Категории туризма

Туризм - явление многогранное, он проявляется во многих формах, и в литературе встречается множество его определений. Однако описание концепции туризма и по возможности более точная формулировка этого понятия необходимы в силу следующих причин:

а) для целей изучения туризма: анализ феномена туризма первоначально требует определить, что этот феномен охватывает;

б) для целей статистики: чтобы измерить феномен туризма, его надо определить с наибольшей точностью.

Одно из первоначальных и, по-видимому, наиболее точных определений туризма было дано профессорами Бернского университета Гунзикером и Крапфом, которое позже было принято Международной Ассоциацией научных экспертов туризма. Ученые считали, что туризм можно определить как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих в результате путешествия, пока оно не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды (прибыли).

Со временем эта первоначальная концепция туризма расширилась и стала включать различные виды деловых путешествий, которые не приводят к постоянному пребыванию и не включают извлечение прибыли в стране пребывания, поэтому их экономическое значение остается тем же. Т.е. туризм охватывает ²деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями² (ВТО).

Среди прочих характеристик туризма пять должны быть определены концептуально:

а) туризм - результат передвижения людей к различным туристским пунктам назначения и их остановки там с целью удовлетворения туристских потребностей;

б) различные формы туризма включают два базовых элемента: путешествие (перемещение) в туристский пункт назначения и остановка в этом пункте назначения, которая включает удовлетворение потребностей в размещении, питании и т.п.;

в) путешествие означает выезд из страны (региона, места проживания), где турист постоянно проживает;

г) движение туристов к различным туристским пунктам назначения является временным, что означает, что туристы вернутся к местам постоянного проживания через несколько дней, недель или месяцев;

д) люди посещают туристские места с различными целями, которые не включают постоянное проживание и извлечение прибыли (деловую активность).

Туризм во всех его формах является деятельностью, развитие которой зависит от имеющихся денежных ресурсов и свободного времени у индивидуумов. Необходимо отметить, что одна из причин, по которой люди путешествуют, - это развлечение и уход от ежедневных проблем жизни. Туризм предполагает движение путешественников к месту назначения, которое может быть как внутри страны, так и вне ее. Зачастую количество путешественников может быть сравнимо с местным населением стран, которые они посещают (и даже численно его превосходить). Все формы туризма включают некоторый вид путешествия, но не все виды путешествия являются туризмом.По рекомендации ВТО все типы туристов определяются как посетители. Таким образом, все путешественники делятся на посетителей (включаются в туристскую статистику) и прочих путешественников (не включаются в туристскую статистику).

Временный характер туризма отличает его от миграции. Миграция включает передвижение населения и постоянное проживание на том месте, куда оно мигрирует. Туризм же отличается коротким сроком путешествия и включает сезонные и временные передвижения населения к пунктам назначения, удовлетворяющим их требованиям.

Для более полного определения туризма Всемирная туристская организация предложила ввести следующую классификацию по типам туризма: внутренний, въездной и выездной туризм. Основным критерием данных определений является пересечение государственных границ. Причем данную классификацию можно применять как для страны, так и для каждого конкретного региона[1] (дестинации).

Внутренний туризм включает жителей какой-либо страны (региона), путешествующих по своей стране (региону). Эта форма туризма не приносит стране валюту, хотя и влияет на развитие экономики, воздействуя на перераспределение доходов между регионами страны. Одним из условий для развития этого вида туризма является наличие необходимых средств приема и обслуживания туристов. Другим условием является соответствующий уровень развития внутренней инфраструктуры (транспорт, дороги и т.п.) страны.

Выездной туризм – выезд и путешествие жителей какой-либо страны (региона) по другой стране (региону).

Въездной туризм – прибытие и путешествие по какой-либо стране (региону) лиц, не являющихся ее жителями (жителями региона). Въездной туризм с точки зрения получения доходов характеризуется как активный, так как создает приток иностранной валюты, а выездной туризм как пассивный, при котором валюта вывозится из страны. В большинстве стран въездной туризм является приоритетным направлением развития туристской (и национальной) экономики.

При рассмотрении экономики туризма конкретной страны (региона), направлений ее развития и повышения эффективности функционирования необходимо рассматривать такие понятия, как национальный, международный туризм и туризм в пределах данной страны (региона). С точки зрения приведенной классификации к национальному туризму относится внутренний и выездной туризм, к международному туризму – въездной и выездной. Туризм в пределах данной страны (региона) охватывает как граждан данной страны (внутренний туризм), так и приезжающих из других стран и регионов (въездной туризм). С точки зрения повышения доходов страны (региона) он является наиболее привлекательным. Развитие этого направления туристской деятельности позволяет, с одной стороны, увеличить приток валюты в страну (регион), а с другой, денежные средства граждан, проживающих в данной стране (регионе), остаются в ее пределах и оказываются вовлеченными в развитие экономики данной страны (региона). Кроме того, внутренний туризм выполняет такую экономически важную функцию, как сглаживание уровней доходов в данном государстве (регионе). Экономический смысл функции сглаживания заключается в том, что осуществляется перераспределение более высоких доходов граждан из промышленно развитых регионов в экономически слаборазвитые регионы, где доходы граждан значительно ниже. Но эти регионы располагают, как правило, более богатыми природными ресурсами (сельскохозяйственные регионы). На рисунке 1.2.схематично представлены типы туризма.

 
 

Необходимо отметить, что часть дохода, который индивидуальный посетитель выделяет для туристских целей, расходуется в пункте назначения, а другая расходуется при организации и во время путешествия для достижения этого пункта назначения.

Для определения туризма, прежде всего, необходимо сформулировать следующие основные понятия и постулаты:

а) турист - это тот, кто стремится удовлетворить различные естественные потребности в путешествиях. Желания и потребности туриста будут определять место назначения, которое он решит посетить, и деятельность, в которой он собирается принять участие;

б) туристский бизнес - это бизнес, который предполагает деятельность с целью извлечения прибыли по производству и реализации продуктов и услуг, удовлетворяющих потребности туристов;

в) для сферы гостеприимства туризм в основном выступает как позитивный фактор, а также как фактор, открывающий новые рабочие места и увеличивающий доходы региона. Однако туризм может оказать и негативное воздействие на окружающую среду;

г) туризм рассматривается национальными администрациями как фактор развития экономики, нередко без учета возможных негативных результатов (прямой и косвенный ущерб).

Учитывая сказанное, туристская деятельность может быть определена как ряд явлений и взаимоотношений, являющихся результатом взаимодействия туристов, туристских предприятий, сферы гостеприимства, администрации в процессе привлечения, размещения и обслуживания посетителей.

Туризм - это совокупность всех его составляющих: продуктов, сервиса, объектов показа и производственных единиц, которые предлагаются индивидуальным потребителям или группам людей, временно оставляющим место постоянного проживания и путешествующим в определенные туристские пункты назначения (дестинации).

На рисунке 1.3 представлены основные компоненты, составляющие туризм.
Если попытаться обозреть все многообразие видов туризма и оценить то влияние, которое он оказывает на разные секторы экономики, можно понять, почему так трудно сформулировать исчерпывающее определение туризму. Каждое определение, которое было дано туризму в разных изданиях, основано на решении конкретных проблем и связано с конкретной ситуацией. Необходимо отметить, что недостатки в определениях туризма связаны со специфичностью этой индустрии.