Органы управления торговлей и таможенным делом

Министерство торговли Российской Федерации (Минторг России), согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Прави­тельства от 21 декабря 1999 г.*, является федеральным органом испол­нительной власти, проводящим единую государственную торговую по­литику и осуществляющим управление в области внешнеторговой де­ятельности, торгово-экономических связей с иностранными государ­ствами, в том числе участниками Содружества Независимых Госу­дарств, военно-технического содружества с иностранными государст­вами, внутренней торговли и общественного питания, а также коорди­нацию деятельности в этой области других федеральных органов ис­полнительной власти и в установленном порядке соответствующих ор­ганов исполнительной власти субъектов Федерации.

 
 


* СЗ РФ. 1999. № 52. Ст. 6413.

 

На Министерство непосредственно возложены координация и ре­гулирование внешнеторговой деятельности, в том числе в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Министерство является государственным заказчиком по экспорт­но-импортным операциям в области военно-технического сотрудни­чества Российской Федерации с иностранными государствами во ис­полнение международных обязательств.

В ведении Минторга России находятся его уполномоченные в реги­онах и субъектах Федерации, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция), а также государственные предприятия, специализированные и учебные заведения, государственные внешнеэкономические объединения.

Министерство обеспечивает координацию, планирование и кон­троль деятельности федеральных государственных унитарных пред­приятий «Государственная компания «Росвооружение», «Промэкспорт» и «Российские технологии», а также других субъектов военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами.


Схема 28. Организация управления торговлей и таможенным делом

Министерство осуществляет руководство деятельностью предста­вительств РФ по торгово-экономическим вопросам в иностранных го­сударствах, их кадровое обеспечение и финансирование, а также со­вместно с Министерством иностранных дел — деятельностью торгово-экономических отделов посольств РФ в иностранных государствах и их кадровое обеспечение. По согласованию с Министерством иностран­ных дел оно направляет своих представителей в постоянные предста­вительства РФ при международных организациях и осуществляет опе­ративное руководство деятельностью этих представителей. Названные представительства, торгово-экономические отделы и представители составляют загранаппарат Министерства.

Основными задачами Министерства торговли являются:

разработка единой государственной политики в области внешне­торговой деятельности как составной части внешней политики Рос­сийской Федерации;

разработка предложений по формированию государственной поли­тики в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами и обеспечение ее реализации;

разработка и реализация государственной политики в области внут­ренней торговли и общественного питания;

осуществление государственного регулирования внешнеторговой деятельности и экспортной политики;

осуществление мер по защите экономических интересов страны, субъектов Федерации, российских участников внешнеторговой дея­тельности, отечественных товаропроизводителей и потребителей на внешнем и внутреннем рынках;

участие в работе по созданию благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки и обеспечение условий для роста объемов экспорта российских товаров, в том числе продук­ции военного назначения;

разработка предложений по заключению международных догово­ров РФ по вопросам внешнеэкономических связей;

осуществление координации внешнеторговой деятельности субъ­ектов Федерации, а также решение других задач, указанных в Поло­жении.

В Положении подробно изложены функции, которые выполняет Министерство в соответствии с возложенными на него задачами. Ми­нистерство, в частности, анализирует состояние внутренней торговли, общественного питания и потребительского рынка страны, разрабаты­вает предложения по развитию его инфраструктуры, преодолению внутриструктурных и региональных диспропорций, прогнозы развития на текущий период и на перспективу и осуществляет методическое обеспечение внутренней торговли; подготавливает предложения о сти­мулировании формирования рыночных отношений и развития пред­принимательства, совершенствовании системы ценообразования; осу­ществляет мониторинг внутренних цен, а также принимает участие в рассмотрении с заинтересованными федеральными органами испол­нительной власти предложений о совершенствовании системы налогообложения и бухгалтерского учета; разрабатывает и утверждает ин­струкции и другие ведомственные акты по вопросам подготовки к ор­ганизации снабжения населения страны продуктами питания и това­рами первой необходимости в условиях особого периода и чрезвычай­ных ситуаций.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации(ГТК России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляю­щий непосредственное руководство таможенным делом в РФ. Он функционирует во взаимодействии со всеми другими федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями.

