Апологетика и патристика
Греческая апологетика. Апологетика была необходима нарождающейся религии для защиты ее неординарного учения как от нападок со стороны иудеев, гностиков и язычников, так и для устранения разнородных толкований внутри самого христианства. Нападки на христианство выражались далеко не только в теоретических спорах. Первые три века истории христианства можно назвать кровавыми, поскольку римские власти безжалостно расправлялись с приверженцами новой религии, устраивая на них гонения и предавая жестоким казням.
Ранними греческими апологетами являются Марциан Аристид (середина II в.), Юстин-мученик (?—165), Тациан (середина II в.), Афинагор из Афин (середина II в.), Теофил из Антиохии (вторая половина II в.). Но наиболее известными апологетами стали Климент Александрийский (150—215) и Ориген (1^5—153).
Ориген родился в Александрии, зарабатывал на жизнь преподаванием. Его отец Леонид был жестоко замучен за свои христианские убеждения. Позже Ориген также был казнен, как и многие другие христиане, преследовавшиеся римскими властями.
Ориген считал, что истолкование Священного Писания есть основа христианской жизни и что Библию можно читать в трех уровнях: буквальном, моральном и духовном, или аллегорическом, который наиболее сложен, но и наиболее «достоин Бога». Духовное чтение Библии сопряжено с напряженным трудом ее истолкования, или экзегетикой (от греч. «толкование»). Подобная работа со Священными текстами увенчалась тем, что Ориген создал многие положения, которые затем легли в основу христианского вероучения.
Тема 11. Средневековая христианская философия
75.
Ориген учил, что ошибочно воспринимать Бога как нечто материальное — огонь, дыхание и т.д. Бог бестелесен: «Это реальность интеллектуальная и спиритуальная». Бог непознаваем: «Это реальность непостижимая и неисповедимая». Бог превосходит все, что бы мы ни мыслили о Нем. Христос — вторая ипостась Бога, Бог-Сын, и это Мудрость Бога. Бог-Сын рожден Отцом, но при этом единосущ Ему, т.е. един с Богом-Отцом и неотделим от Него. В то же время Христос обладает двумя природами — человеческой и божественной.
Третье лицо Божественной Троицы — Святой Дух. Он простирается только над существами с душой и не находящимися во власти зла. Это положение объясняет «механизм» божественной «кары» за дурные поступки и преступления. Чем больше человек отходит от исполнения Божественных Заповедей, тем меньше Святой Дух защищает его от нападок сил зла, которые несут ему беды и невзгоды.
В своем учении Ориген многое воспринял из неоплатонической философии. Например, представление о том, что мир надо понимать как серию миров, созданных не одновременно, но последовательно один за другим.
Латинская апологетика. Для христианских учителей была характерна оппозиция философии. Некоторые из них заимствовали из философских учений предыдущих эпох идеи для обоснования христианства, но большинство считали философию вредной наукой, поскольку она позволяла человеку взглянуть на мир с различных точек зрения, а одним из главных методов философии являлось сомнение и критика любой концепции. Христианская Церковь уже нашла Истину. Истина есть Христос. И поэтому отбрасывала философию за ненадобностью.
Одним из ярчайших апологетов и противников философии был Квинт Септимйй Флоренс Тертуллиан (около 160 — после 200). Он объявляет, что вера выше разума, а всякая философия от дьявола. Тертуллиан пишет: «Философы ищут истину, значит, они ее не нашли», а также заявляет, что в Евангелии уже все есть.
Рассуждения Тертуллиана парадоксальны. Он считает, что вера в Христа и человеческая мудрость несовместимы, а потому выдвигает свой Знаменитый тезис: «Сгеао дша аЬ^игаит» — «верую, потому что абсурдно». Положения веры, на его взгляд, настолько несоизмеримы в сравнении с разумом, что кажутся абсурдными для разума, а-это и есть лучшее доказательство того, что они истинны. Например, то, что Христос был погребен и восстал из гроба, является достоверным именно потому, что это представляется совершенно невероятным для убогого человеческого ума. Поэтому, по Тертуллиаиу, то божественное, что абсурдно для человеческого разума, — является наиболее убедительным.
Раздел IV. Философия средних веков
Миланский эдикт. В 313 г. произошло решающее для христианской истории событие. Император Константин принял Миланский эдикт, по которому была объявлена свобода христианского вероисповедания и культа. Преследования христиан были прекращены, и христианская мысль становится легальной и преобладающей.
Греческая патристика. В IV в. особую известность приобрели три богослова и проповедника из Каппадокии: Василий Великий (ок. 330— 379), его брат Григорий Нисский (ок. 335—394) и его друг из Назианы Григорий Богослов (ок. 330—390). Григорий Нисский первым систематизировал христианские догмы и учения. Он считал, что Священное Писание надо использовать в качестве правила и закона для проверки любой/теории.
