Даосизм
Даосизм в отличие от конфуцианства исповедует индивидуализм и личностные достижения. Во главу угла ставятся интересы личности, а не общества. Можно выделить философское и религиозное направления даосизма.
Философский даосизм — это изначальное учение, которое считало смерть естественным явлением. В противовес этому направлению возникшее позже религиозное направления даосизма своей целью ставит продление жизни и поддержание жизненных сил вплоть до победы над смертью и обретения бессмертия.
Лао-Цзы и «Дао-дэ-цзин». Основателем даосизма считается Лао Дань (или Ли Эр}, больше известный как Лао-Цзы, что буквально переводится как «старый ребенок». Если личность Конфуция является достоверно исторической, т.е. известно, что на самом деле жил такой мудрец, то Лао-Цзы — личность легендарная и точно неизвест-
Раздел III. Философия Древнего Востока
но, существовал ли вообще такой человек. Предания передают, что он родился уже седовласым, жил затворником, а в конце жизни уехал куда-то на Запад верхом на буйволе, оставив на прощание начальнику пограничной заставы написанную им книгу «Дао-дэ-цзин», название которой можно перевести как «Книга о пути и его проявлениях», или «Канон'Пути и его Силы».
Существует легенда, что Лао-Цзы был старшим современником Конфуция и .последний имел встречи с основоположником даосизма. Впрочем, в настоящее время среди китаистов господствует точка зрения, что «Дао-дэ-цзин» написана не ранее 300 г. до н.э. и не имеет никакого отношения к мудрецу Лао-Цзы. Однако это ни в коей мере не может преуменьшить той роли, которую «Дао-дэ-цзин» сыграла в истории даосизма и китайской философии. Этот трактат не только определил создание новой философской традиции, но повлиял и продолжает оказывать влияние на умы миллионов людей во всем мире вне зависимости от их этнической или конфессиональной принадлежности.
Он представляет собой небольшую книгу, сборник афоризмов, состоящую из пяти тысяч иероглифов, оформленных в восемьдесят один чжан (чжан — небольшая глава или афоризм). «Дао» в контексте трактата можно условно перевести как Путь вещей. «Дэ» — эманация, т.е. проявление Дао. «Цзин» переводится как сущность, а в контексте названия книги еще имеет смысл как авторитетность, т.е. принадлежность к классическим писаниям.
Дао — это фундаментальное понятие даосизма. Оно невыразимо в слове, потому что в слове может быть выражено только ставшее, стабильное, застывшее, а дао неуловимо, ему присущи вечное движение и изменение. Дао есть абсолютная, неподдающаяся описанию категория, извечный вселенский принцип. В первой же фразе «Дао-дэ-цзина» говорится об этом: «Дао, которое может быть выражено словами, не есть истинное Дао». В ином варианте эта фраза переводится так: «Постоянный Путь составляется из возможности выбора Пути и невозможности выбора Пути. Постоянное имя составляется из возможности выбора имени и невозможности выбора имени».
К Дао можно приближаться, но нельзя приблизиться. Дао выступает как самопроизводная созидательная субстанция, основа всего сущего. В «Дао-дэ-цзине» читаем: «Великое Дао растекается повсюду. Оно может находиться и вправо и влево. Благодаря ему все сущее рождается и не прекращает своего роста... Все сущее возвращается к нему». Дао иногда сравнивают с водой. Вода нежна и текуча, но обладает потенциальной мощностью. Отсюда говорят, что следовать Дао значит естественно и без сопротивления отдаться потоку реки жизни.
Тема 10. Древнекитайская философская традиция
Лао-Цзы утверждал, что Дао предшествует Небу и Земле. К нему не применимы характеристики Бытия или Небытия. Оно не есть Бытие или Небытие, но является Первопричиной, источником рождения и уничтожения всего, основой любого процесса.
Дэ — проявленная мощь Дао, оно демонстрирует действие Дао и проявляет его потенциальную энергию в мире, воспринимаемом нашими чувствами. Поэтому свойства Дэ выразимы в слове. Если обратиться к образу воды, то Дао представляет поток, а Дэ выражает силу течения потока.
Ци — буквально означает дыхание. В философско-мистическом контексте древнекитайских учений «ци» соответствует понятию духа или жизненной силы, энергии, заключенной во всем сущем. В контексте учения о Дао «ци» рассматривается как движущая сила Вселенной.
Слияние с Дао и процесс перемен. Главной целью адепта (последователя) даосизма является единение с миром, гармония с Природой, т.е. слияние с Дао — источником, который дарует абсолютное удовлетворение и изначальную естественность. Человек обладает двумя натурами: первая — естественная, порождается Дао, а потому истинная, вторая порождается страстями, свойственными человеку, и Потому ложная. Идеальным человеком считается тот, в ком истинная натура возобладает над ложной.
Все сущее находится в непрерывном процессе изменений, сбалансированных Дао. Неизменен лишь принцип или закон — Чан. Достижение слияния с Дао, или Просветление, именуется термином Мин. Просветление — это состояние осознания закона «Чан», который, оставаясь неизменным, вызывает и контролирует все процессы перемен в мире.
Согласно даосскому учению в жизни нет ничего более постоянного, чем перемены. А отсюда следует единственно правильное поведение для человека — сосредоточиться на настоящем моменте времени (принцип «здесь и сейчас»}. Мир совершенен, и пытаться изменить мир значит разрушать его совершенство. Этим объясняется полная социальная апатия адептов даосизма.
Чжуан-цзы. Чжуан-цзы (369—286 до н.э.) в соответствии с исторической традицией считается последователем Лао-Цзы, который систематизировал и переосмыслил изначальные положения даосизма и собственно создал даосскую философию, которая выражена в книге, носящей его имя. Но современные исследования говорят о том, что о личности Чжуан-цзы известно еще меньше, чем о Лао-Цзы. А его книга представляет собой скорее сборник разрозненных фрагментов, не связанных между собой, составленный для любителей даосской мудрости.
Раздел III. Философия Древнего Востока
В трактате «Чжуан-цзы» в целом углубляются темы, которых касается «Дао-дэ-цзин». В частности понятие «Дао» рассматривается как «отсутствие» — «небытие» (у), высшей формой которого является «отсутствие самого отсутствия» (у у). Усиливается и тезис о вездесущ-ности Дао. В определенном смысле можно говорить о присутствии в этом древнем трактате таких тем и идей, которые западная философия открывает для себя гораздо позже. Например, идей неразделенное™ субъекта и объекта, или «всеединства». Особый интригующий характер придает «Чжуан-цзы» учение о «питании жизни» для обретения долголетия, сверхъестественных способностей и даже бессмертия. «Рецепт» одновременно прост и сложен — необходимо единение с Дао, которое превыше жизни и смерти. В одном из подобных мест книги можно прочитать: «Подсолнечник из Южного предместья спросил у Женщины Одинокой: «Почему у тебя в старости цвет лица, словно у ребенка?», «Я слушаю о Пути», — ответила Одинокая».
Даосская практика. Даосизм за тысячелетия своего существования выработал различные практики, позволяющие достичь желаемого Просветления. Даосы считают, что информация обо всей Вселенной заложена в каждом человеке. Выйти на уровень восприятия этой информации можно при помощи медитации. При этом даосская медитация не ставит цель освобождения человека от дальнейших перемен. Напротив, эта техника развивает способность и готовность к переменам.
Большинство практик включают в себя психофизиологические упражнения, продлевающие жизнь, увеличивающие жизненные силы и оздоравливающие организм. Наиболее известные системы практик называются Цигун и Тайцзицюань. Они являются не столько комплексами физических упражнений, сколько так называемыми динамическими медитациями, т.е. медитациями в движении.
Адепты даосизма верят в то, что каждому человеку от рождения отпущено определенное количество дыханий. Каждый выдох истощает жизненную энергию ци, поэтому выдох надо направлять мысленно внутрь себя. Так же ими практикуется замедленное и утробное дыхание. В соответствии с этой техникой, символически сравнивающей дыхание с жизнью плода в утробе матери, человек практикует задержку дыхания на длительное время. Считается, что жизненная энергия ци мужчины растрачивается им с каждым половым актом, поэтому даосы практикуют либо воздержание от секса, либо специальные техники, позволяющие не терять энергию ци и даже, наоборот, восполнять ее во время полового акта (так называемое Дао-любви).
Концепция ву-вей (невмешательство, или недеяние). Даосская концепция «ву-вей» практикует невмешательство или воздержание от
Тема 10 Древнекитайская философская традиция
активных действий. Это не означает абсолютной пассивности, напротив, данный принцип иногда выражают известной формулой «деяние через недеяние». Иными словами, это действие, которое осуществляется в соответствии с двумя принципами: 1) ни одно усилие не должно быть потрачено даром; 2) не следует делать ничего противоречащего законам природы.
Оказывается, чтобы добиться чего-то, зачастую надо попросту не делать каких-то действий. Например: не делать людям зла, не причинять им боль, не ссориться и не ругаться с ними. Этим можно очень многого добиться.
В то же время ву-вей предполагает такие деяния, которые выполняются человеком спонтанно, естественно, интуитивно, как то, что не планируется заранее. Это напоминает поведение ребенка, свободного от условностей. Такое поведение мотивировано реальными обстоятельствами данного момента — здесь и сейчас. Чжуан-цзы, иллюстрируя принцип ву-вей, рассказывал о поваре одного царя, нож которого был острым без заточки и через девятнадцать лет. Причиной тому было мастерство повара, разделывавшего туши так умело, что нож никогда не попадал в кость или сухожилие. Он разделывал туши, вводя нож в естественные полости между сочленениями, но несмотря на свое мастерство, каждый раз, встречаясь со сложным сплетением, не спешил и остерегался, медленно и аккуратно ведя лезвие ножа. Кстати, царь, которому служил повар, услышав рассказ о принципах его искусства, воскликнул: «Отлично! Я понял, как достичь долголетия!»
