Методологические основы получения психодиагностических данных

Психодиагностика — это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисцип­лина. Для того чтобы более четко представить себе специфику психодиагностики как сферы практической деятельности психолога, охарактеризуем коротко осо­бенности психодиагностики как теоретической дис­циплины или общей психодиагностики.

Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величина­ми, характеризующими внутренний мир человека. Для того чтобы эти величины были выделены, описаны и зафиксированы, должна быть проведена теоретичес­кая работа по анализу и обобщению фактов, характе­ризующих психическую реальность человека. Эти факты составляют основу теоретических построений и гипотез, которые проверяются специальными метода­ми. Таким образом, психодиагностика, с одной сторо­ны, это способ проверки теоретических построений, а с Другой — конкретное воплощение теоретических построений — способ движения от абстрактной теории,


ta

от обобщения к конкретному факту. Например, в ис­следованиях личности часто прибегают к понятию «за­щитные механизмы личности». Для психодиагностика, занимающегося диагностикой как теоретической дис­циплиной, возникают такие вопросы:

1) как выглядят на уровне фактов поведения человека за­щитные механизмы личности ?

2) каким способом зафиксировать их наличие у разных лю­дей?

По отношению к какому-нибудь теоретическому построению вполне возможен такой вариант работы психодиагноста, когда он не найдет способов фиксации какого-то явления у всех людей. Те же защитные меха­низмы сумеют зафиксировать, например, у психически больных людей и не сумеют этого сделать по отноше­нию к здоровым людям. За возможной неуспешностью работы психодиагноста лежит неразвитость теоретичес­кого обобщения, с которым он работает. Отчасти поэто­му теоретическая дисциплина — психодиагностика — развивается и существует постольку, поскольку разви­вается общепсихологическая теория как представление о предмете психологической науки. В то же время раз­витие предмета психологической науки предполагает дифференциацию ее предмета — появление все новых и новых отраслей психологии.

Развитие этих отраслей — медицинской психоло­гии, возрастной, консультативной, юридической, инже­нерной, военной, спорта и другие — уточнение их предметов и методов существенно влияет на содержа­ние психодиагностики. Благодаря развитию отраслей психологии психодиагностика получает возможность использовать все большее число конкретных показа­телей психической реальности и выделить все более существенные связи и закономерности между ними. Эти проблемы решает дифференциальная психомет­рика — наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы.

Кроме того, теоретическая психодиагностика непос­редственно обусловлена практикой применения ее дан­ных. Практика выдвигает задачи измерения различных по степени сложности переменных, характеризующих внутренний мир человека. Например, в юридической практике решение вопроса о мере наказания подсуди-

мого часто связано с исследованием состояния, в кото­ром он совершил противоправное действие. Перед тео­ретической наукой вопрос о выделении качеств человека, существенно влияющих на возникновение эмоциональ­ных состояний, кроме того, встает вопрос о динамике этих состояний и их влиянии на когнитивную сферу человека. Эти конкретные вопросы могут быть решены только с опорой на категории психологии, о которых мы уже упоминали в предыдущей главе: категории мотива­ции, действия, личности. Проработка этих категорий на конкретном материале требует от психолога, занимаю­щегося теоретической психодиагностикой, владения особыми формами научного мышления, позволяющими осуществить это движение от абстрактного к конкрет­ному, осуществить рефлексию на содержание своего научного мышления. Иногда работа в теоретической психодиагностике идет относительно независимо от те­оретических общепсихологических разработок: выделя­ются и описываются (даже не в научных категориях) важные переменные, характеризующие психическую реальность, только после этого они осмысливаются в более широком теоретическом контексте.

Теоретическая психодиагностика использует дан­ные общей психологии, ее отраслей (предметных об­ластей психологии), а также данные психометрики и практики применения психологического знания.

Можно говорить, что психодиагностика опирается на основные принципы психологии:

• принцип отражения суть его в том, что адекватное от­ражение окружающего мира обеспечивает человеку эф­фективную регуляцию его деятельности;

• принцип развития ориентирует изучение условий воз­никновения психических явлений, тенденции их измене­ния, качественных и количественных характеристик этих изменений;

• принцип диалектической связи сущности и явления по­зволяет увидеть взаимное обусловливание этих философ­ских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности:

• принцип единства сознания и деятельности: сознание и психика формируются в деятельности человека, дея­тельность одновременно регулируется сознанием, пси­хикой;


• личностный принцип требует от психолога анализа инди­видуальных особенностей человека, учета его конкрет­ной жизненной ситуации, его онтогенеза. Этот принцип указывает на различия между общей и дифференциаль­ной психологией и одновременно раскрывает их внутрен­нее единство.

Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик — способов получения достоверных данных о содержании переменных пси­хической реальности.

Результат работы психолога в области теоретичес­кой психодиагностики — методика или метод получе­ния психологической информации, который может быть передан для использования коллегами, так как этот результат не является уже компонентом личност­ного мышления психолога. Методика всегда отрефлек-| сирована, то есть содержит доступные для пользовате лей критерии фиксации психической информации обоснование этих критериев и их интерпретацию.

Другими словами, психодиагностическая методи ка является в свернутом виде решенной психологичес-' кой задачей, где есть способ получения психологичес-' кой информации, возможные ее варианты и значение этих вариантов (или интерпретация с точки зрения автора методики). Многие методики в психологии но­сят имена их авторов, например, тест Роршаха, тест Розенцвейга, тест Вартена, кубики Косса, тест Равена и т. п. Это еще раз подчеркивает ту их особенность, что в содержании методики отражена авторская психо­логическая теория, авторское мировоззрение, позво­ляющее ему выделять соответствующие параметры психической реальности, ставить в отношении их пси­ходиагностические вопросы и решать их.

Взаимосвязь различных теоретических подходов к предмету психологии возможна в силу сложности и многообразия свойств самого изучаемого предмета, как говорил П. Тейяр де Шарден, феномена человека. Отсюда право каждой теории на существование, от­сюда право каждой методики на известную степень достоверности.

Отсюда и трудности в работе практического пси­ходиагноста. Какие? Практическая психодиагностика выступает как применение в реальных, жизненных

условиях и конкретных обстоятельствах сложных уст­ройств, какими являются результаты работы теорети­ческой психодиагностики — методы и методики.

Как и всякая работа со сверхсложными прибора­ми, работа психодиагноста требует, в первую очередь, знания правил эксплуатации этих приборов — мето­дики методов. Это те профессиональные навыки при­менения методик, которые складываются на основе научного знания и непосредственного опыта работы с методикой, который не может быть включен в отреф-лексированное научное знание, то есть в него входят такие важнейшие личностные особенности человека, как интуиция, индивидуальный опыт, индивидуализи­рованный стиль мышления и другие особенности ин­дивидуального профессионального стиля. Это тот уро­вень овладения методикой, когда психодиагност по впечатлению об исследуемом может точно предсказать его результаты работы с той или иной методикой. За этим огромный опыт, профессиональная наблюдатель­ность, точность восприятия человека и ситуации вза­имодействия с ним.

Основная научная категория, с которой работает психодиагност-практик — это категория возрастной нормы развития личности и возрастной нормы пси­хического развития. Кроме научного, теоретического, отрефлексированного содержания этих категорий пси­ходиагност обязан, — это его профессиональная обязан­ность, — знать этические нормы применения результатов своей работы. Можно сказать, что во взаимодействии с клиентом сам психодиагност, кроме психологических задач клиента, решает свои профессиональные, этичес­кие и нравственные задачи. Примером этих професси­ональных, этических и нравственных задач могут быть следующие ситуации: результаты диагностического обследования показали, что у ребенка, которого все считают способным, коэффициент вербального интел­лекта ниже среднего. Сообщать ли и как этот результат заказчику? При обследовании супружеской пары у одного из супругов выявлены признаки психического заболевания. Сообщать ли и как эти данные клиентам? Это только два примера этических и нравственных за­дач, которые в самых разных вариантах возникают в — работе диагноста-практика.ОЙ


В_____________________________[*aia_ni

Чтобы решение задач взаимодействия с клиентом было корректно, психодиагност должен точно пред­ставлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности, достоверности. Кроме того, он должен четко ориентироваться в реаль­ной ситуации обследования, видеть ответственность за получение, использование и хранение психологичес­кой информации всеми участниками ситуации обсле­дования.

Практик-диагностик должен уметь учитывать кон­кретные обстоятельства обследования, их влияние на полученные индивидуальные результаты и сопоставле­ние этих индивидуальных результатов с нормативами.

Итак, психодиагност-практик, в отличие от психо­лога, занимающегося теоретической психодиагности­кой, работает с конкретной уникальной ситуацией, даже если это ситуация массового обследования. Уникаль­ность ситуации состоит и в том, что это каждый раз новые отношения с Заказчиком, Клиентом или Пользо­вателем психологической информации, которые пси­хологу надо решать как этические или нравственны задачи взаимодействия.

