ВВЕДЕНИЕ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Методические указания по выполнению выпускной
квалификационной работы для студентов направления
031600.62 Реклама и связи с общественностью

 

 

 

Новосибирск 2014


Кафедра коммерции, маркетинга, сервиса и рекламы

 

 

Выпускная квалификационная работа: методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы / [сост.: д-р экон. наук, профессор кафедры маркетинга и рекламы А.В. Гончарова. – Новосибирск: СибУПК, 2014. – 76 с.

 

 

Рецензент: В.В. Салий, д-р экон. наук, профессор

Методические указания к выполнению ВКР рекомендованы
к изданию кафедрой маркетинга и рекламы, протокол от 2 апреля 2013 г. № 11.

© Гончарова А.В., 2013

© Сибирский университет

потребительской кооперации, 2014


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………….……….……
1. Общие положения……………………………..………………
2. Цели и задачи выпускной квалификационной работы………
3. Структура и содержание выпускной квалификационной работы…......................................................................................................  
4. Организация выполнения выпускной квалификационной работы……………………………..…………................................  
5. Тематика выпускных квалификационных работ……………..
6. Требования к оформлению ВКР………………………………
6.1. Титульный лист……………………………………….…
6.2. Задание на выпускную квалификационную работу……
6.3. Оглавление…………………………………………….….
6.4. Заголовки………………………………………………….
6.5.Оформление текста выпускной квалификационной работы………………………………………………………………..  
6.6. Формулы………………………………………………….
6.7. Таблицы ……………………………………………..……
6.8. Иллюстрации………………………………………….….
6.9. Ссылки на литературные источники……………………
6.10. Ссылки на структурные части текста………………….
6.11. Сноски…………………………………………………...
6.12. Сокращения…………………….……………………….
6.13. Нумерация страниц……………….…………………….
6.14. Библиографический список…………………………….
6.15. Приложения…………………………………….……….
7. Обязанности руководителя и рецензентов выпускной квалификационной работы………………………………….…...  
8. Методические рекомендации к проведению защиты выпускной квалификационной работы………………….………  
8.1. Документы, представляемые в Государственную аттестационную комиссию………………………………………  
8.2. Подготовка к выступлению на заседании ГАК…………
8.3. Процедура публичной защиты ВКР…………………….
Приложения………………………………………..……………..

ВВЕДЕНИЕ

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600.62Реклама и связи с общественностью утвержденный Министерством образования Российской Федерации, устанавливает общие требования к итоговой государственной аттестации, включающей итоговый междисциплинарный экзамен и защиту выпускной квалификационной (дипломной) работы.

В выпускной квалификационной работе (ВКР) студент последнего года обучения должен продемонстрировать умение решать задачи, соответствующие его квалификации и определенные Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Бакалавр должен быть подготовлен к выполнению следующих задач профессиональной деятельности:

а) организационно-управленческая деятельность:

- участие в управлении и организации работы рекламных служб и служб по связям с общественностью фирмы и организации; осуществление оперативного планирования и оперативного контроля за рекламной работой, деятельностью по связям с общественностью; проведение мероприятий по повышению имиджа организации, продвижению товаров и услуг фирмы на рынок; оценка эффективности рекламной деятельности и связей с общественностью;

- участие в формировании эффективных внутренних коммуникаций, создании благоприятного психологического климата в коллективе, мотивация сотрудников на активную деятельность и развитие организации; осуществление работы по повышению квалификации и общего культурного и профессионального уровня сотрудников.

б) проектная деятельность:

- участие в проектировании программ и отдельных мероприятий в области рекламы и связей с общественностью, обеспечение средств и методов реализации проектов, участие в организации работы проектных команд;

- подготовка проектной и сопутствующей документации (технико-экономическое обоснование, техническое задание, бизнес-план, креативный бриф, соглашение, договор, контракт и др.).

в) коммуникационная деятельность:

- участие в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными службами, общественными организациями, коммерческими структурами, средствами массовой информации; участие в формировании и поддержании корпоративной культуры;

- участие в планировании, подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами организации на основе результатов исследований.

г) рекламно-информационная деятельность:

- разработка, подготовка к выпуску, производство и распространение рекламной продукции, включая текстовые и графические, рабочие и презентационные материалы в рамках традиционных и современных средств рекламы.

