Органы управления торговлей и таможенным делом
Министерство торговли Российской Федерации (Минторг России), согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 21 декабря 1999 г.*, является федеральным органом исполнительной власти, проводящим единую государственную торговую политику и осуществляющим управление в области внешнеторговой деятельности, торгово-экономических связей с иностранными государствами, в том числе участниками Содружества Независимых Государств, военно-технического содружества с иностранными государствами, внутренней торговли и общественного питания, а также координацию деятельности в этой области других федеральных органов исполнительной власти и в установленном порядке соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации.
* СЗ РФ. 1999. № 52. Ст. 6413.
На Министерство непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.
Министерство является государственным заказчиком по экспортно-импортным операциям в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами во исполнение международных обязательств.
В ведении Минторга России находятся его уполномоченные в регионах и субъектах Федерации, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция), а также государственные предприятия, специализированные и учебные заведения, государственные внешнеэкономические объединения.
Министерство обеспечивает координацию, планирование и контроль деятельности федеральных государственных унитарных предприятий «Государственная компания «Росвооружение», «Промэкспорт» и «Российские технологии», а также других субъектов военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами.
Схема 28. Организация управления торговлей и таможенным делом
Министерство осуществляет руководство деятельностью представительств РФ по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах, их кадровое обеспечение и финансирование, а также совместно с Министерством иностранных дел — деятельностью торгово-экономических отделов посольств РФ в иностранных государствах и их кадровое обеспечение. По согласованию с Министерством иностранных дел оно направляет своих представителей в постоянные представительства РФ при международных организациях и осуществляет оперативное руководство деятельностью этих представителей. Названные представительства, торгово-экономические отделы и представители составляют загранаппарат Министерства.
Основными задачами Министерства торговли являются:
разработка единой государственной политики в области внешнеторговой деятельности как составной части внешней политики Российской Федерации;
разработка предложений по формированию государственной политики в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами и обеспечение ее реализации;
разработка и реализация государственной политики в области внутренней торговли и общественного питания;
осуществление государственного регулирования внешнеторговой деятельности и экспортной политики;
осуществление мер по защите экономических интересов страны, субъектов Федерации, российских участников внешнеторговой деятельности, отечественных товаропроизводителей и потребителей на внешнем и внутреннем рынках;
участие в работе по созданию благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки и обеспечение условий для роста объемов экспорта российских товаров, в том числе продукции военного назначения;
разработка предложений по заключению международных договоров РФ по вопросам внешнеэкономических связей;
осуществление координации внешнеторговой деятельности субъектов Федерации, а также решение других задач, указанных в Положении.
В Положении подробно изложены функции, которые выполняет Министерство в соответствии с возложенными на него задачами. Министерство, в частности, анализирует состояние внутренней торговли, общественного питания и потребительского рынка страны, разрабатывает предложения по развитию его инфраструктуры, преодолению внутриструктурных и региональных диспропорций, прогнозы развития на текущий период и на перспективу и осуществляет методическое обеспечение внутренней торговли; подготавливает предложения о стимулировании формирования рыночных отношений и развития предпринимательства, совершенствовании системы ценообразования; осуществляет мониторинг внутренних цен, а также принимает участие в рассмотрении с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений о совершенствовании системы налогообложения и бухгалтерского учета; разрабатывает и утверждает инструкции и другие ведомственные акты по вопросам подготовки к организации снабжения населения страны продуктами питания и товарами первой необходимости в условиях особого периода и чрезвычайных ситуаций.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации(ГТК России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в РФ. Он функционирует во взаимодействии со всеми другими федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями.
Государственная таможенная служба осуществляется в соответствии с принципами единства таможенной территории, таможенных органов, находящихся в федеральном подчинении, таможенного законодательства. Хотя таможенное регулирование, согласно п. «ж» ст. 71 Конституции, является прерогативой федеральных органов государственной власти, предполагается обязательный учет мнений и рекомендаций субъектов Федерации.
В соответствии с Положением о ГТК России, утвержденным Указом Президента от 25 октября 1994 г.*, он решает свои задачи непосредственно и через региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты и подведомственные ему предприятия, учреждения и организации.
* СЗ РФ. 1994. № 27. Ст. 2855.
Основными задачами ГТК России являются:
участие в разработке таможенной политики, ее реализация и защита экономических интересов Российской Федерации;
обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности таможенной территории России;
организация применения и совершенствования средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, исходя из приоритетов развития экономики страны и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях;
организация и совершенствование таможенного дела;
обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
обеспечение участия страны в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.
Соответственно этим задачам ГТК России выполняет функции, перечисленные в Положении о нем, и наделен широкими полномочиями, особенно в сфере таможенного регулирования и экспортно-импортного контроля.
Таможенный контроль осуществляют должностные лица таможенных органов путем проверки документов и сведений, необходимых для досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра; учета товаров и транспортных средств, устного опроса физических и должностных лиц; осмотра территорий, помещений и различных складов и других мест, где могут находиться товары и объекты, подлежащие таможенному контролю.
