Организационно-правовая система управления

Содержание деятельности органов управления в сфере экологии за последние годы значительно расширилось и стало частью не только хозяйственной сферы, но и социально-культурной (наука, здравоохра­нение) и административно-политической (оборона, юстиция). Эта об­ласть управления превратилась в межотраслевую. Она прямо или кос­венно затрагивает интересы каждого человека.

По утверждению ученых-экологов, защита окружающей среды и природных ресурсов уже в ближайшее десятилетие станет одной из главных проблем для всего человечества. Основными причинами кризисной экологической ситуации является несоответствие между по­требностями растущего населения на планете и ресурсами истощающейся природы, снижение стабильности биосферы, ухудшение гено­фонда человека, парниковый эффект.

В связи с глобальной угрозой изменения климата страны — члены ООН в 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию подписали рамочную Конвенцию ООН об изменении климата, кото­рая ратифицирована Российской Федерацией 4 ноября 1994 г.* и всту­пила в силу с марта 1995 г.

 
 


* СЗ РФ. 1994. № 28. Ст. 2927.

 

В целях выполнения обязательств по реализации этой рамочной Конвенции ООН Правительством нашей страны 19 октября 1996 г. принята Федеральная целевая программа «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий»*. Задачами Про­граммы, рассчитанной на 1997—2000 гг., являются: уменьшение ущер­ба от опасных изменений климата; обеспечение органов исполнитель­ной власти информацией о текущих и прогнозируемых изменениях климата и их последствиях; создание научно-технической и норматив­но-правовой базы по предотвращению опасных изменений климата и адаптации развития экономики России к изменениям климата.

 
 


* СЗ РФ. 1996. № 44. Ст. 5012.

 

Для России характерен крайне низкий уровень осознания обста­новки, сложившейся в экологической среде. Это особенно заметно в отношении использования Севера, весьма чувствительного к челове­ческому воздействию. Уязвимыми к изменениям климата являются сельское, лесное и водное хозяйство. Это связано главным образом с перераспределением осадков и увеличением числа засух. Значительны размеры территорий, пораженных водной и ветровой эрозией почв. В ряде областей в крайне неудовлетворительном состоянии находятся мелиорированные земли. Почвы, леса, животный мир деградируют. В результате — много экологически бедственных территорий (Байкал, Каспийское море, Курилы, Ладожское озеро, бассейн Волги, Алтай, Уральский регион). Практически половина населения живет в небла­гоприятных экологических условиях, особенно в Кемеровской области и Башкирии, и в таких крупных городах, как Москва, Нижний Новго­род, Екатеринбург, Самара. Основные источники загрязнения среды — экологически опасные предприятия, а в крупных городах — автотранс­порт (на его долю приходится 70%). Ущерб от экологических правона­рушений вплотную приблизился к половине национального дохода. В то же время в силу различных причин проблемам защиты природных ресурсов и охраны окружающей среды уделяется явно недостаточно внимания*.

 
 


* Российские вести. 1997. 23 и 28 янв.

 

Совершенно очевидно, что управление в сфере экологии должно осуществляться научно обоснованно, с точным учетом совокупного действия экологических факторов. Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосос­тояния.

Система экологического законодательства РФ состоит из двух под­систем — природоресурсового и природоохранительного. Природоресурсовое посвящено рациональному использованию природных ре­сурсов. Это — Земельный кодекс, Лесной кодекс*, Водный кодекс**, Федеральный закон «О недрах»*** и др.

 
 


* СЗ РФ. 1997. №5. Ст. 610.

** СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471; 1996. № 5. Ст. 490.

*** СЗ РФ. 1995. №10. Ст. 823; 1999. №7. Ст. 879; 2000. №2. Ст. 141.

 

Система природоохранительного законодательства включает в себя значительное количество нормативных правовых актов. Они регулиру­ют отношения в сфере взаимодействия общества и природы ради со­хранения природных богатств и естественной среды обитания челове­ка, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйствен­ной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окру­жающей среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений. Важнейшими из таких норматив­ных актов являются Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»* Федеральные законы от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе»**, от 19 июля 1998 г. «О гидроме­теорологической службе»***, от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха»****, постановление Правительства от 10 января 1999 г. «О феде­ральной целевой программе «Охрана лесов от пожаров на 1999—2005 годы»**** и др.

 
 


* Ведомости РСФСР. 1992. № 10. Ст. 457.

** СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4556.

*** СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3609.

**** СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

***** СЗ РФ. 1999. №4. Ст. 554.

 

Таким образом, по вопросам экологии имеется обширный массив нормативного материала. Однако на практике многие его положения нарушаются, а природе наносится огромный ущерб. Имеется и ряд острых текущих проблем, например, по использованию, хранению и унич­тожению ядерных отходов; ликвидации химического оружия; исполь­зованию отходов производства и потребления; сохранению националь­ных парков и других важных объектов природной среды; по вопросу экологического воспитания населения и борьбе с браконьерством*.

 
 


* СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009; № 30. Ст. 3789; 1999. № 18. Ст. 2220.

 

Главная роль в реализации требований действующего законода­тельства принадлежит государственным органам.

Структуру федеральных органов исполнительной власти возглавля­ет Правительство, на которое ст. 6 Закона «Об охране окружающей при­родной среды» возложен ряд задач. Правительство:

осуществляет реализацию государственной экологической полити­ки и соответственно разработку и реализацию государственных, меж­государственных и региональных экологических программ;

координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, учреждений и организаций в области охраны окружающей при­родной среды;

устанавливает порядок образования и использования внебюджет­ного экологического фонда;

устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, разме­щения отходов;

устанавливает порядок определения платы и ее предельных разме­ров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздей­ствия;

принимает решение о прекращении деятельности предприятий, уч­реждений и организаций, независимо от форм собственности и подчи­нения, в случае нарушения ими природоохранительного законодатель­ства.

Важнейшую роль в управленческой деятельности в сфере экологии играют Министерство природных ресурсов, Государственный комитет по охране окружающей среды и Федеральная служба лесного хозяйства России. В этой деятельности в соответствующих сферах участвуют и другие федеральные органы исполнительной власти — министерства: сельского хозяйства и продовольствия; по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед­ствий; государственные комитеты: по земельной политике; по рыбо­ловству; федеральные службы: геодезии и картографии, по гидромете­орологии и мониторингу окружающей среды; пограничная служба, а также федеральные надзоры. Кроме того, в охране окружающей среды немалая роль принадлежит органам исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления, гражданам и их обще­ственным объединениям (движение «зеленых» и др.).

Организация управления в сфере экологии представлена на схеме 27.

 

Схема 27. Организация управления в сфере экологии