д) рыночно-исследовательская и прогнозно-аналитическая деятельность:

- участие в организации и проведении маркетинговых исследований с целью составления прогноза развития рынка, его емкости и динамики спроса и предпочтений потребителей и разработки мер по повышению конкурентной позиции фирмы, организации, товаров и услуг;

- участие в организации и проведении социологических исследований с целью составления прогноза общественного мнения и разработки мер по улучшению имиджа фирмы, организации, товаров и услуг;

- проведение рыночного наблюдения, опросов, анкетирования, эксперимента с целью улучшения имиджа и конкурентной позиции фирмы, организации, товаров и услуг; сбор, обработка и анализ полученных данных;

- подготовка, организация и проведение анкетирования и опросов мнения потребителей и общественного мнения; обработка и подготовка данных для анализа;

- сбор и систематизация научно-практической информации по теме исследований в области рекламы и связей с общественностью;

- составление и оформление материалов для экспертных заключений и отчетов.

- написание аналитических справок, обзоров и прогнозов.

Выпускная квалификационная работа выполняется студентом самостоятельно в соответствии с заданием, которое оформляется совместно с руководителем и утверждается заведующим кафедрой.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Требования к организации выполнения выпускной квалификационной работы и тематика выпускных квалификационных работ сформированы и утверждены кафедрой маркетинга и рекламы.

Требования к правилам оформления сформированы на основе следующих документов:

1) ГОСТ 7.1-84. С изм. № 1. Библиографическое описание документа: общие требования и правила составления;

2) ГОСТ 7.1-2003. ССИБИД. Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании произведений печати;

3) ГОСТ 3.1105-84. ЕСТД. Форма и правила оформления документов общего назначения;

4) Березка Н.Н., Драгунова Л.С. Выпускная квалификационная работа. Общие требования к структуре и правила оформления: методические указания. – Новосибирск.: СибУПК, 2009. – 36 с.

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) выполняется с целью окончательного формирования профессиональных компетенций студентов на основе знаний, умений и владений опытом, приобретенных студентом за весь период обучения в университете. Она является основным средством итоговой аттестации выпускников направления подготовки 031600.62«Реклама и связи с общественностью».

Цель написания студентом выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы продемонстрировать:

– уровень теоретических знаний, исследовательских и практических навыков, полученных во время обучения в университете;

– способность самостоятельно формулировать проблему и цели исследования, находить методы исследования, владеть навыками проведения анализа ситуации в отрасли, уметь разрабатывать рекламные и ПР-кампании и продукты;

– умение самостоятельно планировать и проводить маркетинговые исследования на основе вторичной и первичной информации.

Задачами ВКР являются:

1) систематизация, закрепление и расширение знаний по соответствующему направлению образования, формирование навыков применения полученных знаний при решении конкретных проблем предприятия и отрасли;

2) совершенствование навыков ведения самостоятельной работы и овладения методикой теоретических, экспериментальных и научно-практических исследований, используемых при выполнении ВКР;

3) приобретение и закрепление опыта систематизации полученных результатов исследований, формирование новых навыков, формирование положений как результатов выполненной работы и приобретение опыта их публичной защиты.

 

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Структура (лат. structure – строение, расположение, порядок) – совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта. Структура выпускной квалификационной работы – это логически упорядоченное расположение всех частей работы. Традиционная структура выпускной квалификационной работы приведена в таблице 3.1. Общий объем выпускной квалификационной работы должен составлять не менее 70 и не более 100 страниц.

Таблица 1

Традиционная структура ВКР

 

Структурные элементы ВКР Количество страниц
Титульный лист с оборотом
Задание на выполнение ВКР с оборотом
Оглавление
Введение 2 – 4
Глава 1 (состоит из трёх параграфов) 20 – 25
Глава 2 (состоит из трёх параграфов) 20 – 33
Окончание табл. 1
Глава 3 (состоит из двух-трёх параграфов) 20 – 25
Заключение 3 – 5
Библиографический список (не менее 45-ти источников) 2 – 4
Объем работы 70 – 100
Приложения

 