ГТК России организует борьбу с нарушениями таможенных правил, административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов, а также иными административными правонарушениями, рассмотрение дел по которым в соответствии с КоАП осуществляют таможенные органы*.
* СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4533.
Согласно Таможенному кодексу, за нарушение таможенных правил могут налагаться следующие виды взысканий: предупреждение, штраф, отзыв лицензии или квалификационного аттестата, конфискация товаров и транспортных средств, взыскание их стоимости, конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственным объектом нарушения таможенных правил.
Система таможенного контроля организуется как в пунктах на таможенных границах, так и на внутренних таможнях, которые созданы в каждом краевом и областном административном центре. Сейчас работает 154 таможни и 510 таможенных постов. Количество сотрудников таможенной службы России возросло по сравнению с их количеством в бывшем Советском Союзе с 3,5 до 53 тыс. человек. Это позволяет ГТК выполнять свою миссию на всей российской территории. И доход в пользу государства таможенные органы стали приносить немалый — около четверти российского бюджета*.
* Российская газета. 1996. 26 янв., 28 мая., 25 окт.
В последние годы бегство российского капитала за границу приняло масштабы, невиданные со времен гражданской войны. Ежегодно многие миллиарды долларов нелегально покидают Россию? Органом валютного контроля наряду с Цетробанком России и Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю является и ГТК. Для этих целей существуют специально созданные структурные подразделения: в ГТК России — управление валютного контроля; в региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах — соответствующие отделы. Главная задача этих органов — не допустить сокрытия валютной выручки от экспорта товаров и обеспечить своевременное и полное ее поступление в Российскую Федерацию и зачисление на валютный счет экспортера.
ГТК России имеет своих представителей в зарубежных странах и прежде всего в странах СНГ. Это — таможенные атташе представительств Российской Федерации в зарубежных странах и создаваемый при необходимости их аппарат. Они действуют на основе соответствующего Положения, утвержденного постановлением Правительства от 4 декабря 1995 г.*
* СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4932.
Из числа федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены определенные задачи по внешнеторговой деятельности, остановимся еще только на двух.
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю(ВЭК России) была образована для реализации правительственных функций валютного и экспортного контроля. Она состоит из центрального аппарата и территориальных органов.
Согласно Положению об этой федеральной службе, утвержденному постановлением Правительства от 15 ноября 1993 г.*, ее главной задачей является проведение единой государственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. Для выполнения своих функций Федеральная служба наделена широкими полномочиями. В частности, она имеет право:
* САПП РФ. 1993. № 47. Ст. 4534.
проводить проверки финансовых документов, бухгалтерских книг, планов, смет, деклараций, контрактов, соглашений (договоров) и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами экспорта и импорта товаров и услуг, бартерных операций, иных внешнеэкономических операций, получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте;
ставить вопрос о приостановлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области внешнеэкономической деятельности, вносить предложения об исключении предприятий и организаций из перечня экспортеров стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам Федеральной службы соответствующих документов.
В своей деятельности Федеральная служба руководствуется Законом РФ от 19 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»*, Указом Президента от 21 ноября 1995 г. «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации»** и постановлением Правительства от 28 февраля 1996 г. «О мерах по усилению и развитию валютного контроля в Российской Федерации»***.
* Ведомости РФ. 1992. № 45. Ст. 2542.
** СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4654.
*** СЗ РФ. 1996. № 10. Ст. 950.
Федеральным законом от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле»* установлено, что Правительством определяется специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля, являющийся органом валютного контроля. Экспортный контроль — комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.
* СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3774.
Министерство Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств (Минсодружество России) в соответствии с постановлением Правительства от 31 октября 1998 г.* осуществляет следующие функции в области торговли:
* СЗ РФ. 1998. № 45.Cт.5517.
проработку проблем формирования единого экономического пространства и зоны свободной торговли в рамках СНГ;
проработку вопросов сотрудничества в освоении бассейна Каспийского моря и транспортировки каспийской нефти;
взаимодействие с торгово-экономическими отделами посольств Российской Федерации в странах СНГ.
В целях расширения интеграционных связей внутри СНГ создан Совет руководителей таможенных служб стран Содружества. С его помощью достигнута договоренность о взаимодействии в борьбе, с незаконным оборотом наркотиков и упрощении процедур таможенного оформления.
Субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти РФ и ее субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Федерации с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.
Согласно Федеральному закону от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»*, субъекты Федерации в целях реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей по согласованию с МИД РФ пользуются правом открывать свои представительства за пределами Российской Федерации.
* СЗ РФ. 1999 №2. Ст. 231.
Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации возлагается на федеральные органы исполнительной власти в порядке, устанавливаемом Президентом по предложению Правительства. Соответствующие федеральные органы исполнительной власти вправе получать от органов государственной власти субъектов Федерации информацию о проводимых субъектами Федерации мероприятиях по осуществлению международных и внешнеэкономических связей, давать им свои предложения и рекомендации.