Получение психологической информации в работе психодиагноста

Психодиагност-практик пользуется готовыми ме тодиками. Как он получает психологическую информа­цию о клиенте? Остановимся на этом подробнее.

Для понимания средств и способов получения пси^ хологической информации необходимо различать за-' дачи клиента и задачи психолога в ситуации психоди­агностической работы.

Клиент строит свое взаимодействие с психологом-диагностом в зависимости от того, какой для него пред­ставляется эта ситуация: ситуация экспертизы или ситуация психологической помощи.

Естественно, что ситуация экспертизы, в которой клиент может оказаться и не по своей воле (например, ситуация судебно-психологической экспертизы), пере­страивает все задачи взаимодействия клиента (подэк-

спертного) и психодиагноста по типу социальных за­дач. Другими словами, клиент в ситуации экспертизы предельно ориентирован на осознанное соблюдение социально одобренных форм поведения, то есть стре­мится действовать правильно.

Особенно ярко это проявляется в работе клиентов в ситуации экспертизы с опросниками, — они не мо­гут дать однозначный ответ «да» или «нет», как того требует опросник, а начинают вводить конкретизиру­ющие моменты или открыто лгут, отрицая у себя те или иные формы поведения, даже если они реально при­сутствуют в исследуемой ситуации (например, вспыль­чивость, агрессивность, тревожность и др.). В ситуации экспертизы клиенты настолько бывают ориентирова­ны на социально одобряемые нормы, что готовы отка­заться даже от малейших признаков индивидуальнос­ти, мгновенно подстраиваясь даже под малейшую эмоциональную реакцию эксперта.

Ситуации экспертизы накладывают на способы работы психолога-диагноста жесткие требования к защищенности его методик от возможной фальсифи­кации или осознанной стратегии подэкспертного. Ни­же мы охарактеризуем подробно те способы получе­ния психологической информации, которые в большей степени отвечают этим требованиям, пока только ука­жем, что это экспертные, «клинические» методы или проективные и диалоговые.

Ситуация экспертизы в работе психодиагноста яв­ляется психологической задачей для него самого, так как сам психолог должен понять, что значит поведение подэкспертного, тогда как подэкспертный в это же вре­мя решает другую задачу взаимодействия — как выгля­деть «правильным», как построить свое поведение в соответствии с социально одобряемыми нормами. Мож­но привести бесконечное число примеров, когда насиль­ник в ситуации экспертизы объясняется в любви к жертве; когда убийца, совершивший умышленное убий­ство, которое он долго и тщательно готовил, клянется в том, что он сделал это случайно, нечаянно и т. п. Такова реальность психодиагностической экспертизы, которая является для клиента экзаменом на его «социальную зрелость», а для психодиагноста— экзаменом на его умение решать психологические задачи.

4 Абрамова Г. С.


Д______________________________Нин IV

В ситуации оказания психологической помощи взаимодействие клиента и психодиагноста строится совсем по-другому. Если психодиагност имеет дело с клиентом, который уже начал формулировать свою психологическую задачу (а именно здесь и начинается реальное оказание психологической помощи), то он встретится с удивительным к себе отношением клиен­та — открытостью, направленностью на сотрудниче­ство. Клиент готов выполнять все инструкции, он вно­сит в них свое, уточняя, переспрашивает, просит еще и еще заданий. Эта ситуация резко повышает требова­ния к личностным качествам психодиагноста, к его умению не смешивать профессиональную работу и личные отношения с клиентами.

Для психодиагноста появляется необходимость четко рефлексировать свои задачи взаимодействия с клиентом — это одна из особенностей ситуации про­фессиональной работы с клиентом для психодиагнос­та-практика.

Вот эти две принципиально разные ситуации с точки зрения клиента и психодиагноста, в которых психологу приходится решать свои профессиональные задачи, главную из них — получение достоверной пси­хологической информации.

Психодиагностика, практическая психодиагности­ка — бесконечно сложная область практической пси­хологии, особая психологическая специальность. Пока мы только мечтаем о том времени, когда наше обще­ство будет готово к использованию этих специалистов с учетом необходимой специализации внутри самой практической психодиагностики, как это есть во мно­гих странах мира.

Как психодиагност получает психологическую информацию о клиенте или подэкспертном?

