ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ БЖД

1. Принцип благотворительного взаимодействия ЧЕЛОВЕК-СРЕДА основывается на широко известном понятии: "Не навреди''. Каждое действие должно основываться на научных исследованиях, анализе психологов, экологов и других ученых.

2. Принцип системностиявляется основой концепции образования БЖД. Необходимо рассматривать безопасность в комплексе закономерно связанных явлений и устанавливать определенную последовательность этих процессов (опасности - причины - последствия).

3. Принцип социальной безопасности определяет благоприятное воздействие общественных явлений в индустрии, семье, политических отношениях и т.д. Непременное выполнение норм, правил, требований безопасности.

4. Принцип пронизывающей безопасности должен стать обязательным элементом деятельности детей, родителей, педагогов, воспитателей. Родители с раннего детства должны объяснять суть явлений, опасности, таящейся в окружающем мире. Этому должны помочь школы для молодых родителей.

Педагоги, логопеды и воспитатели в своей учебно-воспитательной деятельности должны на занятиях с детьми, учащимися, студентами, курсантами, независимо от изучаемых дисциплин и предметов, сообразовывать образовательные вопросы с безопасностью.

5. Принцип гуманизации и демилитаризации общества опирается на общечеловеческие принципы взаимоуважения, равенства наций, справедливости в человеческих отношениях, заботе о благе людей, создания условий для здорового образа жизни.

6. Принцип самоорганизации безопасности жизнедеятельностиоснован на функционировании системы"Информация - организация - управление". В случае деформации или отсутствия любого компонента наступает явление энтропии (хаоса) в действии системы (Абдеев Р. "Философия цивилизованного мира", 1994). Необходимо во взаимодействии с внешней средой сформировать стиль действия - основу самопрограммирования психики, саморегуляции и самоорганизации.

 

2.4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ БЖД

 

Воспитание безопасности жизнедеятельности опирается на общепризнанные научные теории воспитания, вместе с тем имеет свою специфику. Признанной методической базой изучения БЖД является системный анализ, это признано учеными всего мира и нашей страны.

Методология воспитания БЖД вытекает из целей и принципов учебно-воспитательного процесса, использует все компоненты накопленного мирового опыта по вопросам воспитания. За базу принимаются гуманистические компоненты определения ''Концепций воспитания школьников в современных условиях", разработанной группой ученых: А.А.Бодалевым, З.А.Мальковой, Л.И.Новиковой, В.И.Додоновым и В.А.Караковским, Д.С.Лихачевым, а также концепцией Вальдорфорских школ: «совершенствование человека в благоговейном отношении к миру и разумном пользовании плодами цивилизации, возвращении миру утраченных природных даров» (Р.Штайнер).

Профессионализм педагога и его мастерство характеризуются знанием и умением применять эффективные методы обучения и воспитания. В сфере жизнедеятельности человека изначально заложена борьба за существование. Борьба со всем тем, что его породило, с живыми и неживыми природными составляющими необходимыми потребительскими компонентами для жизнедеятельности человека, Эта борьба приобретает уродливые формы если человек не анализирует ситуацию, не прогнозирует последствия, не рассматривает закономерности связанных друг с другом, явлений, предметов и т.п. Это приводит к нарушению экологических систем, к созданию опасных ситуаций, к риску разрушения живых организмов, в том числе человека и природы. Недостаточность разумной жизнедеятельности человека приводит к негативным последствиям. Очевидно, что необходимо воспитаниебезопасности разумачеловека.

Только в этом случае будет обеспечена гармония в системе"человек-природа".В переносном смысле это означает, что"разум безопасности" (окружающий мир) и"безопасность разума" (деятельность человека) тождественны системе"человек-природа".

Необходимо создать условия в образовательной деятельности и сделать возможным изучение теоретических основ безопасности не только непосредственно на уроках ОБЖ, но и на каждом уроке.

Дети не всегда принимают на веру слова взрослых, т.к. развитие собственных суждений зависит от индивидуальных ощущений, восприятия происходящего в окружающем мире. Понимание хорошего и плохого, опасного и безопасного должно пройти через разум взрослого и ребенка. Каждый воспитатель и педагог должен суметь создать творческую обстановку и развить проектную культуру своих питомцев в области безопасности. Возможности для этого не ограничены, т.к. рассмотрение существующих ситуаций или их прогнозирование даст возможность детям осуществлять их анализ, проводить исследовательскую работу, принимать самостоятельные решения и давать предложения по исключению опасностей и риска в любой деятельности. Это приведет в конечном итоге к созданию комфорта и гармонии существования человеческой и природной сфер в результате развития мышления.

Чтобы создать систему безопасности разума, в первую очередь необходимы хорошо обученные педагогические кадры новой формации, обладающие знаниями не только по избранной профессии, но и знающие основы безопасности жизнедеятельности.

Каждый метод обучения и воспитания может быть применим в определенной обстановке, согласуясь с условиями окружающей среды. В этом заключено искусство педагога, его находчивость, знание психологии, умение переключаться и ориентироваться в конкретных обстоятельствах.

Основные методы воспитания приводят в учебниках педагогики. Методы воспитания выступают в синтезе с видами воспитательной деятельности, соответствующими каждому этапу образовательного процесса: познавательного, игрового, художественно-эстетического и др.

Выдел несколько групп методов воздействия на обучаемых.

1. Методы убеждающей речи, основанные на приобретении необходимых поведенческих навыков. Процесс приобретения знаний в данном случае базируется на аргументированности, подкрепленной фактами.

2. Наглядные методы, позволяющие осуществить возможность приближения к реальным жизненным ситуациям в области предотвращения негативных последствий.

3. Методы приобретения опыта путем целенаправленных заданий, создания экспериментальных ситуаций и т.п.

4. Методы анализа возможных прогностических идей и решений. По существующим различным способам выхода из опасных ситуаций необходимо выбрать наиболее эффективные, в соответствии со структурными и функциональными изменениями в существующих ситуациях.

5. Методы привлечения экспертов и специалистовдля получения специальной и дополнительной информации.

Каждый воспитатель должен уметь создавать творческую обстановку и развивать проектную культуру своих питомцев в области безопасности деятельности. Возможности для этого неограниченны, так как рассмотрение существующих ситуаций, их анализ, возможность безопасного функционирования, прогнозирования результатов, предложения по исключению опасностей и риска, созданию комфортных и гармоничных условий существования человеческих и природных сфер приводят к безопасному развитию мышления человека, то есть к безопасности разума.

На основе новых подходов к развитию и воспитанию личности методы воспитания должны способствовать определению путей взаимодействия БЖД с основами наук и деятельностью человека. Адаптация теории воспитания БЖД требует преодоления определенных трудностей. Основной трудностью является непонимание важности БЖД среди технократов, бюрократов, иногда и власть имущих. В качестве примера можно привести деятельность движения Гринпис, ведущего борьбу за сохранение окружающей среды. Те потери, которые несет наш народ в результате детской смертности, детского травматизма, потери здоровья детьми в результате бездушного отношения к этой проблеме взрослых, не должны оставаться незамеченными.

Результатом методического воспитательного воздействия в области безопасности является проектная культура мышления, благотворное взаимодействие живых и неживых сред, создание и функционирование комфортабельной техники и средств деятельности, не нарушающих экологию, здоровый образ жизни и всеобъемлющее понимание безопасности как образа жизни.