В У—У1 вв. большую популярность приобрел неизвестный автор, скрывавшийся под именем Дионисий Ареопагит, больше известный как Псевдо-Дионисий. После него осталось много различных сочинений, которые имели невероятный успех на протяжении всего Средневековья. Он разработал в своих сочинениях иерархию, якобы существующую в духовном мире,' а также предложил новый тип теологии, так называемую апофатическую теологию (буйвально: «негативную»). Согласно апофатической теологии лучше всего обозначить Бога через отрицание, отделяя от Него любые атрибуты, так как Он превосходит все и вся. Поскольку Бог «сверхсущий», то не слова и разум, а именно молчание и таинственный мрак лучше всего выражают эту сверхсущую реальность. Идеи, заложенные апофатической теологией, дали начало исихазму — аскетической традиции христианского самосовершенствования, одна из важнейших практик которого заключается в принятии обета молчания.
Отцом Церкви, внесшим значительный вклад в формирование христианской догматики, был Максим Исповедник (579—662). Он. боролся с учением монофизитов, считавших, что Христос наделен одной природой — Божественной, и с учением монофилитов, заявлявших, что Христос наделен одной волей — Божественной. Он настаивал на том, что у Христа две природы и две воли — Божественная и человеческая.
Иоанн Дамаскин (673—777) заканчивает эпоху греческой патристики. Он был великим систематизатором. Его работа «Точное изложение православной веры» имеет актуальное значение до настоящего времени. Благодаря Дамаскину философия вновь стала пониматься как богоугодное почтенное занятие. Он писал о философии: «Философия — это любовь к мудрости, но истинная премудрость — Бог, и потому любовь к Богу есть истинная философия».
Латинская патристика. Августин Аврелий. Блаженный Августин (354—430), как его называют в православной церкви, или Святой Ав-
Тема 11. Средневековая христианская философия
густин, как его именуют в католической церкви, создал яркую и законченную богословскую систему, которая повлияла на последующую западную мысль в целом. Изложим его идеи.
Принцип самодостоверности внутреннего опыта. Августин ставит перед собой задачу найти то, в чем нельзя сомневаться. Он отталкивается от идеи, присущей скептицизму, что «сомневаться можно во всем», но в отличие от последнего предлагает неожиданное продолжение — «но я не могу сомневаться в акте сомнения*, а раз так, то должен существовать тот, кто сомневается. Таким образом, Августин, отталкиваясь от внутреннего акта сомнения, приходит к выводу о достоверном наличии собственного существования. Он продолжает свои рассуждения и переходит к доказательству реальности существования души. «Я могу сомневаться в том, что я воспринимаю, но несомненны сами акты восприятия, познания и желания. Но это три различных сферы деятельности моей души, значит, сама душа есть некоторое единое целое. Следовательно, реальность моей души есть несомненный факт».
Доказательство бытия Бога. От факта сомнения Августин переходит к существованию истины и Бога. «Если я в чем-то сомневаюсь, это означает, что я обладаю какой-то истиной. Если я уверенно говорю, что это не истина, значит, я знаю, что есть истина».
Кроме чувственного восприятия человек может непосредственно созерцать такие нематериальные истины, как нормы добра и зла, нормы прекрасного, может постигать законы логики и математики. Но все эти истины одинаковы для всех людей, их нельзя вывести только из моей души, следовательно, они надиндивидуальны. Должен существовать внешний источник этих норм и правил, и таким источником может быть только Бог, который является абсолютным единством и вместилищем всех идей.
Человек как образ и подобие Троичного Бога. Из рассуждений Августина Бог предстает как личность. Но если Бог — личность, то, соответственно, Бога можно познавать по аналогии с человеческой душой. Человек внутренний есть образ и подобие Бога и Святой Троицы, в этом заключена особая новизна взглядов Августина. Он считает, что в человеческой душе отражается Сам Бог, а потому настоящая проблема, которую должен решить человек, — это не окружающий мир, не космос, а сам человек. Углубляясь в свою собственную душу, мы находим Бога.
Учение об истории. В Древнем мире история понималась как движение по кругу, как повтор. Августин вводит современное понимание истории — как направленное движение к определенному событию. С его точки зрения, история возникает вместе с сотворением мира и имеет конец вместе с концом сотворенного мира. История завершится «днем
Раздел ГУ. Философия средних веков
Господа», который станет восьмым днем, освященным вторым пришествием Христа. И уже этому дню «не будет конца».
Теория познания. Провиденциализм. Августин выдвигает свое решение проблемы человеческого познания: «Не понимать, чтобы верить, а верить, чтобы понимать». Это означает, что тот, кто пытается понять нечто в мире, подходит к этому уже с определенными сложившимися представлениями и ожиданиями, а значит, познание является в основном корректировкой знания, которое априори (от лат. «предшествующий», т.е. до опыта) уже было в человеке. Но откуда берется априорное знание? В понимании Августина оно возникает из Божественной поддержки. Над человеком всегда попечительствует Бог. Эта идея божественной поддержки в мире получила название провиденциализм (от лат. рготаепйа — провидение, промысел Божий).