Общая характеристика художественной культуры Возрождения

 

В эпоху Возрождения в европейской истории происходит много значительных событий: формируется абсолютистская монархия (наиболее масштабная во Франции), укрепляются экономические и общественные вольности городов; духовное брожение приводит к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии. Это время Великих географических открытий[110], изобретения европейского книгопечатания, открытия гелиоцентрической системы (Николай Коперник[111]) в космологии и т.д.

Однако, прежде всего, Возрождение самоопределилось в сфере художественного творчества. При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». В этом контексте особое значение обретает Античность. Этот мир представлялся гуманистам царством прекрасных, гармоничных людей – детей великой Матери-Природы, наделенных даром высокой человечности. Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественнонаучного познания и богопознания постоянно пересекаются.

Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии. Ее крупнейшие представители — Николай Кузанский[112], Марсилио Фичино[113], Пико делла Мирандола[114], Парацельс[115], Джордано Бруно[116] - делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». Проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге является общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный, и компромиссно-умеренный, и дерзкий «еретический» характер.

Этой теме посвящены как медитации философов, так и выступления религиозных деятелей всех конфессий: от лидеров Реформации М. Лютера[117] и Ж. Кальвина[118], либо Эразма Роттердамского (проповедующего «третий путь» христианско-гуманистической веротерпимости[119]) до Игнатия Лойолы[120], основателя ордена иезуитов, одного из вдохновителей Контрреформации. Само понятие «Возрождения» имеет (в контексте церковных реформ) и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека».

Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas[121] (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование.

В эпоху Возрождения Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся в состоянии чуткого и непрерывного диалога.

Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности.

Олицетворением Проторенессанса стал Джотто, противоположные аспекты кватроченто — конструктивную строгость и задушевный лиризм — соответственно выразили Мазаччо[122], и Фра Анджелико[123], С. Боттичелли[124]. «Титаны» Высокого Возрождения Леонардо да Винчи[125], Рафаэль[126], и Микеланджело[127], — символы великого рубежа Нового времени как такового. Важнейшие этапы итальянской ренессансной архитектуры — ранний, средний и поздний — монументально воплощены в творчестве Ф. Брунеллески[128], Д. Браманте[129] и А. Палладио[130]. Я. Ван Эйк[131], И. Босх[132] и П. Брейгель Старший[133] олицетворяют своим творчеством ранний, средний и поздний этапы живописи нидерландского Ренессанса. А. Дюрер[134], Грюневальд (М. Нитхардт)[135], Л. Кранах Старший[136], Х. Хольбейн Младший[137] утвердили принципы новой живописи в Германии. В литературе же Ф. Петрарка, Ф. Рабле[138], Сервантес[139] и У. Шекспир[140] не только внесли исключительный, поистине эпохальный вклад в процесс формирования национальных литературных языков, но стали основоположниками современной лирики, романа и драмы как таковых.

Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина: в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета. Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты.

Картинной, иллюзорно-трехмерной становится и монументальная живопись, получающая все большую зрительную независимость от массива стены. Все виды изобразительного искусства, так или иначе, нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость. Формируются типы абсолютно круглой, требующей специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию), складывается совершенно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия.

Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами которой являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея центрического в плане храмового здания). Характерный для Ренессанса размах архитектурных ансамблей акцентирует «земные», центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь.

В литературе любовь к латыни как универсальному языку гуманистической учености (который стремятся восстановить в ее выразительном античном богатстве) соседствует со стилистическим совершенствованием национальных, народных языков. Городская новелла и плутовской роман наиболее ярко выражают живой и задорный универсализм ренессансной личности. Для эпохи также характерны роман как таковой и героическая поэма (тесно связанные со средневековой авантюрно-рыцарской традицией), сатирическая поэзия и проза (образ мудрого шута обретает теперь центральное значение), разнообразная любовная лирика, пастораль как популярная межвидовая тема. В театре на фоне бурного развития разных форм драмы выделяются пышные придворные феерии и городские празднества, порождающие красочные синтезы искусств[141].

В музыкальном искусстве эпохи Возрождения своего высшего расцвета достигают духовные жанры. Центром композиторского профессионализма по-прежнему оставалась церковь, поэтому магистральным жанром эпохи стала месса. Она оказалась идеальным формой для воплощения централизующей идеи Бога, возвышенной сферы философского созерцания, настроения глубокой сосредоточенности, погруженности во внутренне созерцание Бога в себе, отрешенности от всего обыденного, мирского, суетного. Месса является крупной циклической формой, многоголосной полифонической композицией, пронизанной единой тематической идеей. В качестве тематического источника используются как мелодии григорианских хоралов, так и светских песен. Значительную эволюцию претерпевает и жанр мотета: от изоритмии к строфической имитационной форме; от разнотекстовости к однотекстовости; от бифункциональности к чисто церковной практике бытования.

В культуре Возрождения складываются и многообразные формы светского музицирования. Расцвет городов, развитие придворных традиций музыкального искусства способствовали появлению большого числа придворных капелл, привлекавших на службу крупнейших музыкантов, а также формированию жанров, тесно связанных с бытовыми и фольклорными традициями. Существенно, что жанровая панорама светской музыки отличается ярким национальным своеобразием. В Италии развиваются фроттола, виланелла, мадригал; во Франции расцветает шансон; в Испании – романсеро, вильянсико; в Германии – Lied.

Подобно многоликой картине художественных национальных школ Возрождения, многообразна география композиторских школ Европы. Центральную роль в развитии западноевропейской музыки сыграла школа нидерландских полифонистов, сложившаяся в XV веке и оказавшая мощное влияние на развитие национальных композиторских школ в Европе XVI века: итальянской, французской, немецкой, испанской, английской. Именно в творчестве нидерландских мастеров формируется имитационная полифония, а у Й. Окегема и Я. Обрехта в конце XV столетия складываются нормы полифонии строгого стиля. Этот стиль станет определяющим для творчества всех композиторов XVI века.