Конечно, все начинается с восприятия другого че­ловека и наблюдения за ним в ходе обследования, где уже используются конкретные методы или методики. Что нам дает наблюдение психодиагноста? Можно было бы сказать — все. И это будет верно и неверно. Верно по­тому, что тело человека, его движения, мимика и панто­мима, тембр голоса и темп речи, словарь — все это дает великое разнообразие психологической информации, только успевай читать. Неверно потому, что эта инфор­мация (в большей ее части) может быть осознана челове-

^щщшгшнтш___________________________J

ком, и он будет себя подавать, представлять, вместо того чтобы быть собой. Вот и превращается эта информация в Друг011 вопрос: «Всегда ли он такой? ». Ответить на него необходимо, так как в противном случае психологичес­кая информация перестает быть таковой.

Остановимся на некоторых данных наблюдения за поведением человека в ситуации психодиагностичес­кого обследования, которые достоверно, по мнению психодиагностов, говорят об устойчивых особенностях психологической реальности человека.

Воспользуемся материалом, опубликованным в кни­ге «Опыт системного исследования психики ребенка», под редакцией Н.И. Непомнящей (М., 1975). При описа­нии типов ценностностей детей младшего школьного возраста, полученных в ходе психодиагностического обследования, авторы приводят следующие данные наблюдения за особенностями поведения детей в ходе эксперимента (работа по составлению рассказов или предложений по предметным картинкам): дети с ценно-стностью реально-практического функционирования вели себя напряженно, скованно. Они принимали ситу­ацию эксперимента как «учебную», отбор картинок ими был не упорядочен, случаен. Была четко выражена ори­ентация на реакцию экспериментатора — «угадывание требуемого». Отмечалось также игровое манипулирова­ние картинками при рассказывании. При этом в речи преобладали неуверенные, невыразительные или быто­вые, разговорные интонации.

Совсем другое поведение наблюдалось у детей с ценностным отношением к себе. Возбуждение к концу эксперимента сменяется сосредоточенностью. Ситуа­ция обследования у ребенка полуучебная, полуобщен-ческая, оценки психодиагноста влияют на качество работы. У детей очень активное отношение к инструк­ции, они переспрашивают ее, уточняют несколько раз, при этом собирают картинки упорядочение, по како­му-нибудь самими выдвинутому правилу, при этом проявляют самостоятельность и организованность. Они предварительно составляют рассказ, просят вре­мя на его обдумывание. При сообщении рассказа ори­ентируются на экспериментатора, декламируя или диктуя свой текст.

Эти отличительные особенности поведения, кото­рые психодиагност может получить в ходе наблюде-4*


г»и к

ния за клиентом, сопоставляют с другими результата­ми, полученными в ходе диагностической процедуры. Так, в приведенном выше исследовании они сопостав­лялись с содержанием отображаемой предметной об­ласти, с отображаемыми элементами этой области, с языковыми особенностями рассказов. Дети с ценнос­тью реально-практического функционирования склон-ны к формальному, конкретному отображению быта, к формальной фиксации предметов и их функции. У них простые предложения в рассказе, бедный словарь, от­сутствует сюжет.

Дети с ценностью отношения к себе в своих рас­сказах конкретно отображают быт, описывают конкрет­ные специфические учебные детали, упоминают обще­ние. В их рассказах представлены люди, действия человека с предметами, ситуации употребления пред­метов, содержатся простые и сложные предложения, прямая и косвенная речь, причастные обороты, бога| тый словарь, разные сюжеты.

Таким образом, наблюдение в ходе психодиагноа тической работы определяется теоретической, обоб щенной позицией психолога, его возможностями ви деть в поведении проявление психической реальности Остановимся еще на некоторых примерах особен ностей поведения клиента, которые психодиагност мо жет выделить в наблюдении. Остановимся на клиничес кой характеристике некоторых особенностей аутичныз детей (см. подробнее: Лебединская К.С; Никольская О.С Диагностика раннего детского аутизма. — М., 1991);

Основной особенностью их поведения является отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом. Это и есть аутизм (от латинского слова сам). Ребенок как будто не замечает никого вокруг, он не откликается на вопросы, ничего не спрашивает, ни о чем не просит, избегает взгляда в глаза другого человека, часто даже матери. Он не стремится к контакту со свер­стниками, играет не вместе с ними, а рядом. При по­пытках вовлечь такого ребенка во взаимодействие у него возникает тревога и напряженность.

Аутичный ребенок стремится к сохранению при­вычного, постоянного в окружении: обстановке, одеж­де, еде. Это выглядит как стереотипность и однообра-

зие, но при попытках нарушить его, при вмешатель­стве других людей у ребенка возникает тревога, агрес­сия или самоагрессия.