Первой страницей ВКР является титульный лист, содержащий следующие реквизиты: полное наименование учебного заведения, наименование кафедры, тему работы, сведения об авторе работы, сведения о руководителе, заведующем кафедрой, местонахождения (город) образовательного учреждения, год написания работы (прил. 1). Сдача и прием ВКР подтверждается подписями студента и руководителя на оборотной стороне титульного листа, допуск к защите – подписью заведующего выпускающей кафедрой на лицевой стороне титульного листа

Задание– следующий обязательный структурный элемент ВКР. Задание выдаётся в сентябре-октябре последнего года обучения, и с него начинается работа над дипломом: выбор и формулировка темы, выбор руководителя, обсуждение с ним темы и определение задач, которые будут решены в результате написания ВКР (прил. 2).

Оглавление составляется в соответствии с рубрикацией работы. В нем приводятся все заголовки глав и параграфов, указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя (прил. 3).

Введение к выпускной квалификационной работе обосновывается актуальность выбранной темы, устанавливаются цели и задачи, объект и предмет исследования, объект наблюдения, методы исследования, отражается практическая значимость полученных результатов, структура работы.

Обязательными структурными элементами введения являются (перечислены в последовательности изложения):

– актуальность темы исследования;

– цель исследования;

– задачи выпускной квалификационной работы;

– объект исследования;

– предмет исследования;

– объект наблюдения;

– теоретическая основа исследования;

– методы исследования;

– информационная основа исследования;

– практическая значимость;

– объём и структура работы;

– во введении…;

– в первой главе ;

– во второй главе…;

– в третьей главе…;

– в заключении….

Следует обратить внимание, что введение содержит краткое описание глав и заключения (прил. 4).

Актуальность темы исследования – обязательное требование к любой выпускной квалификационной работе. Освещение актуальности должно быть ярким и точным. Часто по первым абзацам описания актуальности можно судить о том, насколько автор проникся темой и сумел раскрыть её. Достаточно в пределах одной-полутора страниц текста показать главное – суть проблемной ситуации. Актуальность темы обосновывается анализом теоретических источников и тенденциями экономического и общественного развития.

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей выпускной квалификационной работы. Цель должна быть одна, она формулируется кратко и точ­но, и конкретизируется и развивается в задачах исследования, которые отражают то, что требует решения в процессе исследования. Цель дипломного исследования– определяется решением, проблемы,поставленной при формулировке темы. Цель формулируется как изучение особенностей объекта исследования, выявление закономерностей, разработка рекомендаций, программ, стратегий, методик и т. п.

Задачи выпускной квалификационной работы конкретизируют цель и отражают последовательность исследований. Формулировку задач рекомендуется начинать со слов:

– изучить..;

– описать..;

– установить..;

– выявить.;

– проанализировать…;

– разработать…;

– обобщить…;

– доказать…;

– разработать… и т. п.

В общем случае задачи, которые необходимо решить студенту в выпускной квалификационной работе сводятся к следующему:

1) изложить теоретические аспекты темы работы, ссылаясь на представления, отраженные в современной научной и учебной литературе;

2) отразить особенности предмета работы, связанные с характером исследуемого объекта наблюдения;

3) дать характеристику и провести анализ общих показателей деятельности объекта наблюдения по теме работы на основе вторичной маркетинговой информации;

4) самостоятельно провести маркетинговое исследование с целью получения первичной маркетинговой информации о покупательском поведении, уровне осведомленности, удовлетворенности, приверженности и т. д.

5) представить и обосновать предложения по совершенствованию деятельности (коммуникационной, рекламной и т. д.) объекта наблюдения на рынке;

6) разработать план мероприятий, акций, рекламный и ПР-продукты.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Объект – это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Это часть экономической действительности, на которую направлен процесс научного познания, изучения, объяснения или преобразования с применением научных методов. В любом случае объект исследования должен точно соответствовать заявленной теме.

Каждое, даже небольшое исследование имеет свой объект и предмет, которые определяются (формулируются) самими исследователями. Без выбора и конкретизации объекта и предмета само исследование не может состояться, т. к. эти две категории являются отправной точкой и базой любой аналитической работы.

