Конкуренция в предпринимательстве. Модель пяти сил конкуренции М.Портера в стратегическом управлении бизнесом

Между производителями ведется борьба, соперничество на рынке за более выгодные условия производства и сбыта продукции для получения наибольшей прибыли. Эта борьба получила определение конкурентной борьбы, или конкуренции. Именно ограниченность спроса заставляет предпринимателей соперничать друг с другом, бороться за потребителя. В выигрышном положении оказывается тот, у кого лучшая по качеству продукция и с меньшей ценой. Экономическое превосходство за счет меньших издержек производства и сбыта, технического уровня и дизайна дополняется действием еще ряда факторов поведения на рынке. Немаловажна реклама, умение продемонстрировать, доставить товар, заинтересовать и убедить приобрести его, а затем и гарантии послепродажного, сервисного обслуживания. Функции конкуренции:

- обеспечивает нацеленность производителей на удовлетворение потребностей и запросов потребителей. Без этого невозможно получить прибыль;

- стимулирует деятельность предпринимателя, его выживание за счет роста эффективности производства;

- объективно происходит дифференциация товаропроизводителей. Одни выигрывают, становятся лидерами, другие остаются в прежнем состоянии, третьи - аутсайдеры - разоряются;

- ликвидация неконкурентоспособных предпринимателей путем слияния, продажи, преобразований и т. д.;

- стимулирует снижение цен и повышение качества продукции (товаров, работ, услуг);

- способствует развитию общественного производства, эффективному использованию экономических ресурсов, в том числе и в региональном развитии.

Модель М. Портера, по которой конкуренция в любой отрасли есть взаимодействие 5 конкурентных сил:

1) Наиболее значимая - конкуренция среди существующих в отрасли фирм. Она проявляется в стремлении соперничающих предприятий улучшить свою рыночную позицию, в наступательных действиях с целью подняться над конкурентами или победить отдельного конкурента, в защитной тактике с целью отстоять занимаемые позиции. Инструментами являются: цены, качество продукции, внешний вид продукции и упаковки, гарантии, доп услуги, реклама, мощь распределительной сети и другие. На данном этапе анализа задача заключается в общей характеристике внутриотраслевого соперничества, определении правил, по которым она ведется в данной отрасли, и оценке силы внутриотраслевой конкуренции в настоящее время и в перспективе.

2)Угроза появления в отрасли новых фирм. Серьезные - снижении доходности деятельности отрасли, борьбе за передел рынков, увеличении маркетинговых затрат. Величина угрозы появления новых фирм зависит от рентабельности отрасли по отношению к средней в народном хозяйстве и от наличия и значительности входных барьеров. Входные барьеры - препятствия, кот. необходимо преодолеть для успешной конкуренции, создав для этого необходимые резервы, и кот. обычно не существуют для фирм внутри отрасли. К входным барьерам относятся:

- экономия на масштабах. ( новичку необходимо сразу же выходить на большие объемы, чтобы быть конкурентоспособным)

- трудность доступа к производственному опыту и секретам производства.

- ориентация покупателей на известные торговые марки

- специфические отраслевые преимущества уже действующих фирм (доступ к сырью или др. ресурсам или с выгодным местоположением)

-доступ к каналам распределения.

-государственная политика регулирования в отношении данной отрасли.

-международные торговые ограничения.

3)Поставщики - могут оказывать воздействие за счет повышения цен на свою продукцию. Насколько сильна угроза этого, зависит от силы поставщиков. Сильные, если:

-продукция, кот. они поставляют, имеет решающее значение для качества продукции данной отрасли.

-конкуренция со стороны товаров-заменителей слаба или отсутствует.

-продукция поставщиков дифференцирована.

- отрасль не является одним из важнейших заказчиков.

4)Покупатели, как и поставщики, могут с большей или меньшей силой оказывать влияние на конкурентную ситуацию в отрасли. Считается, что покупатели обладают большой силой, когда:

- продукция стандартизирована и не дифференцирована;

- покупатели нечувствительны к издержкам, связанным с заменой поставщиков;

- от продукции отрасли не зависит решающим образом качество продукции у покупателей;

- покупатели хорошо информированы о положении в отрасли.

5)Угроза появления товаров-заменителей. Если товары-заменители дешевле, и покупатели готовы их принять, то вы вынуждены снижать цены, а это заставляет вас искать способы снижения издержек. Кроме того, приходится убеждать потребителей в том, что ваша продукция выгоднее по сочетанию эксплуатационных характеристик, качества, цены и обслуживания, а все это требует привлечения дополнительных ресурсов в маркетинг. Фактор, влияющий на величину угрозы со стороны товаров заменителей - сложность продукции и затраты связанные с переключением потребителей на заменяющую продукцию.