясное представление об издержках производства можно всегда определить методы и способы с помощью которых их можно сократить, тем самым добиться наибольшей отдачи от тех ресурсов которые используются и следовательно добиться большей эффективности производства.

Именно уровень издержек оказывает определяющее влияние на размер прибыли предприятия, на возможность его расширения, а так же на то останется ли предприятие на данном рынке, или оно вынуждено будет покинуть его, если издержки превышают прибыль.

В современных западных теориях уделяется особое внимание взаимосвязи между объемами производства и издержками. Для этого используется концепция предельных издержек, которая имеет значительное сходство с теорией предельной полезности.

Издержки производства представляют собой все расходы на производство определенного объема продукции. Издержки производства – это то во что обходится производство данного товара предпринимателю.

Оплата приобретенных предпринимателем факторов производства. Использование их должно обеспечить денежную выручку от изготовленной и реализованной продукции в таком размере, что бы она покрывала произведенные затраты и дала определенный излишек, т.е. прибыль. В конечном итоге именно прибыль является движущим мотивом, который определяет смысл предпринимательской деятельности. А достижение этой цели в значительной степени зависит от величины произведенных затрат. Издержки производства оказывают большое влияние на конкурентоспособность предпринимателя на рынке. При анализе предпринимательской деятельности используется очень много видов издержек производства.

В самом общем виде выделяют: валовые издержки, постоянные издержки и переменные издержки.

Постоянные издержки – это такие затраты предпринимателя, которые он должен нести в любом случае и которые не зависят от объема выпускаемой продукции.

Постоянные издержки будут даже при нулевом объеме выпускаемой продукции.

Элементы из которых складываются постоянные издержки:

Арендная плата за помещение.

Амортизационные отчисления.

Административные и управленческие расходы.

Стоимость и содержание оборудования.

Стоимость освещения и отопления производственных помещений.

Охрана производственных помещений.

Выплаты процентов по кредиту.

Переменные издержки – это такие затраты, которые напрямую зависят от объема производимой продукции и применение которых непосредственно будет сказываться на производимом объеме продукции.

Элементы из которых складываются переменные издержки:

Покупка сырья, полуфабрикатов, материалов и заработная плата производственных рабочих.

Переменными издержки называют по двум причинам:

Стоимость самих ресурсов может изменяться в зависимости от рыночной конъюнктуры.

Изменяются в зависимости от жизненного цикла товара.

В сумме постоянные и переменные издержки дают валовые (общие) издержки производства – это все издержки предприятия на данные период времени, которые необходимы для производства того, или иного товара.

Валовой доход отражает результат не только производственной, но и всей хозяйственной деятельности предприятия, так как учитывает конечные результаты его деятельности по мере завершения кругооборота средств и расчетов с потребителями. Он представляет собой выручку от реализации продукции за вычетом материальных затрат (затраты на материалы, сырье) и амортизацию.

Чистый доходэто разница между суммой выручки от реализации и всеми издержками предприятия. Основной формой чистого дохода является прибыль

Почти во всех странах валовая прибыль (прибыль текущего периода)определяется как разница между выручкой и совокупными издержками. В последние включаются: заработная плата, затраты на материалы, топливо, комплектующие изделия, амортизация, процент по ссудам, налоги, резервы и т.д. В условиях рыночной экономики прибыль является основным показателем, характеризующим результаты деятельности предприятий. Стремление к получению большей прибыли ориентирует товаропроизводителей на расширение объемов производства и реализации продукции, снижение затрат.

До сих пор в экономической теории не утихают дискуссии о сущности и источниках прибыли. Меркантилисты считали, что прибыль создается во внешней торговле и поэтому представляет собой разницу между ценами на внутреннем и внешнем рынках. Классики – А. Смит, Д. Рикардо и К. Маркс видели источник прибыли в производстве. Они определяли прибыль как часть стоимости прибавочного продукта, т.е. прибавочной стоимости.