I. Организационно-правовая система управления

С распадом СССР зависимость России от внешних рынков много­кратно возросла. Это по-новому ставит вопрос о характере и масштабах взаимодействия с мировым рынком. Реалии социально-экономичес­кого развития Российской Федерации — спад производства и затяжной структурный кризис, отсутствие прочных хозяйственных связей внутри СНГ, рост экономической преступности, особенно во внешне­экономической сфере, усиливающаяся конкуренция на мировых то­варных рынках — все это усложняет государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Потребность во внешней торговле обусловливается не дефицитом или излишками собственных товаров. Ее основа — сравнительные из­держки производства продукции и услуг: мы покупаем то, что обходит­ся нам дешевле на внешнем рынке, а продаем то, что приносит нам выгоду.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятель­ности охватывает ряд отраслей и сфер: торговлю, валютные операции, бартерные сделки и другие формы сотрудничества государств, прово­димые на основе международного разделения труда и взаимной выгоды партнеров.

Становление законодательной базы России по регулированию внешней торговли фактически началось с издания Указа Президента от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономческой деятельнос­ти на территории Российской Федерации»*, который, по существу, от­менил ранее существовавшую государственную монополию внешней торговли, сохранив ее лишь на отдельные виды продукции, сырья.

 
 


* Ведомости РСФСР. 1991. № 47. Ст. 1612.

 

В 1992—1995 гг. был сформирован механизм, представляющий собой комплекс инструментов тарифного и нетарифного регулирова­ния внешнеэкономических связей. Были приняты Законы РФ от 9 ок­тября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»*, от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе»** и Таможенный кодекс РФ 1993 г.***, а также другие нормативные акты.

 
 


* Ведомости РСФСР. 1992. № 45. Ст. 2542.

** Ведомости РФ. 1993. № 31. Ст. 1224.

*** Ведомости РФ. 1993. №23. Ст. 821.

 

В целом механизм внешнеэкономической деятельности характери­зуется введением в действие инструментов косвенного экономического регулирования, все в большей степени превалирующего над админи­стративными, распорядительными управленческими функциями. Система государственного регулирования стала более гибкой, способ­ной адекватно реагировать на изменения экономической ситуации в стране и международных хозяйственных связей.

Заметным шагом в этом направлении стал Федеральный закон от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»*. Его цели: защита экономического суверенитета, обес­печение экономической безопасности Российской Федерации, стиму­лирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики России в мировую экономику. В законе четко разграничиваются вопросы, находящиеся в ведении Российской Феде­рации, ее субъектов и их совместном ведении. Это служит весомым фактором ликвидации негативных последствий «парада суверените­тов» регионов России при осуществлении ими внешнеэкономической деятельности, активизация которого особенно пагубно проявилась в 1992-1993 гг.

 
 


* СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3923.

 

 

Как подчеркивается в Федеральной программе развития экспорта, одобренной Правительством 8 февраля 1996 г.*, исключительно важ­ными и актуальными на современном этапе экономических преобра­зований являются вопросы укрепления экспортного потенциала Рос­сии. Значимость экспорта как фактора поддержания производства и источника валюты для удовлетворения первоочередных нужд народ­ного хозяйства существенно возросла. Ведь за счет валютной выручки от экспорта, прежде всего нефти и газа, ввозятся продовольствие и потребительские товары, чтобы восполнить головокружительное падение производства в аграрной сфере, машиностроении и легкой индустрии.

 
 


* СЗ РФ. 1996. № 8. Ст. 770.

 

При этом серьезным недостатком экспорта является то, что более чем на 70% он состоит из сырья и полуфабрикатов. Россия продолжает быть для Запада источником сырья. Резко сократился вывоз готовых изделий, и особенно продукции машиностроения. Страна теряет рынки стран Восточной Европы, Ирака, Югославии и даже бывших республик СССР. Интеграция России в мировую торговлю встречает ощутимое сопротивление со стороны стран Запада, в результате чего страна ежегодно недополучает до 3 млрд. долл. США выручки от внеш­ней торговли.

Поэтому названной программой предусматривается ряд мер для вы­хода из кризиса в этой области. В частности, планируется увеличить военно-технический экспорт, усиление сотрудничества со странами СНГ, предоставление государственной финансовой, налоговой, ин­формационно-консультативной, дипломатической и других видов по­мощи отечественным экспортерам.

Основополагающее значение имеет также федеральный закон от 14 апреля 1998 г. «О мерах по защите экономических интересов Рос­сийской Федерации при осуществлении внешней торговли товара­ми»*. Его целями являются: защита отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов от неблагоприятного воздей­ствия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффек­тивной интеграции России в мировую экономику; поддержание рав­новесия платежного баланса страны посредством регулирования им­порта товаров; обеспечение потребностей внутреннего рынка страны в случае критического недостатка сельскохозяйственных или иных товаров на нем посредством регулирования экспорта таких товаров; продвижение товаров, происходящих из Российской Федерации, на мировом рынке.

 
 


* СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1798.

 

Количество иностранных государств, с которыми Россия осущест­вляет военно-техническое сотрудничество, остается неизменным в те­чение многих лет и составляет около шестидесяти государств. В то же время основной конкурент России — США осуществляют поставки продукции военного назначения более чем в сто государств*. Ежегод­ный оборот на мировом рынке вооружений составляет около 40 млрд. долл. Россия с трудом выручает 2,5 млрд. Для сравнения: Великобри­тания — 8,5 млрд. Франция — 5,6, США — 20 млрд. долл.**. Ясно, что правильное и оперативное решение вопросов, связанных с продвиже­нием продукции военного назначения предприятий военно-промыш­ленного комплекса России на мировом рынке оружия, отвечает ее по­литическим, военным и экономическим интересам. Вот почему важ­ное значение имеет Федеральный закон от 19 июля 1998 г. «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»***. Он устанавливает принципы государственной поли­тики в области военно-технического сотрудничества России с ино­странными государствами, правовые и организационные основы дея­тельности органов государственной власти РФ, государственное регу­лирование и финансирование работ в области военно-технического сотрудничества, устанавливает порядок участия в осуществлении воен­но-технического сотрудничества разработчиков, производителей про­дукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определяет их права в этой области.

 
 


* СЗ РФ. 1998. №22. Ст. 2401.

** Известия. 1998. 27 дек.

*** СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3610.

 

Приоритетные направления деятельности Правительства в области военно-технического сотрудничества, а также порядок ее осуществле­ния федеральными органами исполнительной власти и другими заин­тересованными организациями определены Указом Президента от 6 сентября 1999 г. «О мерах по повышению эффективности военно-тех­нического сотрудничества Российской Федерации с иностранными го­сударствами»*. Указом утвержден ряд Приложений, устанавливающих порядок предоставления организациям Российской Федерации права на осуществление этой деятельности, рассмотрения официальных об­ращений иностранных заказчиков и согласования решений Президен­та и Правительства о поставках продукции военного назначения, а также порядок лицензирования ввоза и вывоза продукции, импорт и экспорт которой подлежит контролю и осуществляется по лицензиям.

 
 


* СЗ РФ. 1999. № 37. Ст. 4448.

 

Что касается внутренней торговли, то здесь главными задачами яв­ляются совершенствование организации торгового обслуживания на­селения страны, контроль за соблюдением торговЫми организациями требований законодательства, прежде всего Закона «О защите прав по­требителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. с изменениями от 17 декабря 1999 г.)*

 
 


* СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140; 1999. № 51. Ст. 6287.

 

Потребителем является каждый человек с рождения до смерти. В годы острого дефицита вопрос о правах потребителя не стоял вовсе. Сегодня все изменилось. У россиян появилась совершенно другая проблема — проблема выбора. Теперь, прежде чем сделать любую покупку, они прицениваются, выбирают товар качеством повыше и ценой подешевле. Но нередко еще натыкаются на бракованную вещь или плохое обслуживание. Закон «О защите прав потребителей» получает все большее применение на практике, помогая гражданам защитить свои права.

Государственная торговая политика осуществляется соответствующими органами государственной власти.

Президент осуществляет руководство государственной внешнетор­говой политикой: в ежегодные Послания Федеральному Собранию включает раздел о государственной внешнеторговой политике; регули­рует сотрудничество в военно-технической области; определяет поря­док экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепля­ющихся материалов; вправе вводить признанные международным пра­вом экономические санкции; использует согласительные процедуры в данной сфере.

При Президенте имеется Комиссия по вопросам военно-техничес­кого сотрудничества Российской Федерации (иностранными государ­ствами.) Ее задачи определены Положением, утвержденным 7 декабря 1998 г.*

 
 


* СЗ РФ. 1998. № 50. Ст. 6127.

Правительство обеспечивает свободное перемещение товаров; осу­ществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполните­лей работ и услуг; осуществляет в соответствии с Конституцией и зако­нами РФ, нормативными указами Президента валютное регулирова­ние и валютный контроль.

Важные задачи в области внешней и внутренней торговли призвана выполнять государственная таможенная служба. Целями таможенной политики являются: обеспечение наиболее эффективного использова­ния инструментов таможенного контроля и регулирования товарооб­мена на территории России, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию структурной перестройке и по выполнению других задач экономической политики страны. Средства­ми осуществления этой политики являются порядок и условия переме­щения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления и тамо­женный контроль.

До 1991 г. главной задачей таможенных органов был контроль за ручной кладью и багажом пассажиров. Контрабанду в ту пору на 99% составляли товары лично-потребительского свойства. При существо­вавшей монополии на внешнюю торговлю грузы таможенников не ин­тересовали.

Согласно Таможенному кодексу РФ, контрабандой признается перемещение через таможенную границу России помимо или с сокры­тием от таможенного контроля, либо с обманным использованием до­кументов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием грузов: наркотических средств, радиоактивных и взрывчатых веществ, огне­стрельного оружия, оружия массового уничтожения, стратегически важных сырьевых товаров, предметов искусства и др.

Однако борьба с контрабандой — далеко не главная задача тамо­женных органов. Ею должны заниматься в первую очередь правоохра­нительные органы — Федеральная служба безопасности, Федеральная пограничная служба, МВД. Теперь таможенные органы являются в основном органами управления экономикой, и главная их функция — контроль за экономической деятельностью, создание цивилизованных условий для эффективных экспортно-импортных операций россий­ского государства и его различных производственных и коммерческих структур, их зарубежных партнеров.

Следует отметить, что начиная с 1991 г. создана необходимая право­вая база осуществления внешнеторговой деятельности. Однако тамо­женное законодательство носит неустойчивый характер, многие право­вые акты часто пересматриваются, имеются в нем и «белые пятна», что отрицательно сказывается на результатах внешнеэкономической дея­тельности. Многие трудности в работе таможенных органов России возникли из-за того, что страна не имеет пока сплошной и обустроен­ной границы.

Постановлением Правительства от 1 сентября 1996 г. утверждена Федеральная целевая программа развития таможенной службы Рос­сийской Федерации на период до 2000 года*, в которой определены стратегические задачи российской таможенной службы:

 
 


* СЗ РФ. 1996. № 40. Ст. 4650.

 

расширение и укрепление системы таможенных органов;

наполнение доходной части федерального бюджета путем взимания таможенных пошлин, сборов и налогов, осуществление таможенно-банковского валютного контроля;

сосредоточение усилий в правоохранительной деятельности по борьбе с нарушениями таможенных правил, а также с особо опасными проявлениями контрабанды;

всемерное содействие формированию, укреплению и расширению Таможенного союза государств — участников СНГ;

формирование, ведение и официальная публикация таможенной статистики.

Непосредственное управление торговлей и таможенным делом осу­ществляют: Министерство торговли РФ и Государственный таможен­ный комитет РФ. Ряд задач в этой области решают министерства: обороны; иностранных дел; по делам СНГ; экономики; финансов; Феде­ральная служба России по валютному и экспортному контролю, Цент­ральный банк России, органы исполнительной власти субъектов Феде­рации, органы местного самоуправления, а также объединения, пред­приятия и иные рыночные структуры и транспортные организации.

Организация управления торговлей и таможенным делом представ­лена на схеме 28.