Правильный выбор объекта и предмета исследования довольно непростое дело даже для опытных ученых, поскольку их корректная формулировка требует глубокого осмысления места исследуемой проблемы в предметной области, представления о возможностях практического использования результатов исследования, применяемых методах и других инструментах исследования.

Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным – предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования.

Предмет исследования – это то, что находится в рамках, в границах объекта, это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предметисследования более конкретен, он является частью объекта исследования. В качестве предмета обозначается все то, что выделяется в объекте для целенаправленного изучения, то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством. Это связи и зависимости, которые подлежат непосредственному изучению. Иными словами, предмет исследования – это планируемые к исследованию конкретные свойства, стороны и отношения между объектами, подлежащие непосредственному изучению и обеспечивающие повышение результативности и эффективности в решении маркетинговых и коммуникационных задач.

Объект наблюдения – предприятие, на материалах которого выполняется ВКР, оно точно должно совпадать с тем, что записано в теме и будет вынесено на титул.

 

Примеры формулировки объекта и предмета исследования Тема «Оценка психологической эффективности рекламных сообщений в прессе (на материалах ООО «Клио» г. Новосибирска)». Объект исследования – основы и принципы коммуникации потребителей с рекламой в прессе, обеспечивающие её психологическую эффективность. Предмет исследования – методы оценки психологической эффективности рекламы в прессе и факторы её определяющие. Объект наблюдения – коммерческое предприятие ООО «Клио», сеть супермаркетов в г. Новосибирске. Тема «Формирование имиджа предприятия сферы услуг средствами маркетинговых коммуникаций (на материалах ООО «Сибирь» г. Новосибирска)». Объект исследования – роль и функции маркетинговых коммуникаций при формировании имиджа предприятия. Предмет исследования – методы и средства формирования имиджа предприятия гостиничного комплекса на основе интеграции маркетинговых коммуникаций. Объект наблюдения – коммерческое предприятие ООО «Сибирь», гостиничный комплекс в г. Новосибирске.   Тема «планирование рекламной кампании для производственного предприятия (на материалах ООО «Новолит» г. Новосибирска)». Объект исследования – роль рекламной кампании и её особенности в процессе продвижения товаров и услуг производственного предприятия. Предмет исследования – основные этапы планирования рекламной кампании и комплекса рекламных стратегий на основе анализа отраслевого рынка. Объект наблюдения – производственное предприятие ООО «Новолит», производство пластиковых окон в г. Новосибирске.   В случае несовпадения предмета базы практики и объекта исследования. Часто случается, что студент проходит практику в рекламном агентстве (ООО «Статус»), а выполняет работу для заказчика-рекламодателя («Новосибирский областной художественный музей»). В этом случае во введении следует точно описать объект, предмет исследования и объект наблюдения. Тема «разработка программы продвижения для некоммерческого предприятия (на материалах ООО «Статус» г. Новосибирска)». Объект исследования – функции маркетинговых коммуникаций, структура коммуникационного комплекса, роли его компонентов и их интеграция в процессе продвижения. Предмет исследования – основные принципы и этапы планирования программы продвижения для некоммерческого предприятия «Новосибирский областной художественный музей». Объект наблюдения – ООО «Статус», агентство маркетинговых коммуникаций в г. Новосибирске.

Теоретическая основа исследования – это перечень тех авторов, в работах которых наиболее полно изложены методики планирования маркетинговых коммуникаций, методики разработки рекламного и ПР-продукта, методические основы формирования бренда и т. д. В этой части введения перечисляются только базовые источники, касающиеся непосредственно вопросов, отражённых в теме выпускной квалификационной работы.

Обязательным элементом введения является описание методов исследования, которые служат инструментом, необходимым условием достижения поставленной в работе цели. Здесь указываются методы анализа вторичной маркетинговой информации (комплексная сравнительная оценка; экономико-статистические методы: сводка и группировка данных, изучение динамики и взаимосвязей, наблюдение, вычисление обобщающих показателей; SWOT-анализ, АВС-анализ и т.д.)

Далее перечисляются только те методы маркетинговых исследований, которые были использованы автором при их проведении (опрос: телефонный, массовый, экспертный), интервью, эксперимент, фокус-группа, наблюдение.

Информационная основа исследования – характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). В этой части указываются источники вторичной статистической и маркетинговой информации.

Например: источниками вторичной маркетинговой информации послужили данные АКАР, Федерального управления статистики, отчеты по рекламным затратам организации.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы раскрывается в её направленности на решение практических задач организации: планировании маркетинговых коммуникаций, управление рекламной и ПР-деятельностью, возможность внедрения разработанных предложений в деятельность организации и т. д.

Объем и структура работы. В заключительной части введения раскрывается структура выпускной квалификационной работы, т.е. дается перечень и описание ее структурных элементов.

Содержание основной части ВКР должно точно соответствовать теме работы и полностью раскрывать её в трёх главах, каждая из которых состоит из трёх параграфов.

Первая глава является теоретической и состоит из трёх параграфов – 1.1, 1.2, 1.3.

1.1 – полемическая часть первой главы: раскрываются основные понятия, связанные с темой, проводится обзор литературных источников по предмету выпускной квалификационной работы, высказывается точка зрения самого автора. Определяется та основная проблема, решению которой будет посвящена работа. В конце параграфа пишется краткое резюме, которое начинается словами: Таким образом…

1.2общие положения теории: отражаются общие положения теории, описание основных этапов, методов, с помощью которых достигается поставленная цель. Например, «Основные этапы планирования рекламной кампании».

1.3 – специфика изучаемого предмета исследования в рамках выбранной отрасли. Например, «Особенности брендинга в банковской сфере», «Разработка рекламного продукта в наружной рекламе».

В конце первой главы делаются выводы о степени разработанности проблемы исследования, её актуальности, об основных направлениях её изучения. Выводы по первой главе должны содержать обоснование направления практического исследования, которое описывается во второй главе.

Если первая глава является теоретической, то вторая глава является исследовательской и состоит из трёх частей (параграфов), которые обозначаются 2.1, 2.2, 2.3. Эта часть работы является основной, в ней студент демонстрирует умения и практические навыки работы по сбору и анализу маркетинговой информации.

2.1 – описательная часть второй главы: в ней приводятся краткая характеристика объекта наблюдения в наиболее общем виде, сведения об его основных показателях в рамках темы работы, развернутая информация о состоянии тех направлений деятельности объекта, которые предполагается усовершенствовать. В этой части работы даётся краткое описание рыночной ситуации, описывается положение организации на конкурентной карте рынка и реализуемые ею маркетинговые, коммуникационные и рекламные стратегии.

2.2 – аналитическая или исследовательская часть: анализ деятельности объекта наблюдения по вопросам предмета исследования, описание методов и полученные результаты анализа, которые представляются в виде таблиц, графиков, диаграмм и гистограмм. Например, исследование коммуникационной или рекламной деятельности предприятия. Главное, что нужно иметь в виду – этот параграф пишется на основе вторичной маркетинговой информации (внутренней и внешней). Ваша задача – показать умение собирать и анализировать имеющуюся информацию.

При выполнении этого раздела недопустимо ограничиваться констатацией фактов, необходимо раскрыть тенденции, вскрыть недостатки и причины, их обусловившие, чтобы в дальнейшем определить возможные варианты конструктивного изменения ситуации и разработать рекомендации по их реализации.

2.3 – расчётный раздел: расчет бюджета рекламной кампании, оценка удовлетворённости потребителей, оценка отношения потребителей к торговой марке, исследование факторов потребительских предпочтений и т. д. Главное, что нужно иметь в виду – этот параграф пишется на основе первичной маркетинговой информации (внутренней и внешней), которая собирается в результате использования тех или иных методов маркетинговых исследований: опросов, наблюдений, фокус-групп и др.

Для каждого метода исследования вам необходимо разработать инструмент сбора первичной информации: анкета, карта наблюдения, план эксперимента, гайд для фокус-группы, которые обязательно приводятся в приложении к работе. Если в рамках исследования проводился опрос, то студент приводит описание выборки и её расчёт, где и когда собиралась информация.

Третья глава является практической. В ней последовательно в двух-трёх параграфах дается описание и обоснование предложений по совершенствованию состояния объекта наблюдения на рынке, а также укрупненная оценка предполагаемого экономического или коммуникационного эффекта и иных выгод от вносимых предложений.

