Автомобильные дороги

Способ выполнения перехода газопроводов через железнодорожные, трамвайные пути и автомобильные дороги выбирают в зависимости от местных условий и экономической целесообразности.

Пересечения газопроводов с железнодорожными, трамвайными путями и автомобильными дорогами выполняют под углом 90 °.

Переходы газопроводов через железнодорожные и трамвайные пути и автомагистрали могут быть надземными, но чаще выполняются подземными в соответствии с требованиями нормативных документов.

Подземные переходы газопроводов всех давлений в местах пересечения с автомобильными дорогами, железнодорожными и трамвайными путями (рис. 9.4) прокладывают в стальных футлярах.

Рис. 9.4. Схема пересечения газопроводом электрифицированной

железной дороги:

1 – газопровод, 2 – битум; 3 – просмоленная пакля; 4 – футляр;

5 – диэлектрические катки; 6 – контрольная трубка

Диаметр футляра принимается на 100–200 мм более диаметра газопровода. Концы футляра выводятся за подошву насыпи, но не менее чем на 3 м от крайних рельсов железнодорожных путей или 2 м от края полотна автомагистрали. На концах футляра делаются сальниковые уплотнения, а от одного из концов футляра выводится под ковер контрольная трубка для выявления возможных утечек газа. Внутри футляра на газопроводе должно быть минимальное количество сварных соединений. Трубу следует покрыть изоляцией весьма усиленного типа и уложить на диэлектрические подкладки. Все сварные стыки требуется проверить физическими методами.

Глубина укладки газопровода (от подошвы шпалы до верха футляра) принимается под магистральными железнодорожными путями не менее 1,5 м, а под железнодорожными ветками промышленных предприятий и трамвайными путями – не менее 1 м. Глубина укладки газопровода под автомагистралями – не менее 1 м от полотна дороги до верха футляра.

На газопроводах, пересекающих магистральные железнодорожные пути и автомагистрали, устанавливаются отключающие устройства: при тупиковых газопроводах – со стороны хода газа, при кольцевых – с обеих сторон.

Переходы могут сооружаться открытым траншейным способом, но более прогрессивными являются методы прокола, продавливания и горизонтального бурения.

Высоту надземного перехода определяют с учетом обеспечения сво­бодного передвижения транспорта и прохода людей. Так, в непроезжей части в местах прохода людей высота прокладки должна быть 2,2 м, а в местах пересечения авто­мобильных дорог – 4,5 м, а при пересе­чении трамвайных и железнодорож­ных путей – 5,6...7,1 м.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие способы переходов газопровода через овраги и водные преграды вы знаете?

2. Представьте схему подвески газопровода под металлическим и железобетонным мостами. Какие преимущества и недостатки этого перехода?

3. Какие вы знаете высокоэкономические переходы через водные преграды?

4. Расскажите о дюкерной схеме и конструкции проводки газопровода. Что вы понимаете под термином «горизонт высоких вод» и «горизонт меженных вод»?

5. Какие средства вы знаете для придания трубопроводу отрицательной плавучести на водных преградах?

6. Представьте схему и расскажите о конструкции подземного перехода под автомобильными и железными дорогами.

7. Для каких целей устанавливается на концах футляров подземных переходов сальниковые уплотнения?

8. Каким образом сооружаются подземные переходы? Какие из них являются наиболее прогрессивными и почему?

9. Какие требования предъявляются при прокладке переходов у мостов (выше моста и ниже)?

10. В каких местах устанавливаются отключающиеся устройства при переходе газопроводом водных преград?

11. Для каких целей устанавливаются запорные устройства вблизи перехода через водную преграду?

12. Какие вы знаете надводные переходы? С кем согласовывается их возведение?

13. Какие вы знаете недостатки подводных переходов?