Государственная таможенная служба осуществляется в соответст­вии с принципами единства таможенной территории, таможенных ор­ганов, находящихся в федеральном подчинении, таможенного законо­дательства. Хотя таможенное регулирование, согласно п. «ж» ст. 71 Конституции, является прерогативой федеральных органов государст­венной власти, предполагается обязательный учет мнений и рекомен­даций субъектов Федерации.

В соответствии с Положением о ГТК России, утвержденным Ука­зом Президента от 25 октября 1994 г.*, он решает свои задачи непосред­ственно и через региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты и подведомственные ему предприятия, учреждения и организации.

 
 


* СЗ РФ. 1994. № 27. Ст. 2855.

 

Основными задачами ГТК России являются:

участие в разработке таможенной политики, ее реализация и защита экономических интересов Российской Федерации;

обеспечение в пределах своей компетенции экономической без­опасности таможенной территории России;

организация применения и совершенствования средств таможен­ного регулирования хозяйственной деятельности, исходя из приорите­тов развития экономики страны и необходимости создания благопри­ятных условий для участия России в мирохозяйственных связях;

организация и совершенствование таможенного дела;

 

 


обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

обеспечение участия страны в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

Соответственно этим задачам ГТК России выполняет функции, перечисленные в Положении о нем, и наделен широкими полномочия­ми, особенно в сфере таможенного регулирования и экспортно-им­портного контроля.

Таможенный контроль осуществляют должностные лица таможен­ных органов путем проверки документов и сведений, необходимых для досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра; учета товаров и транспортных средств, устного опроса физических и долж­ностных лиц; осмотра территорий, помещений и различных складов и других мест, где могут находиться товары и объекты, подлежащие тамо­женному контролю.

ГТК России организует борьбу с нарушениями таможенных правил, административными правонарушениями, посягающими на нормаль­ную деятельность таможенных органов, а также иными администра­тивными правонарушениями, рассмотрение дел по которым в соответ­ствии с КоАП осуществляют таможенные органы*.

 
 


* СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4533.

 

Согласно Таможенному кодексу, за нарушение таможенных правил могут налагаться следующие виды взысканий: предупреждение, штраф, отзыв лицензии или квалификационного аттестата, конфиска­ция товаров и транспортных средств, взыскание их стоимости, конфис­кация транспортных средств, на которых перевозились товары, являю­щиеся непосредственным объектом нарушения таможенных правил.

Система таможенного контроля организуется как в пунктах на та­моженных границах, так и на внутренних таможнях, которые созданы в каждом краевом и областном административном центре. Сейчас ра­ботает 154 таможни и 510 таможенных постов. Количество сотрудников таможенной службы России возросло по сравнению с их количеством в бывшем Советском Союзе с 3,5 до 53 тыс. человек. Это позволяет ГТК выполнять свою миссию на всей российской территории. И доход в пользу государства таможенные органы стали приносить немалый — около четверти российского бюджета*.

 
 


* Российская газета. 1996. 26 янв., 28 мая., 25 окт.

 

В последние годы бегство российского капитала за границу приня­ло масштабы, невиданные со времен гражданской войны. Ежегодно многие миллиарды долларов нелегально покидают Россию? Органом валютного контроля наряду с Цетробанком России и Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю является и ГТК. Для этих целей существуют специально созданные структурные подразделения: в ГТК России — управление валютного контроля; в региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных по­стах — соответствующие отделы. Главная задача этих органов — не до­пустить сокрытия валютной выручки от экспорта товаров и обеспечить своевременное и полное ее поступление в Российскую Федерацию и зачисление на валютный счет экспортера.

ГТК России имеет своих представителей в зарубежных странах и прежде всего в странах СНГ. Это — таможенные атташе представи­тельств Российской Федерации в зарубежных странах и создаваемый при необходимости их аппарат. Они действуют на основе соответству­ющего Положения, утвержденного постановлением Правительства от 4 декабря 1995 г.*

 
 


* СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4932.

 

Из числа федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены определенные задачи по внешнеторговой деятельности, ос­тановимся еще только на двух.

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю(ВЭК России) была образована для реализации правительственных функций валютного и экспортного контроля. Она состоит из централь­ного аппарата и территориальных органов.

Согласно Положению об этой федеральной службе, утвержденно­му постановлением Правительства от 15 ноября 1993 г.*, ее главной задачей является проведение единой государственной политики в об­ласти организации контроля и надзора за соблюдением законодатель­ства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэконо­мических операций. Для выполнения своих функций Федеральная служба наделена широкими полномочиями. В частности, она имеет право:

 
 


* САПП РФ. 1993. № 47. Ст. 4534.

 

проводить проверки финансовых документов, бухгалтерских книг, планов, смет, деклараций, контрактов, соглашений (договоров) и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъекта­ми экспорта и импорта товаров и услуг, бартерных операций, иных внешнеэкономических операций, получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государством в иностран­ной валюте;

ставить вопрос о приостановлении валютных, экспортно-импорт­ных и иных внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствую­щих субъектов лицензий и других прав в области внешнеэкономичес­кой деятельности, вносить предложения об исключении предприятий и организаций из перечня экспортеров стратегически важных сырье­вых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам Федеральной службы соответствующих документов.

В своей деятельности Федеральная служба руководствуется Зако­ном РФ от 19 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»*, Указом Президента от 21 ноября 1995 г. «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Феде­рации»** и постановлением Правительства от 28 февраля 1996 г. «О мерах по усилению и развитию валютного контроля в Российской Федерации»***.

 
 


* Ведомости РФ. 1992. № 45. Ст. 2542.

** СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4654.

*** СЗ РФ. 1996. № 10. Ст. 950.

 

Федеральным законом от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контро­ле»* установлено, что Правительством определяется специально упол­номоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля, являющийся органом валютного контроля. Экспортный контроль — комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, резуль­татов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использо­ваны при создании оружия массового поражения, средств его достав­ки, иных видов вооружения и военной техники.

 
 


* СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3774.

 

Министерство Российской Федерации по делам Содружества Незави­симых Государств (Минсодружество России) в соответствии с поста­новлением Правительства от 31 октября 1998 г.* осуществляет следую­щие функции в области торговли:

 
 


* СЗ РФ. 1998. № 45.Cт.5517.

 

проработку проблем формирования единого экономического про­странства и зоны свободной торговли в рамках СНГ;

проработку вопросов сотрудничества в освоении бассейна Каспий­ского моря и транспортировки каспийской нефти;

взаимодействие с торгово-экономическими отделами посольств Российской Федерации в странах СНГ.

В целях расширения интеграционных связей внутри СНГ создан Совет руководителей таможенных служб стран Содружества. С его помощью достигнута договоренность о взаимодействии в борьбе, с неза­конным оборотом наркотиков и упрощении процедур таможенного оформления.

Субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предо­ставленных им Конституцией, федеральным законодательством и до­говорами между органами государственной власти РФ и ее субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках орга­нов, созданных специально для этой цели. Субъекты Федерации с со­гласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

Согласно Федеральному закону от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Россий­ской Федерации»*, субъекты Федерации в целях реализации соглаше­ний об осуществлении международных и внешнеэкономических свя­зей по согласованию с МИД РФ пользуются правом открывать свои представительства за пределами Российской Федерации.

 
 


* СЗ РФ. 1999 №2. Ст. 231.

 

Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации возлагается на федеральные органы исполни­тельной власти в порядке, устанавливаемом Президентом по предло­жению Правительства. Соответствующие федеральные органы испол­нительной власти вправе получать от органов государственной власти субъектов Федерации информацию о проводимых субъектами Федера­ции мероприятиях по осуществлению международных и внешнеэко­номических связей, давать им свои предложения и рекомендации.