АКТУАЛЬНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ БЖД В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Цифры детского травматизма впечатляют. По разным причинам только от 10 до 14% детей заканчивают школу здоровыми. В каждой школе, как показывает статистика, за год травмы получают в среднем 10 ребят. Только в городе Магнитогорске ежегодно травмируется порядка 9.500 - 10.000 детей в возрасте до 18 лет: из них в быту - 2.500 чел., уличные травмы – от 4.800 до 5.200 детей, в дошкольных учреждениях – 250 - 300, школах – 1.100, спортивных организациях – 270-300, в результате ДТП 100-150, получают ожоги 300, страдают от укуса собак -350 детей. Только из числа обратившихся в лечебные учреждения травмы получают при падении с велосипеда в среднем в год 160-180 детей, от хулиганов-детей – 110-150, от хулиганских действий взрослых и родителей страдает 50-70 человек. Эти цифры приведены без учета микротравм, которые никем и никогда не фиксируются, и болезней из-за нарушения санитарно-гигиенических требований в учреждениях образования. Тот факт, что дети теряют зрение вследствие нарушения норм освещенности, дает основание предъявлять самые строгие претензии к педагогическому корпусу. К сожалению, отношение к детскому травматизму работников образования, да и не только их, еще далеко негуманно.

В России ежегодно погибает от различных травм в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП), производственного и бытового травматизма, происшествий криминального характера, отравлений алкоголем и наркотиками, утопления, удушения и суицида сотни тысяч человек, а становятся инвалидами в несколько раз больше. В результате ЧС гибнет до 2 – 3 тыс. человек. Основные же потери - 250 тысяч, происходят не в чрезвычайных, а повседневных менее опасных ситуациях, которые в силу своей обыденности (нечрезвычайности) не попадают в статистику МЧС, и не получают адекватного освещения в средствах массовой информации (СМИ).

Мировая статистика удручающа – ежегодно погибает около 2 миллионов человек, а получают ранения в 8-10 раз больше.

Что же происходит? Гуманные законы, нормативные акты, пропаганда здорового образа жизни, а результаты негативные.

Одной из основных причин такого страшного положения с получением ранений и гибелью людей ученые и специалисты в области безопасности человека и общества определяют как низкий уровень культуры безопасности насе -

_______________________________________________________________________


* Данная глава построена на основе исследований А.М. Якупова - канд. пед. наук, действительного члена (академика) Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), председателя президиума Магнитогорского регионального отделения МАНЭБ, а также научных статей В. Мошкина, Э. Антюхина, М. Сулла и др.

 

ления, а основным аспектом неприятия БЖД является невоспитанность наших граждан и в первую очередь самих педагогов и воспитателей в вопросах защиты и сохранения собственной жизни и окружающей природной среды. Это серьезнейшее упущение нашего образования.

По утверждению А.А. Кирюшкина, М.А. Михайлова, Э.П. Теплова, А.М. Якупова и др. современный этап развития общества характеризуется кризисными тенденциями с опасностями глобального масштаба. Если человечество не изменит характера своей жизнедеятельности, то необратимые изменения окружающей среды в ближайшие десятилетия приведут к социальной и экологической катастрофе.

К сожалению, в отечественной теории и практике проблеме формирования культуры безопасности уделяется недостаточное внимание. По данным аналитических исследований Л.М. Власовой, А.М. Якупова и др., изучение в учебных заведениях предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» по существующим программам и методикам (как правило, в младших и средних классах) проводится в основном на уроках в классе без должного воздействия на мировоззрение слушателей. При этом упускается важная составляющая – воспитание безопасности, формирование ценностей и целей личности и общества, от которых зависит безопасность их деятельности и жизни в новой эпохе.

Французский философ К.Гельвеций рассматривал ум, гений и добродетель как продукт только воспитания, а другой французский философ Д.Дидро отмечал: "Воспитание дает многое, но оно не дает и не может дать всего". Разделяя эти мысли, можно сказать, что без концепции образования БЖД воспитание не даст достаточно положительных результатов. Одним из основных аспектов формирования культуры безопасности, способствующих исключению негативных явлений в жизнедеятельности человека, должно и необходимо стать воспитание безопасности - непрерывное, систематическое и последовательное, начиная с раннего детского возраста (воспитывают родители), продолжающееся в системе образования и в течение всей жизни. Пока на всех возрастных уровнях, независимо от занимаемого положения, воспитание безопасности не станет делом практическим, возрождение и становление нации немыслимо. Таким образом, воспитание БЖД является неотъемлемой частью общегуманитарного образования человека и основным этапом формирования культуры безопасности.