Вычурность позы, движений, мимики производит впечатление «деревянности», марионеточности, движе­ния лишены пластичности, плохо координированы. У этих детей страдает выразительность речи. Это может быть «попугайность», фонографическая или богатай неологиз­мами, в ней длительное время отсутствует местоимение «я», ребенок говорит о себе во втором или в третьем лице. Речь не используется для диалога, она стереотипна.

У аутичного ребенка нарушено чувство самосох­ранения — он поразительно бесстрашен. При этом бесстрашие может сочетаться со страхом перед про­стыми предметами или их отдельными свойствами. Такие дети испытывают особое влечение к ритму как варианту стереотипии.

Взгляд аутичного ребенка не фиксирован на гово­рящем, он не отзывается на обращение к нему, это дало основание говорить о его лице как о лице принца. «Лицо принца» часто у аутичных детей уже от рожде­ния — необычно выразительное, с умным, осмыслен­ным взглядом, утонченными чертами лица.

Это только несколько симптомов поведения аутич­ного ребенка, которые психодиагност может увидеть в наблюдении.

Наблюдение психодиагноста организовано его представлениями о возрастной норме поведения, ко­торые позволяют фиксировать реальное соответствие или несоответствие от того, что он видит в наблюде­нии. Классификация фактов реального поведения кли­ента позволяет формулировать гипотезу для решения психологической задачи.

Например, психодиагност в наблюдении отмечает двигательную расторможенность или гипердинамиче-ский синдром, который проявляется в том, что ребенок беспокоен, неусидчив, недостаточно целенаправлен, импульсивен. Это может быть симптомом семейного алкоголизма или педагогической запущенности ребен­ка. Выдвигая гипотезы о происхождении наблюдаемой симптоматики, психодиагност сопоставляет ее с содер­жанием заказа на свою профессиональную работу и принимает решение о выборе конкретных методик для исследования ребенка. Чтобы обследование дало воз-


I____________________________Jwijll

можность получить достоверную информацию, психо­диагност восстанавливает более широкий контекст происхождения симптомов, задавая вопросы в виде клинической беседы. Примерные вопросы, которые:

может задать психодиагност о ребенке, выглядят еле,' дующим образом (по книге И. Шванцаро и др. «Диагнс стика психического развития». — Прага, 1978):

1) Грызет ногти?

2) Сосет палец?

3) Отсутствует аппетит?

4) Разборчив в еде?

5) Засыпает медленно и с трудом ?

6) Спит спокойно?

7) Встает бодро и охотно?

8) Жалуется наболи в голове ?

9) Жалуется на боли в животе?

10) Бывает часто рвота?

11) Бывает часто головокружение ?

12) Заикается?

13) Чрезмерно потеет?

14) Краснеет, бледнеет?

15) Легко пугается?

16) Часто дрожит от возбуждения и волнения?

17) Часто плачет?

18) Часто моргает?

19) Дергает рукой? плечом?

20) Недержание мочи, кала (днем или ночью) ?

21) Бывают припадки злости?

22) Играет с какой-либо частью тела?

23) Боится за свое здоровье?

24) Бывает ли у него побуждение постоянно и церемонн< что-нибудь делать?

25) Бывает ли так, что замечтается, и мысль его где-то да леко?

26) Не умеет сосредоточиться ни на чем?

27) Имеется что-нибудь, что для него всегда особенно важно?

28) Имеются ли у него заботы? Какие?

29) Он очень тревожен?

30) Старается быть всегда тихим?

31) Боится темноты?

32) Часто видит фантастические предметы ?

33) Боится одиночества?

34) Боится животных? Каких?

35) Боится чужих людей ?

36) Боится шума?

37) Боится неудачи? В чем?

38) У него бывает чувство стыда, позора или виновности ?

39) У него бывает чувство своей ущербности, неполно­ценности?

40) Лжет как-нибудь? Когда и как?

41) Выдумывает о себе неправдивые истории ?

42) Как заботится о своей внешности ?

43) Как соблюдает порядок в своих вещах? И т. п.

Еще раз обращаем внимание на то, что вопросы для клинической беседы формируются в соответствии с теоретической позицией психолога.

Выбор вопросов зависит от заказа на психодиагно­стическую работу и от результатов наблюдения психо­лога за поведением клиента в ситуации обследования.

Полученные в ходе клинической беседы данные уточняются и сопоставляются с результатами работы клиента по методикам.

Таким образом, общую схему получения психоди­агностических данных можно представить следующим образом: