Г A B C D E F G a b# c d e f g aa b# сс dd (ee)

(bh) (bh)

 

Изобретение и введение линейной нотации представляет собой одно из самых фундаментальных событий в истории музыки.

Считается, что первым использовать линии сталХукбальд(ум. ок. 930). Это зафиксировано в его трактате “De harmonica institutione”. Между линиями он ставил буквы t (tonus - тон) и s (semitonium - полутон). Слоги текста помещались на промежутках линий (в отличие от привычного нам расположения и на линиях, и между линиями):

_______________________ta_____

t____________________li/________

t___Ec________Isra___/__________

s_____\ce_____/____\he__________

t________\vere__________________

 

Нотация Хукбальда (а также ряда других теоретиков – Германа Контрактуса и Псевдо-Хукбальда[82]) представляет собой промежуточную стадию перехода от невменной системы к новой нотации, стремящейся точно отобразить интервальные соотношения звуков в мелодии.

Идеи невменной, буквенной и линейной нотации усовершенствовал и соединил в единое целое Гвидо Аретинский. Он не столько изобрел, сколько завершил искания предшественников в области нотации.

Гвидо Аретинский– один из самых значительных теоретиков Средневековья. Точно даты его жизни неизвестны. Он родился в 990-е годы (от 991 до 998), дата смерти во всех иностранных изданиях указывается более точно – ок.1050. Воспитание и образование он получил в бенедиктинском монастыре в Помпозе, там же начал карьеру певца и педагога. Постепенно он получил репутацию педагога, который мог в очень короткий срок научить певцов, как можно быстро выучить новые песнопения. То есть, он придумал способ пения с листа. Сам Гвидо об этом писал следующее:

«После того, как я взялся преподавать этот метод мальчикам, то меньше чем за три дня любой из них смог легко петь незнакомые ему [ранее] песнопения. Что при других методах не могло бы свершиться и в течение многих недель».

Это обстоятельство вызвало зависть других монахов, его оклеветали, и он был изгнан из монастыря. Около 1025 года он перебирается в Ареццо, где и будет жить до конца своих дней. Местный епископ Теодальд поддержит новый метод Гвидо, поручит ему подготовку певцов для городского собора. Теодальду будет посвящен трактат «Микролог». В документе, известном как «Письмо Гвидо», рассказывается о визите к Папе Иоанну XIX в Рим (1026-28), где была представлена новая система обучения. Гвидо удалось быстро обучить Папу пению с листа, вызвав восторг последнего. Папе также был представлен антифонарий, нотированный по новой линейной системе. К сожалению антифонарий был утерян.

Гридо Аретинский является автором 4-х трактатов – Пролог к антифонарию (1020-25), Правила Пролога к Антифонарию(1025-1027), Микролог (1020-е гг.), Письмо Гвидо (1028-1030). В них речь идет о проблемах выучивания учениками неизвестного ранее песнопения, о новой системе нотации, о звукорядах, интервалах, ладах, органумах.

Гвидо Аретинский нашел форму нотации, которая оказалась жизнеспособной на многие века. Невмы были помещены на линейную лестницу, а сами линии были снабжены ключами[83] – буквенными обозначениями. Позднее, в середине 12 века невмы заменили знаками черной квадратной нотации.

Линиям у Гвидо предпосланы буквы монохорда[84] или они раскрашивались в определенные цвета. Всего четыре линии[85]: сверху жёлтая линия для звука с, ниже – чёрная для а, ещё ниже красная для f, четвёртая чёрная линия добавлялась по мере надобности сверху или снизу и предназначалась для верхнего е или нижнего d. В эти линии вписывались невмы. Гвидо выделял желтым и красным цветом две линии, так как именно ниже этих линий находились полутоны. Их местоположение всегда трудно определялось певцами в условиях невменной нотации.

Система сольмизации – новая система обучения пению по нотам. Сформулировав учение о гексахорде – звукоряде из 6 звуков, Гвидо дал названия ступеням гексахорда по первым слогам строк текста гимна святому Иоанну Крестителю, приписываемому Павлу Диакону:

Utqueant Laxis

Resonare fibris

Mira gestorum

Famuli tuorum

Solve polluti

Labii reatum

Sancte Iohannes[86]

В системе Гвидо слоговые названия не были связаны с абсолютной высотой звуков. Во всех 3 видах гексахордов: naturale (натуральный), molle (мягкий), durum (твердый)– слоговые названия соответствовали ut re mi fa sol la, а абсолютная высота менялась. При этомтоновый состав внутри гексахордов постоянен – Т – Т – ½ т – Т – Т. Самыми важными были ступени mi и fa, ибо с их помощью обозначалось место полутона.

· Натуральный гексахорд – ut re mi fa sol la - c d e f g a;

· твердый гексахорд - ut re mi fa sol la - g a h c d e;

· мягкий гексахорд – ut re mi fa sol la - f g a b c d.

Если диапазон мелодии превышал 6 ступеней, то использовался переход (мутация) в другой гексахорд.

В 16 веке был добавлен еще один слог – si,получившийся в результате соединенияначальных букв имени Св. Иоанна - последней строки гимна (Х. Вальрант, Антверпен, около 1574 г.). В эпоху барокко во Франции стали совмещать слоговые названия с латинскими обозначениями звуков, тем самым, объединив относительную и абсолютную сольмизации в единое целое: