I. Организационно-правовая система управления
С распадом СССР зависимость России от внешних рынков многократно возросла. Это по-новому ставит вопрос о характере и масштабах взаимодействия с мировым рынком. Реалии социально-экономического развития Российской Федерации — спад производства и затяжной структурный кризис, отсутствие прочных хозяйственных связей внутри СНГ, рост экономической преступности, особенно во внешнеэкономической сфере, усиливающаяся конкуренция на мировых товарных рынках — все это усложняет государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Потребность во внешней торговле обусловливается не дефицитом или излишками собственных товаров. Ее основа — сравнительные издержки производства продукции и услуг: мы покупаем то, что обходится нам дешевле на внешнем рынке, а продаем то, что приносит нам выгоду.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности охватывает ряд отраслей и сфер: торговлю, валютные операции, бартерные сделки и другие формы сотрудничества государств, проводимые на основе международного разделения труда и взаимной выгоды партнеров.
Становление законодательной базы России по регулированию внешней торговли фактически началось с издания Указа Президента от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономческой деятельности на территории Российской Федерации»*, который, по существу, отменил ранее существовавшую государственную монополию внешней торговли, сохранив ее лишь на отдельные виды продукции, сырья.
* Ведомости РСФСР. 1991. № 47. Ст. 1612.
В 1992—1995 гг. был сформирован механизм, представляющий собой комплекс инструментов тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономических связей. Были приняты Законы РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»*, от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе»** и Таможенный кодекс РФ 1993 г.***, а также другие нормативные акты.
* Ведомости РСФСР. 1992. № 45. Ст. 2542.
** Ведомости РФ. 1993. № 31. Ст. 1224.
*** Ведомости РФ. 1993. №23. Ст. 821.
В целом механизм внешнеэкономической деятельности характеризуется введением в действие инструментов косвенного экономического регулирования, все в большей степени превалирующего над административными, распорядительными управленческими функциями. Система государственного регулирования стала более гибкой, способной адекватно реагировать на изменения экономической ситуации в стране и международных хозяйственных связей.
Заметным шагом в этом направлении стал Федеральный закон от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»*. Его цели: защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики России в мировую экономику. В законе четко разграничиваются вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации, ее субъектов и их совместном ведении. Это служит весомым фактором ликвидации негативных последствий «парада суверенитетов» регионов России при осуществлении ими внешнеэкономической деятельности, активизация которого особенно пагубно проявилась в 1992-1993 гг.
* СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3923.
Как подчеркивается в Федеральной программе развития экспорта, одобренной Правительством 8 февраля 1996 г.*, исключительно важными и актуальными на современном этапе экономических преобразований являются вопросы укрепления экспортного потенциала России. Значимость экспорта как фактора поддержания производства и источника валюты для удовлетворения первоочередных нужд народного хозяйства существенно возросла. Ведь за счет валютной выручки от экспорта, прежде всего нефти и газа, ввозятся продовольствие и потребительские товары, чтобы восполнить головокружительное падение производства в аграрной сфере, машиностроении и легкой индустрии.
* СЗ РФ. 1996. № 8. Ст. 770.
При этом серьезным недостатком экспорта является то, что более чем на 70% он состоит из сырья и полуфабрикатов. Россия продолжает быть для Запада источником сырья. Резко сократился вывоз готовых изделий, и особенно продукции машиностроения. Страна теряет рынки стран Восточной Европы, Ирака, Югославии и даже бывших республик СССР. Интеграция России в мировую торговлю встречает ощутимое сопротивление со стороны стран Запада, в результате чего страна ежегодно недополучает до 3 млрд. долл. США выручки от внешней торговли.
Поэтому названной программой предусматривается ряд мер для выхода из кризиса в этой области. В частности, планируется увеличить военно-технический экспорт, усиление сотрудничества со странами СНГ, предоставление государственной финансовой, налоговой, информационно-консультативной, дипломатической и других видов помощи отечественным экспортерам.
Основополагающее значение имеет также федеральный закон от 14 апреля 1998 г. «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»*. Его целями являются: защита отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику; поддержание равновесия платежного баланса страны посредством регулирования импорта товаров; обеспечение потребностей внутреннего рынка страны в случае критического недостатка сельскохозяйственных или иных товаров на нем посредством регулирования экспорта таких товаров; продвижение товаров, происходящих из Российской Федерации, на мировом рынке.
* СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1798.
Количество иностранных государств, с которыми Россия осуществляет военно-техническое сотрудничество, остается неизменным в течение многих лет и составляет около шестидесяти государств. В то же время основной конкурент России — США осуществляют поставки продукции военного назначения более чем в сто государств*. Ежегодный оборот на мировом рынке вооружений составляет около 40 млрд. долл. Россия с трудом выручает 2,5 млрд. Для сравнения: Великобритания — 8,5 млрд. Франция — 5,6, США — 20 млрд. долл.**. Ясно, что правильное и оперативное решение вопросов, связанных с продвижением продукции военного назначения предприятий военно-промышленного комплекса России на мировом рынке оружия, отвечает ее политическим, военным и экономическим интересам. Вот почему важное значение имеет Федеральный закон от 19 июля 1998 г. «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»***. Он устанавливает принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти РФ, государственное регулирование и финансирование работ в области военно-технического сотрудничества, устанавливает порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определяет их права в этой области.
* СЗ РФ. 1998. №22. Ст. 2401.
** Известия. 1998. 27 дек.
*** СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3610.
Приоритетные направления деятельности Правительства в области военно-технического сотрудничества, а также порядок ее осуществления федеральными органами исполнительной власти и другими заинтересованными организациями определены Указом Президента от 6 сентября 1999 г. «О мерах по повышению эффективности военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами»*. Указом утвержден ряд Приложений, устанавливающих порядок предоставления организациям Российской Федерации права на осуществление этой деятельности, рассмотрения официальных обращений иностранных заказчиков и согласования решений Президента и Правительства о поставках продукции военного назначения, а также порядок лицензирования ввоза и вывоза продукции, импорт и экспорт которой подлежит контролю и осуществляется по лицензиям.
* СЗ РФ. 1999. № 37. Ст. 4448.
Что касается внутренней торговли, то здесь главными задачами являются совершенствование организации торгового обслуживания населения страны, контроль за соблюдением торговЫми организациями требований законодательства, прежде всего Закона «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. с изменениями от 17 декабря 1999 г.)*
* СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140; 1999. № 51. Ст. 6287.
Потребителем является каждый человек с рождения до смерти. В годы острого дефицита вопрос о правах потребителя не стоял вовсе. Сегодня все изменилось. У россиян появилась совершенно другая проблема — проблема выбора. Теперь, прежде чем сделать любую покупку, они прицениваются, выбирают товар качеством повыше и ценой подешевле. Но нередко еще натыкаются на бракованную вещь или плохое обслуживание. Закон «О защите прав потребителей» получает все большее применение на практике, помогая гражданам защитить свои права.
Государственная торговая политика осуществляется соответствующими органами государственной власти.
Президент осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой: в ежегодные Послания Федеральному Собранию включает раздел о государственной внешнеторговой политике; регулирует сотрудничество в военно-технической области; определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов; вправе вводить признанные международным правом экономические санкции; использует согласительные процедуры в данной сфере.
При Президенте имеется Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации (иностранными государствами.) Ее задачи определены Положением, утвержденным 7 декабря 1998 г.*
* СЗ РФ. 1998. № 50. Ст. 6127.
Правительство обеспечивает свободное перемещение товаров; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; осуществляет в соответствии с Конституцией и законами РФ, нормативными указами Президента валютное регулирование и валютный контроль.
Важные задачи в области внешней и внутренней торговли призвана выполнять государственная таможенная служба. Целями таможенной политики являются: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на территории России, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию структурной перестройке и по выполнению других задач экономической политики страны. Средствами осуществления этой политики являются порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления и таможенный контроль.
До 1991 г. главной задачей таможенных органов был контроль за ручной кладью и багажом пассажиров. Контрабанду в ту пору на 99% составляли товары лично-потребительского свойства. При существовавшей монополии на внешнюю торговлю грузы таможенников не интересовали.
Согласно Таможенному кодексу РФ, контрабандой признается перемещение через таможенную границу России помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием грузов: наркотических средств, радиоактивных и взрывчатых веществ, огнестрельного оружия, оружия массового уничтожения, стратегически важных сырьевых товаров, предметов искусства и др.
Однако борьба с контрабандой — далеко не главная задача таможенных органов. Ею должны заниматься в первую очередь правоохранительные органы — Федеральная служба безопасности, Федеральная пограничная служба, МВД. Теперь таможенные органы являются в основном органами управления экономикой, и главная их функция — контроль за экономической деятельностью, создание цивилизованных условий для эффективных экспортно-импортных операций российского государства и его различных производственных и коммерческих структур, их зарубежных партнеров.
Следует отметить, что начиная с 1991 г. создана необходимая правовая база осуществления внешнеторговой деятельности. Однако таможенное законодательство носит неустойчивый характер, многие правовые акты часто пересматриваются, имеются в нем и «белые пятна», что отрицательно сказывается на результатах внешнеэкономической деятельности. Многие трудности в работе таможенных органов России возникли из-за того, что страна не имеет пока сплошной и обустроенной границы.
Постановлением Правительства от 1 сентября 1996 г. утверждена Федеральная целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на период до 2000 года*, в которой определены стратегические задачи российской таможенной службы:
* СЗ РФ. 1996. № 40. Ст. 4650.
расширение и укрепление системы таможенных органов;
наполнение доходной части федерального бюджета путем взимания таможенных пошлин, сборов и налогов, осуществление таможенно-банковского валютного контроля;
сосредоточение усилий в правоохранительной деятельности по борьбе с нарушениями таможенных правил, а также с особо опасными проявлениями контрабанды;
всемерное содействие формированию, укреплению и расширению Таможенного союза государств — участников СНГ;
формирование, ведение и официальная публикация таможенной статистики.
Непосредственное управление торговлей и таможенным делом осуществляют: Министерство торговли РФ и Государственный таможенный комитет РФ. Ряд задач в этой области решают министерства: обороны; иностранных дел; по делам СНГ; экономики; финансов; Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Центральный банк России, органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также объединения, предприятия и иные рыночные структуры и транспортные организации.
Организация управления торговлей и таможенным делом представлена на схеме 28.