В нашей жизни всегда существовали, и будут возникать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий. Поэтому одним из ключевых направлений в решении проблемы подготовки человека к безопасной жизнедеятельности (БЖД), по мнению А.М. Якупова является учебно-воспитательная, пропагандистская и агитационная деятельность по формированию культуры безопасности. Проблема подготовки человека к БЖД определяется необходимостью обучения не только правилам безопасности, но и, что особенно важно, правилам безопасного поведения в быту, на отдыхе, в учреждениях, на транспорте, на природе, в местах массового пребывания людей и т.д.

2.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА БЖД

 

· Сформировать у школьников сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, способствовать приобретению навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни в неблагоприятных и опасных условиях, обучить умению оказывать само- и взаимопомощь.

· Сформировать у учащихся положительное отношение к проблемам безопасности, дать детям понимание общей логики безопасности, научить предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случаях их возникновения.

· Обеспечить современный, научно обоснованный уровень знаний, умений и навыков в области обеспечения безопасности жизнедеятельности на основе комплексного междисциплинарного подхода с целью решения триединой задачи, состоящей из идентификации опасностей окружающего мира, реализации профилактических мероприятий и мерах защиты от остаточного риска.

· Ознакомить учащихся с медико-биологическими, психологическими аспектами безопасности жизнедеятельности, с различными ситуациями локального характера, связанными с нарушением экологического равновесия.

· Обучить ребят практическим навыкам по использованию различных средств и методов для профилактики и ликвидации опасностей, возникающих в повседневной жизни, различных экстремальных ситуациях в природных и городских условиях.

· Научить детей систематизировать научные знания по вопросам БЖД и эффективно применять их в повседневной жизни, учитывая все виды опасностей, оценивая различные жизненные ситуации, свои возможности, предпринимая грамотные действия по защите себя и окружающих.

Основой образовательной концепции БЖД профессор О.Н.Русак считает три взаимосвязанные задачи в области БЖД:

1) идентификация опасностей, т.е. распознавание образа с указанием количественных характеристик и координат опасностей.

2) защита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод.

3) ликвидация возможных (исходя из концепции остаточного риска) отрицательных (нежелательных) последствий.

Педагогическая деятельность имеет свою специфику, так как требования к безопасности в деятельности детей, учащихся, студентов имеют повышенный уровень. Поэтому предлагается следующая схема решения задач ОБЖ в условиях обучения.

Для создания здоровых и безопасных условий на занятиях всех форм обучения обучаемым необходимо знать, а учителю (воспитателю) научить их решать 3 блока взаимосвязанных задач, образующих единую для всех категорий обучаемых методику обеспечения безопасности.

При изучении различных предметов в школе эти блоки следующие.

1. Выявление, распознавание (идентификация) опасностей, которые могут иметь место в определенной деятельности: опасности, связанные с объектом; исходящие опасности от инструмента, приспособлений, оборудования, от приемов деятельности и от окружающей среды и обстановки.

2. Выходы из опасных ситуаций (предупреждение опасностей, исключение их причин). Исходя из идентификации опасностей предыдущего блока, анализируются, предлагаются и осуществляются профилактические мероприятия, исключающие причины и риск реализации опасностей. Подготовка инструмента проводится в соответствии с антропометрическими данными детей. Применение приспособлений и оборудования ведется согласно нормам охраны труда (ОТ) и техники безопасности (ТБ). Организация рабочего места осуществляется по законам эргономики, работа ведется с правильной координацией движений (сила, скорость), выполняя требования ТБ. Следует соблюдать нормы, требования санитарии и гигиены, пожарную безопасность.

3. Ликвация последствий остаточного риска (опасностей).

- Создание условий, планов проведения мероприятий, исключающих опасности.

- Характеристика отрицательных последствий опасностей, моделирование ситуаций, построение деревьев: опасностей, причин, последствий.

- Осуществление мероприятий по устранению последствий остаточного риска.

- Обучение оказанию первой помощи пострадавшим и расследование несчастных случаев.

В данном блоке проводятся социальная и экономическая оценка отрицательных последствий опасностей. Проводится сбор информации, накопление статистических данных; рассчитывается экономическая эффективность организационных мер по успешной ликвидации последствий; проводится обучение поведению людей в экстремальных условиях.

Сверхзадача современного образования – способствовать ускоренному воспроизводству нового, еще более мощного интеллекта, способного справиться с растущими угрозами и проблемами обеспечения безопасности человека и человечества.