При формулировке выводов нужно соблюдать ряд правил:

1) вывод должен обобщать полученные в данном парагафе (главе) конечные, а не промежуточные результаты;

2) вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т. д.);

3) выводы должны быть краткими и не повторять теории.

Заключение содержит итоги выполненной работы. Здесь последовательно, логически стройно излагаются выводы и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, сформулированными во введении. В заключении отражаются основные итоги проделанной работы, определяется, достигнуты ли цель и задачи, формулируются предложения по использованию полученных результатов.

Выводы, сформулированные в работе, приводятся в заключении в обобщенном виде, например: «…разработана коммуникационная стратегия организации «Олимп» г. Новосибирска, включающая в себя…»; «…сформирован бюджет рекламной кампании, исходя из интеграции таких компонентов маркетинговых коммуникаций как.…»; «…ожидаемый экономический эффект от внедрения предлагаемых мероприятий составит…», «разработан комплект печатной рекламы для …» Объем заключения – 2-3 страницы.

Содержание заключения может быть структурировано по следующим направлениям:

- констатация исходного состояния проблемы исследования и условий решения поставленных задач;

- степень соответствия выполненной дипломной работы заданию, а рекомендуемых решений – современным тенденциям развития маркетинга, маркетинговых коммуникаций, брендинга, связей с общественностью;

- новизна, глубина, полнота, оригинальность проработки темы исследования (подход, методы, новые данные, достоверность расчетов, репрезентативность полученных данных и д.р.);

- оценка эффективности предложений;

- практическая значимость работы и сфера приложения её результатов для конкретного предприятия и для других предприятий отрасли.

Библиографический список использованной литературы составляет одну из существенных частей выпускной квалификационной работы; он отражает самостоятельную творческую работу выпускника, широкий круг тем и проблем, которые были изучены самостоятельно в период написания работы.

Каждый включенный в список литературный источник должен соответствовать теме выпускной квалификационной работы. В список включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются ссылки, но и те, которые были изучены дополнительно при исследовании темы работы. Понятно, что источники, на которые есть ссылки, должны доминировать над другими источниками.

Приложениясодержат вспомогательные материалы (промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных данных, тексты документов, анкеты, фотографии, образцы рекламной продукции, тексты документов, оригинал-макеты и другие вспомогательные или справочные материалы, использованные в работе).

Каждое приложение имеет свой заголовок. В оглавлении приложения не нумеруются, а пишется одно слово «Приложения». Страницы приложений имеют общую сквозную нумерацию с тестом. В тексте дипломной работы обязательно должны быть последовательные ссылки на все приложения.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Работа над ВКР начинается с выбора темы и научного руководителя. Основанием для выбора темы могут служить курсовые и иные работы, выполненные студентом ранее, знания и навыки, полученные при изучении специальной литературы и во время прохождения производственной практики, а также заявка от предприятия на разработку проектов по рекламе и связям с общественностью.

По характеру выпускная квалификационная работа может выполняться в виде:

разработки плана рекламной кампании, плана стимулирования сбыта, рекламных и ПР-продуктов, фирменного стиля, мероприятий директ-маркетинга;

– совершенствования деятельности организации на основе повышения эффективности планирования и организации коммуникационной, рекламной и ПР-деятельности;

организации деятельности служб рекламы и связей с общественностью в организации, управление рекламной и ПР-деятельностью, информационное обеспечение рекламной и ПР-деятельности, работы на выставках-ярмарках.

формирование комплекса маркетинговых коммуникаций, бренда, лояльности целевого рынка, комплекта печатной рекламы;

исследования рынка рекламных услуг, психологического влияния рекламы на поведение потребителей, экономической и коммуникационной эффективности рекламы и связей с общественностью в организации.

«Разработка …» – предполагает создание завершенного по форме и содержанию документа, предлагаемого предприятию для организации коммуникационной деятельности. Например: разработка плана рекламной кампании, разработка программы стимулирования сбыта, разработка комплекса рекламных стратегий предприятия.

«Совершенствование …» предполагает формирование предложений (мероприятий), связанных с улучшением рекламной и ПР-деятельности предприятия.

