Административно-правовой статус иностранных граждан

и лиц без гражданства.

 

Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Административно-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства определяют Конституция РФ, Закон №115 от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иные федеральные законы и международные договоры РФ.

Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, является паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный Федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Для лица без гражданства к таким документам относятся:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые международным договором РФ.

Особое место среди них занимает вид на жительство как документ, выдаваемый иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезда в РФ. При этом вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом удостоверяющим его личность.

В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных Федеральными законами или международным договором.

Федеральный закон устанавливает случаи, указывающие на то, что правосубъектность иностранных граждан и лиц без гражданства отличается от правосубъектности граждан России. Правовое положение иностранных граждан определяется во многом тем, к какой категории они относятся: временно пребывающим, временно проживающим или постоянно проживающим, к иностранному работнику или индивидуальному предпринимателю и т.п.

Однако в любом случае иностранный гражданин не имеет право:

1) находиться на государственной или муниципальной службе;

2) занимать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;

3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен Федеральным законом.

Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ (ст. 14).

Иностранный гражданин не может быть призван на военную службу (альтернативную, гражданскую), не может поступить на военную службу в добровольном порядке, не может быть принят на работу в Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала (ст. 15). Однако в соответствии с п.4 ст. 13 закона «О гражданстве Российской Федерации» граждане государств, входивших в состав СССР, могут проходить военную службу в Вооруженных силах РФ, других войсках, военных формированиях или органах по контракту.

Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Россию. Регистрацию производят территориальные органы внутренних дел. Регистрацию иностранных граждан, имеющих дипломатические привилегии и иммунитеты, и членов их семей производит Министерство иностранных дел.

Федеральный закон определяет категории иностранных граждан, освобожденных от регистрации, в т. ч. главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, иностранные граждане, въехавшие в РФ на срок не более трех дней и др. (ст. 25).

В целях учета иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих (как временно, так и постоянно) в Российской Федерации создается центральный банк данных. Учет иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, ведут органы, ведающие вопросами образования, того субъекта РФ, на территории которого расположены эти образовательные учреждения (ст. 27). Учет иностранных работников в Российской Федерации ведут территориальные органы внутренних дел.

Иностранный гражданин при въезде в РФ заполняет миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через государственную границу РФ.

При выезде из РФ иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту указанному должностному лицу, который проставляет в миграционной карте отметку о въезде в РФ и выезде из нее иностранного гражданина (ст. 20). В случае утраты или прекращения законных оснований для дальнейшего пребывания (проживания) иностранного гражданина в РФ, он подлежит депортации, т. е. высылке, которая осуществляется МВД РФ или его территориальными органами.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства РФ, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. При этом, если иностранный гражданин незаконно находится в РФ, он подлежит учету, фотографированию и государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных (ст. 33).

Административное выдворение иностранного гражданина за пределы РФ осуществляется за счет средств выдворяемого или за счет тех организаций, которые он представляет. В случае, если установление приглашающей стороны невозможно, расходы на административное выдворение иностранного гражданина производятся за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.

Если административное выдворение осуществляется по решению суда, то иностранный гражданин до исполнения решения суда содержится в специальных помещениях органов внутренних дел или пограничной службы.

Иностранные граждане, являющиеся сотрудниками дипломатических и консульских представительств или иными официальными представителями иностранных государств, обладают дипломатическим иммунитетом, т.е. они выведены из-под юрисдикции РФ. Такой иммунитет возникает у них на основе международных договоров России с соответствующими государствами.

Нормативные акты и литература.

1.Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2.ФЗ от 11 мая 2002 г. №62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” ( с изм. от 17.10.2003 г. «Юркнига», М., 2004.

3.ФЗ от 26. февраля 1997г №1 – ФКЗ “Об уполномоченном по правам человека в РФ”. (СЗ РФ 1997. №9 Ст. 1011)

4.Закон РФ от 25 июня 1993 г. “О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ”. (ВВС РФ 1993. №32. Ст. 1227)

5.ФЗ от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» (СЗ РФ. 1996. №34. Ст. 4029: 1997. №25. Ст. 2899; 1998. №4. Ст. 531; №30. Ст. 3606; 1999. №26. Ст. 3175)

6.Закон РФ от 19 февраля 1993 г. (в редакции ФЗ от 20 декабря 1995 г. №202-ФЗ) “О вынужденных переселенцах”. //СЗ РФ. 1995. №52. Ст. 5110.

7.ФЗ от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». //СЗ РФ. 2002. №30. Ст. 3032.

8.Закон РФ от 27 апреля 1993 г. (с изм. и доп. внесенными ФЗ от 14 декабря 1992г. ) “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающий права и свободы граждан”. //ВВС РФ 1993. №19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. №51. Ст. 4970.

9.Указ ПВС СССР от 12 апреля 1968г. “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан” (в редакции УПВ СССР от 4.03.80 с последующими изменениями.) //ВВС. СССР, 1980. №11, Ст. 192; 1998; №6, Ст.94.

10.Указ Президента РФ от 13 марта 1997г. №232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ». СЗ РФ. 1997. №11. Ст. 1301.

11.Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997г. №828 «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта». СЗ РФ. 1997. №28. Ст. 3444.

12.Учебники и учебные пособия по административному праву.

13.Права человека. Учебник для вузов (под ред. чл.-корр. РАН Е.А.Лукашевой). М., 1999.

14.Комментарий к Конституции РФ (под ред.. проф. В.В.Лазарева). М., 2001.

15.Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1997.

16.Хаманева Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1999.