Административно-правовой статус общественных объединений

Федеральный Закон «Об общественных объединениях» определяет порядок создания, реорганизации или ликвидации общественных объединений; их права и обязанности.

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: оно осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права за исключением прав физического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным Законом, т.е. приобретает административную правоспособность.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения, а также иностранные граждане, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14-ти лет, детских - граждане, достигшие 8-ми лет.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

Права и обязанности учредителей общественных объединений указываются в уставах последних при их создании.

Устав общественного объединения должен предусматривать:

1) названия, цели общественного объединения, его организационно- правовую форму;

2) структуру общественного объединения, его руководящие и контрольно-ревизионные органы, территорию деятельности;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства общественного объединения, права и обязанности членов (если предусмотрено членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов и сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом.

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения и иные положения, не противоречащие законам.

Общественные объединения вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае данное объединение не приобретает права юридического лица.

Общественные объединения регистрируются в органах юстиции: общероссийские и международные - Министерством юстиции РФ; межрегиональные - органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения; региональные и местные – органами юстиции соответствующих субъектов РФ.

Для государственной регистрации общественного объединения подаются следующие документы: заявление, устав, выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об учреждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов; сведения об учредителях; документ об уплате регистрационного сбора, о предоставлении юридического адреса объединения и др.

Документы подаются на государственную регистрацию в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Документом, удостоверяющим государственную регистрацию общественного объединения, внесения его в единый государственный реестр юридических лиц, а также уплату регистрационных сборов, является свидетельство о государственной регистрации.

Орган, регистрирующий общественное объединение, в месячный срок обязан рассмотреть заявление о его регистрации и принять решение: зарегистрировать общественное объединение или отказать ему в регистрации.

Отказ в регистрации не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ. Отказ в регистрации по основаниям нецелесообразности создания общественного объединения не допускается. Отказ в регистрации, а также уклонение от нее может быть обжалован в суде.

Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания, а ликвидация – по решению съезда (конференции) или общего собрания или в судебном порядке.

Решение о ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, направляется в орган, зарегистрировавший это общественное объединение, для исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

Для осуществления уставных целей общественные объединения имеют право:

- свободно распространять информацию о своей деятельности;

- участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными Федеральным Законом и другими законами;

- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия.

- учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

- осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

- участвовать в избирательных кампаниях (если оно зарегистрировано).

Законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.

Общественное объединение обязано:

- соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

- ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества и обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

- ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

- представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

- допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

- оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением целей и соблюдением законодательства РФ.

Непредставление обновленных сведений для внесения в единый государственный реестр юридических лиц в течение трех лет влечет за собой обращение органа, зарегистрировавшего общественное объединение, в суд с иском о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции и другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения. Собственность общественного объединения охраняется законом.

Собственниками имущества в общественных организациях являются общественные организации, имеющие статус юридического лица. Право собственника имущества общественного движения, общественного фонда имеют их постоянно действующие руководящие органы.

Общественные учреждения, созданные и финансируемые собственниками, в отношении закрепленного за ним имуществом осуществляет право оперативного управления указанным имуществом.

Субъектами права собственности в органах общественной самодеятельности являются сами органы общественной самодеятельности.

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям.

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура РФ.

Контроль за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям осуществляет регистрирующий их орган.

Финансовые органы контролируют источники доходов общественных объединений, размеры получаемых ими средств, уплату налогов.

Соответствующие виды надзора и контроля осуществляют экологические, пожарные, эпидемиологические и иные государственные органы.

Государственные органы и органы местного самоуправления, и их должностные лица, причинившие ущерб общественным объединениям несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством РФ. В свою очередь, объединения, в том числе не зарегистрированные в органах юстиции, в случае нарушения законодательства РФ несут ответственность в соответствии с Федеральным законом и другими законами. При этом их деятельность по решению суда может быть приостановлена на соответствующий срок, или решением суда они могут быть ликвидированы. Указанные решения суда могут быть обжалованы в случаях и порядке, установленных Федеральными законами.