Порядок определения профессиональной пригодности

1-й этап. На этом этапе определяются две группы противопоказаний, характерных для большого числа различных направлений профессий.

Первую группу составляют противопоказания для значительного числа видов деятельности, содержащих комплекс параметров, указывающих на значительную психическую неуравновешенность тестируемого.

В этот комплект входят соответствующие показатели по следующим тестовым методикам:

По тесту для измерения ситуативной тревожности – показатели от 13 до 20 баллов;

По тесту для измерения личностных свойств (шкалы 1, 3, 4, 8, 11) – показатели от 7 до 9

По тесту для измерения психических состояний – показатели от 15 до 20 баллов (по каждой шкале).

В наибольшей степени указанные противопоказания действуют для профессий, предъявляющих требования к эмоциональной устойчивости индивида, его чувствительности к стрессогенным факторам, в том числе и при работе в особо конкурентных условиях.

Вторую группу составляют противопоказания для профессий, связанных с общением (организация совместной работы, проведение переговоров, тесное взаимодействие и т.д.). Значимые противопоказания содержатся в комплексе показателей, указывающих на различного рода нарушения в общении. К ним относятся соответствующие оценки по следующим тестовым методикам:

По тесту для измерения личностных свойств – (шкалы 2, 7, 8, 10) – показатели от 7 до 9 баллов;

По тесту для измерения психических состояний – показатели от 15 до 20 баллов (по каждой шкале).

2-й этап. Выделение групп прогностических показателей успешности для предполагаемых профессий.

А. Сочетание показателей, которые указывают на инициативность испытуемого (профессии управленческого и административного характера).

Низкие (от 1 до 3 баллов) показатели теста для измерения личностных свойств по шкалам 2, 7, 8; высокие показатели (от 7 до 9 баллов) – по шкалам 5, 10, 11, 12.

Высокий (от 28 до 36 баллов) показатель теста для измерения решительности и самостоятельности.

Б. Сочетание показателей, указывающих на умение завязывать многообразные и разносторонние контакты с людьми и эффективно взаимодействовать с социальной средой.

Высокие (от 7 до 9 баллов) показатели по тесту для измерения личностных свойств по шкалам 5, 10; низкие (от 1 до3) – по шкале 11.

Высокий (от 28 до 36 баллов) показатель теста для измерения решительности и самостоятельности.

В. Сочетание показателей, указывающих на исполнительность (профессии секретарского типа).

Высокие показатели (от 7 до 9 баллов) показатели теста для измерения личностных свойств по шкалам 5, 6, 10 и низкие (от 1 до 3 баллов) по шкалам 11 и 12.

Г. Сочетание показателей, указывающих на продуцирование нетривиальных идей и творческого подхода к решению задач (см. 1, с. 308).

Д. Сочетание показателей, указывающих на умение эффективно взаимодействовать со средой обитания (см. 1, с. 308)..

Оформление отчета. Работа оформляется в форме отчета на листах формата А 4 с титульным листом. Содержание отчета - согласно требованиям к форме отчета по выполнению практических работ.

Контрольные вопросы:

Что такое профессиональная пригодность?

Какую роль играет психодиагностика в целостной структуре профотбора?

В чем суть двухэтапной стратегии отбора профессионала и как она влияет на подбор диагностических методик?

Литература:

1. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. В 2 т. - М., Т. 2. С. 307-309.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001.

3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб, 2001. С. 12-28.