Тематика выпускной квалификационной (дипломной) работы включает следующие направления:

- кампании продвижения (рекламная и ПР-кампания);

- интегрированные маркетинговые коммуникации (компоненты маркетинговых коммуникаций);

- коммуникационная политика организации;

- организационно-методические рекомендации по маркетинговым исследованиям для принятия стратегических и тактических решений в сфере рекламной деятельности и связям с общественностью;

- анализ и обобщение зарубежных и отечественных теорий и практики рыночного хозяйствования для формирования и развития рекламной и ПР-деятельности;

- определение концептуальных основ развития рекламной и ПР-деятельности на предприятии;

- технологии рекламного дела;

- технологии связей с общественностью;

- технологии маркетинговых коммуникаций;

- информационно-компьютерное обеспечение рекламной и ПР-деятельности организации;

- разработка рекламного и ПР-продукта;

- разработка и анализ технологий производства рекламы;

- реклама и связи с общественностью в комплексе маркетинга;

- формирование и продвижение бренда;

- формирование лояльности потребителей торговой марке;

- формирование имиджа организации средствами маркетинговых коммуникаций;

- средства, методы и практические приёмы паблик рилейшнз.

Тема ВКР выбирается студентом самостоятельно, а её название окончательно формулируется вместе с руководителем. Примерная тематика выпускных квалификационных работ по кафедре приведена в следующем разделе данной методической работы.

Выбранная тема выпускной квалификационной работы закрепляется за студентом на основании его личного заявления. Образец заявления студента представлен в приложении 5. Тема и научный руководитель сначала утверждаются заведующим кафедрой, а затем – приказом ректора университета.

На что нужно обратить особое внимание перед написанием заявления – это шрифт написания названия организации, на материалах которой будет писаться выпускная квалификационная работа. Если название организации на печати написано заглавными буквами, то и теме работы название организации, на материалах которой она пишется, нужно писать заглавными буквами.

 

Например: Написание названия организации на печати   Написание названия организации в теме: «Разработка рекламного продукта для наружной рекламы (на материалах ООО «ПИРАМИДА» г. Новосибирска)». Написание названия организации на печати   Написание названия организации в теме: «Разработка фирменного стиля для ресторана (на материалах ООО «Пирамида» г. Новосибирска) Написание названия организации на печати   Написание названия организации в теме: «Разработка рекламного продукта для радио (на материалах ООО «Радио ЕВРОПА-плюс» г. Новосибирска)  

 

Далее студент согласовывает с научным руководителем план работы, который отражается в задании на ВКР. Сразу после этого студент приступает к разработке содержательной части работы (её содержания), которая определяет теоретическую (глава 1), исследовательскую (глава 2) и практическую часть (глава 3). После этого студенту понятно, какие вопросы будут освящены в теории, какие вопросы лягут в основу исследований и какие практические работы и разработки лягут в основу практический части выпускной квалификационной работы. В некоторых случаях студенту следует составить несколько содержательных планов по выбранной теме. При обсуждении с руководителем будет выбран наилучший вариант.

После этого студенту следует составить календарный график выполнения ВКР (табл. 2).

Таблица 2

Примерный календарный план

выполнения ВКР студентами очной формы обучения

 

  Месяц Разделы выпускной квалификационной работы и сроки их выполнения по неделям месяца
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Январь План Выполняется первый параграф первой главы (1.1) Выполняется второй параграф первой главы (1.2)
Факт    
Февраль   План Выполняется третий параграф первой главы (1.3) Выполняется первый параграф второй главы (2.1)
Факт    
Март   План Выполняется второй параграф второй главы (2.2) Выполняется третий параграф второй главы (2.3)
Факт    
Апрель   План Выполняется первый параграф третей главы (3.1) Выполняется второй параграф третьей главы (3.2)
Факт    
Май План   Выполняется третий параграф третьей главы (3.3) Оформление работы Сдача работы руководителю
Факт      
             

 

Безусловно, студент может в период сбора информации для выпускной работы делать наброски как для первой, так и для второй и третьей главы. Эта таблица необходима в качестве определения временных границ, она позволяет наглядно увидеть, что сроки выполнения выпускной квалификационной работы невелики, и на счету у студента не только каждый день, но и каждый час.

Примерный календарный план выполнения ВКР студентами заочной очной формы обучения приведен в таблице 3.

Таблица 3

Примерный календарный план

выполнения ВКР студентами заочной формы обучения

 

  Месяц Разделы выпускной квалификационной работы и сроки их выполнения по неделям месяца
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
  Октябрь   План Выполняется первый параграф первой главы Выполняется второй третий параграфы первой главы
Факт    
  Ноябрь   План Выполняется первый параграф второй главы Выполняется второй параграф второй главы
Факт    
Декабрь   План Выполняется третий параграф второй главы Выполняется первый и второй параграфы третей главы
Факт    
  Январь План   Выполняется третий параграф третьей главы (2.1) Оформление работы Сдача работы руководителю
Факт      
             

 

Первоначально готовится черновая рукопись теоретической главы, которая уже имеет правильную структуру.

 

Например: ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1. Интеграция маркетинговых коммуникаций в рекламной кампании 1.2. Основные этапы планирования рекламной кампании 1.3. Формирование бюджета рекламной кампании  

 

Перед тем как переходить к окончательной обработке рукописи, полезно обсуждать её содержание с научным руководителем после каждого этапа работы над главами.

После того, как черновые материалы получили одобрение научного руководителя, начинается детальная шлифовка текста рукописи, его редактура и корректировка. Проверяются и критически оцениваются каждый вывод, табличные данные, каждое предложение. Руководитель только помогает студенту, но не делает эту трудоёмкую работу за него. Недаром любое уважаемое издательство имеет в своём штате профессиональных редакторов и корректоров, технических редакторов, которые готовят рукопись автора к изданию.

Типовой график работы студента в период выполнения ВКР, содержащий все виды работ, сроки выполнения и результаты по ним, представлен в таблице 4.

Таблица 4

График работы студента-очника в период выполнения ВКР

 

Выполняемая работа Срок Результат
Разработка темы ВКР: 1) разработка и согласование; 2) представление заявления на утверждение темы сентябрь Согласованная тема Заявление на утверждение темы ВКР  
Разработка задания на ВКР октябрь Согласованное и утвержденное задание
Ознакомление с приказом об утверждении темы ВКР ноябрь Внесение номера и даты приказа в задание на ВКР
Написание текста ВРК, её первой главы – теоретической ноябрь-декабрь  
Подготовка плана проведения исследований по теме – основа второй главы ВКР (методы сбора и анализа вторичной и первичной маркетинговой информации) январь  
Выход на преддипломную практику февраль Аналитический материал по предмету ВКР
Выполнение ВКР   март – апрель Написанный и распечатанный текст ВКР, библиографический список, приложения
Редактура, корректировка, оформление текста в полном соответствии с требованиями май Полностью оформленная работа, титул, задание, отзыв руководителя, внешняя рецензия
Подготовка и сдача государственного экзамена Июнь Подготовка с помощью методического пособия «Итоговая государственная аттестация»
Подготовка к защите ВКР: 1) разработка текста доклада; 2) подготовка иллюстративной части; 3) подготовка презентации В течение недели до защиты ВКР Текст доклада, иллюстративная часть, презентация

 

Готовая ВКР должна быть представлена научному руководителю на рецензирование не позднее, чем за 15 дней до защиты. Руководитель проверяет ВКР в течение 5 дней, указывает студенту на недочеты, которые необходимо исправить, и после их окончательной корректировки студентом подписывает титульный лист, пишет отзыв на ВКР и рекомендует работу на внешнее рецензирование.

Отзыв руководителя ВКР содержит следующие структурные элементы:

– актуальность темы;

– оценку соответствия выполненной работы заявленной теме;

– степень участия автора в проведении исследований;

– практическую значимость;

– соответствие структуры работы требованиям, предъявляемым к ВКР;

– достоинства и недостатки работы (прил. 6).

Законченную выпускную квалификационную работу с положительным отзывом руководителя и его подписью заведующий кафедрой направляет на внешнее рецензирование. Внешняя рецензия пишется и подписывается руководителем предприятия той организации, на базе которой выполнялась работа, либо специалистом в области рекламы или связей с общественностью, к которому направляет студента руководитель его выпускной работы (прил. 7).

Дипломная работа с положительным отзывом, подписанная руководителем и с внешней рецензией допускается к защите заведующим кафедрой.