Отсутствие этического догматизма. У даосов отсутствует этический догматизм, это связано с практическим проявлением принципов ву-вей в жизни. Если человек задумывается над моральностью своего поступка, он поступает не естественно и не интуитивно, а руководствуется той или иной мотивацией. Даосы считают неприемлемым регламентировать моральную жизнь человека законодательно, поскольку это означает насилие над человеческой природой, нарушающее гармонию Дао. В трактате «Чжуан-цзы» от имени Конфуция, разъясняющего своему ученику это даосское учение, говорится: «Рыба создана для воды, а человек — для пути. Тот, кто создан для пути, утверждает свою жизнь в недеянии. Поэтому и говорят: «Рыбы забывают друг о друге в просторах рек и озер, люди забывают друг о друге в учении о пути». <...> Тот, кто чуждается людей, равен природе. Поэтому и говорится: «Человек ничтожный для природы — благородный муж для людей; благородный муж для людей — человек ничтожный для природы».
Раздел III Философия Древнего Востока
Литература
' Вопросы для самопроверки
1. В древних китайских трактатах говорится: «Колесо крутится, не прерываясь, вода течет, не останавливаясь, начинаясь и кончаясь с тьмой вещей», «Никто ничего не вершит, а все само согласовано с Дао», «Высшее Дао рождает тьму вещей, но ею не владеет, творит многообразные изменения, но над ними не господствует». Проанализируйте эти высказывания, а также материалы учебного пособия и сделайте заключение о космогонических представлениях древних китайцев.
2. Как вы думаете, почему в древнекитайских представлениях о мире отсутствует различие Бытия и Небытия, идеального и материального и почему китайские мыслители видели задачу в том, чтобы осознать взаимозависимость и коррелятивность всей «тьмы вещей»?
3. Одним из главных оснований конфуцианства является принцип «ли» (единство ритуала и этики). Как, на ваш взгляд, этот принцип отразился на мировоззрении китайцев? В чем его практическое значение для жизни людей? Может ли данный принцип сформировать в индивидуальном сознании какие-либо негативные качества личности (с точки зрения западного мышления)?
4. В трактате «Луныой» приводится выражение Конфуция: «Те, кте любит человеколюбие, считают, что нет ничего выше его». То есть центральной темой размышлений Конфуция был человек. С кем из западных философов того же времени близок в этом отношении китайский мыслитель? Можно ли считать их взгляды на человека идентичными? Ответ обоснуйте.
5. Как вы думаете, почему одним из главных методов обучения Конфуций считал изучение древних текстов?
6. Конфуцию приписывают следующее высказывание: «Суть господина подобна ветру, а суть простых людей подобна траве. И когда ветер веет над травой, она не может выбирать, а наклоняется». Как вы понимаете это выражение?
7. Само по себе Дао неподвижно, но является началом любого движения. Дао неопределенно и бесконечно. Оно выражает космический принцип высшей справедливости. Найдите сходство учения о Дао Лао-Цзы с идеями Гераклита, Аристотеля и Анаксимандра.
8. Чжуан-цзы, говоря о трудности передачи словами глубинных смыслов явлений, приводит такой афоризм: «Сеть существует, потому что существует рыба; поймав рыбу, вы можете забыть о существовании сети .. Слова существуют, так как в них заложен смысл, вы можете забыть слова. Где мне найти человека, который забыл слова и с которым я мог бы поговорить?». Разберите данный афоризм и попробуйте разъяснить, что хотел передать в нем Чжуан-цзы. Можно ли мыслить, не пользуясь словами? Приведите примеры.
9. Чжуан-цзы считал, что не существует абстрактного добра и чла, и эти категории проявляются в зависимости от обстоятельств и личных характеристик участников событий. Кто из софистов придерживался сходного мнения9
10 Даосы считали, что идеальное государство должно существовать «незаметно» для его подданных. Поясните, как вы понимаете эту идею.
Литература
1. Великие мыслители Востока / Под ред. Яна П. Мак-Грила.М., 1998.
2. История китайской философии / Под ред. М.Л. Титаренко. М., 1984.
3. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. М.. 1989.
4. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2001.
5. Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы. СПб., 1994.
6. Мудрецы поднебесной: Сб. / Лао-цзы. «Дао-дэ-цзин»; Конфуций. «Лунь юй» и др. Симферополь, 1998.
7. Томпсон М. Восточная философия. М., 2000.
8. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., 1998.