ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГО и РСЧС

Необходимость образования государственных сис­тем защиты населения и территорий как в России, так и за рубежом, была в свое время обусловлена ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.

В России после Первой мировой войны появление и бурное развитие авиации и химического оружия способствовало созданию в 1932 г. местной противовоздушной обороны (МПВО). В годы Великой Отечественной войны МПВО обес­печила успешную защиту населения от ударов фа­шистской авиации и создала условия для устойчивого функционирования объектов экономики, преврати­лась из локальной в общегосударственную систему за­щиты тыла страны, стала важным элементом обороно­способности государства.

В 50-е годы появление ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки к цели потребовало ко­ренных изменений доктрины ядерных держав и про­блема защиты населения и территорий от оружия мас­сового поражения приобрела особую остроту и важ­ность. В связи с этим в 1961 году система МПВО была преобразована в систему Гражданской обороны (ГО), вошедшую в состав Министерства обороны. Однако ГО в основном была ориентирована толь­ко на решение задач военного времени, что приводило к однобокости развития системы защиты населения от ЧС.

В 80-е годы, когда несколь­ко уменьшилась международная напряженность, ста­ли накапливаться проблемы защиты населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера и в 1987 г. были приняты меры по приданию системе ГО определенных функций в плане непосредственно­го решения этих проблем. Однако решительных мер по реорганизации гражданской обороны принято не было, а сложившаяся обстановка тре­бовала создания новой государственной системы, способной эффективно решать задачи защиты насе­ления и территорий в ЧС как в военное, так и в мир­ное время.

В 1990 г. было начато создание государст­венной системы по предупреждению и действиям в ЧС, которая объединила органы управления, силы и средства, в компетенцию которых входили задачи по защите населения и территорий (ЗНиТ) в ЧС природ­ного и техногенного характера. Этим было положено начало существования в стране как бы двух систем, од­на из которых решала задачи по ЗНиТ в ЧС природно­го и техногенного характера, другая — в ЧС военного характера.

В 1991 г. был создан Государственный ко­митет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед­ствий (ГКЧС), реорганизованный в 1994 г. в Минис­терство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий (МЧС). Таким образом, был создан единый федеральный орган исполнительной власти по решению задач защи­ты населения и территорий от ЧС природного, техно­генного характера, а также ЧС военного характера.

В 1992 г. было начато создание Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуаци­ях (РСЧС), преобразованной в 1995 г. на основе Феде­рального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера» в Единую государственную систему преду­преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В 1999 г. Гражданская оборона была выведена из со­става Министерства обороны и передана в распоряжение МЧС, а все ее структуры — в РСЧС. Таким образом, ГО прекратила существо­вание и была преобразована в систему мероприятий по защите населения и территорий в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий, выпол­няемых структурными элементами РСЧС. Таким образом, РСЧС юридически наделена полномочиями по решению задач защиты на­селения и территорий в различных ЧС в условиях как мирного, так и военного времени.